Трамвай. Подвижной состав. Рельсотранспортеры
Описание | Фотогалерея (10)
Транспортировка рельсов к участкам ремонта пути и их разгрузка на месте была тяжелой задачей для рабочих ремонтных служб. В довоенное время несколько моторных и прицепных грузовых платформ в Харькове были оборудованы небольшими кранами и лебедками. Подобные устройства в значительной мере облегчали труд путейцев.
Первый специализированный вагон для транспортировки рельсов и шпал к месту ремонтных работ с возможностью механизированной погрузки и разгрузки – рельсотранспортер – появился в нашем городе в ноябре 1961 года. Это был рельсотранспортер типа РТ-2 производства Сокольнического вагоноремонтного завода (СВАРЗ, г. Москва), имевший бортовой номер РТ-43. Вагон был построен с использованием тележек и пневматического оборудования пассажирского трамвая МТВ-82. За небольшой кабиной, напоминавшей по дизайну кабину МТВ-82, располагалась открытая платформа, над которой находилась продольная балка для крепления выдвижных стрел подъемного устройства грузоподъемностью 750 кг каждая. На крыше вагона находились два токоприемника бугельного типа. Необычный бортовой номер рельсотранспортера (РТ-43) объяснялся тем, что до середины 60-х годов для всех рельсотранспортеров производства СВАРЗ существовала общая нумерация, при которой бортовой номер соответствовал заводскому номеру вагона.
В 1972 году в Харьков поступили еще два рельсотранспортера – один типа РТ-2 и один, более усовершенствованный, типа РТ-3. Эти вагоны получили бортовые номера, соответствовавшие обозначению моделей. Рельсотранспортер РТ-2 был собран на Одесском заводе электротранспорта, предположительно на базе одного из вагонов МТВ-82, бывших ранее в пассажирской эксплуатации в Одессе. От вагонов СВАРЗ РТ-2 он имел незначительные внешние отличия в дизайне кабины. Рельсотранспортер РТ-3 производства СВАРЗа также отличался от своих предшественников другим дизайном кабины. Помимо этого, у него была одна, более мощная стрела, вместо двух, а также один токоприемник.
Рельсотранспортер РТ-43 в 80-е годы прошел ремонт на ВАРЗе, в ходе которого он получил кабину, характерную для других служебных вагонов харьковского производства тех лет (МГП, СП, ПМ и пр.). Все рельсотранспортеры находились на балансе Грузового депо. После ликвидации последнего в 1999 году они были приписаны к Участку грузовых перевозок Ленинского депо. РТ-2 и РТ-43 были списаны в начале 2000-х годов. Рельсотранспортер РТ-3 эксплуатировался до середины 2000-х годов. Уже будучи нерабочим, вагон был зачислен на баланс КП "Горэлектротранссервис" после упразднения ХКП "Горэлектротранс" в 2011 году, а спустя три года был списан и утилизирован.
© Андрей Бутковский, 2018.