Трамвай. Подвижной состав. Вагон-электростанция
Описание | Фотогалерея (22)
Первый харьковский вагон-электростанция был изготовлен ВАРЗом ХТТУ в 1953 году на базе прицепного вагона серии «КП» #130. Этот вагон не мог передвигаться самостоятельно, а буксировался при помощи другого трамвая-тягача. Оборудование электростанции состояло из ртутно-выпрямительного агрегата типа РМНВ-1000 и разделительных устройств 6000 и 600 В. Мощность электростанции равнялась 600 кВт. Предназначался вагон для питания трамвайной сети в условиях недостатка стационарных подстанций. Последнее особенно ощущалось в 50-е годы, поскольку значительное расширение трамвайной сети не сопровождалось своевременной постройкой новых стационарных тяговых подстанций. Дополнительные мощности требовались также в дни массовых перевозок харьковчан к местам отдыха.
В 1984 году на смену этой передвижной электростанции пришел другой вагон. К этому времени ХТТУ имело достаточно стационарных мощностей для питания трамвайной сети, а передвижная электростанция использовалась при ремонтных работах, когда, по техническим условиям, необходимо отключение напряжения в контактной сети. Новый вагон-электростанция, получивший номер ВЭ-1, был изготовлен на базе пассажирского вагона МТВ-82, из числа переданных из Киева для переоборудования в служебный подвижной состав. Помимо основной функции он также предназначен для перевозки сварочного оборудования.
В конце 2002 года вагон ВЭ-1 использовали при съемках художественного фильма «Русское». Съемки проходили возле Госпрома, на улице Чеботарской, и в других районах города. На время съемок ВЭ-1 стал «пассажирским» МТВ-82 маршрута «А» (кольцевой) с парковым номером 700. Вагон был перекрашен из стандартных желто-голубых тонов, характерных для харьковских спецвагонов, в оранжево-красную гамму. Впрочем, на этом сходство с пассажирскими трамваями заканчивалось, поскольку сам вагон после ряда переделок отличался внешне от пассажирского МТВ-82, к тому же парковый номер 700 носил ранее прицепной вагон серии «М».
По окончании съемок вагону-электростанции был возвращен его прежний номер ВЭ-1, однако окраска сохранялась еще несколько лет, прежде чем вагон вновь был перекрашен в стандартные желто-голубые цвета. После реорганизации ХКП "Горэлектротранс" вагон был зачислен на баланс КП «Горэлектротранссервис» и базировался в Салтовском трамвайном депо вплоть до списания в 2015 году.
(с) Андрей Бутковский, 2015