Трамвай. Подвижной состав. Снегоочистители

ОписаниеФотогалерея (98)Новости по теме (7)

Вагоны-снегоочистители предназначаются для расчистки трамвайных путей от снега. Различными устройствами, установленными на вагонах, снег удаляется с рельсов в сторону.

Первый снегоочиститель появился в трамвайном хозяйстве Харькова еще до революции. В апреле 1911 года он упоминался в перечне инвентаря харьковского трамвая, опубликованном в газете «Южный край». Что представлял из себя первый харьковский снегоочиститель – неизвестно.

В конце 20-х годов, с перешивкой трамвайной колеи с 1000 на 1524 мм, встал вопрос об изготовлении новых вагонов-снегоочистителей. Два таких вагона были собраны в Харьковских Трамвайных Мастерских в 1929-м (по другим данным, в 1932-м) году. Точное название модели неизвестно, поскольку архивы были уничтожены во время немецкой оккупации. По-видимому, модель называлась СХ (Снегоочиститель Харьковский). Оба вагона пережили войну. О важности работы снегоочистителей говорит тот факт, что сразу после освобождения Харькова в 1943 году вышел приказ восстановить два снегоочистителя, по одному для каждого существовавшего тогда депо. Впоследствии эти снегоочистители неоднократно модернизировались и сейчас практически не отличаются внешне от более поздней модели СХ-2. Первые харьковские снегоочистители имеют деревянный корпус, внешне напоминающий кузов вагона серии «Х». Двери в вагон расположены с каждой стороны слева спереди по ходу движения, также имеется большая двухстворчатая дверь посредине борта с одной стороны. С торцов кузова по три окна, с боков - с одной стороны четыре, с другой пять, в том числе по одному окну в дверях. С обоих торцов расположено по косому снегоотвалу, под которым находится вращающийся щеточный барабан.

В 2006 году снегоочиститель #1 был списан. Его оборудование было использовано для постройки экскурсионного вагона серии «Х» к столетнему юбилею Харьковского трамвая. Снегоочиститель #2 продолжает работать: его возраст составляет более 80 лет!

В 1952 году на Вагоноремонтном заводе (ВАРЗе) ХТТУ был налажен выпуск вагонов-снегоочистителей не только для нужд Харькова, но и для других городов. Модель получила название СХ-2 (Снегоочиститель Харьковский). За первые два года было построено 6 снегоочистителей, а всего до прекращения их производства в 1963 году было произведено не менее 26 единиц. Помимо самого Харькова известно о поставках вагонов в Винницу, Донецк, Житомир, Кадиевку (Стаха́нов) и Киев. Для Киева было построено 10 снегоочистителей. В Харькове снегоочистители СХ-2 получили номера ## 3 - 9. Вагоны за время своей эксплуатации неоднократно модернизировались. Все они имеют деревянный корпус, похожий внешне на корпус довоенных снегоочистителей, за исключением #6, корпус которого в конце 90-х годов был восстановлен после пожара и стал металлическим.

После прекращения производства собственных вагонов в Харьков стали поступать снегоочистители моделей ГС-4 и ГС-5, производившиеся в г. Горьком (ныне Нижний Новгород, Россия). ГС-4 (Горьковский Снегоочиститель) имел по одной щетке с обоих торцов вагона, а ГС-5 с одного торца вместо щетки имел роторный снегоуборочный механизм с двумя шнекам, захватывавшими снег и с силой выбрасывавшими в сторону. Подъемным механизмом щеточного барабана являлся пневмоцилиндр. Обе модели имели идентичный деревянный кузов, схожий по дизайну с кузовом снегоочистителей СХ-2, но несколько удлиненный и имевший двери по центру. Часть электрооборудования было вынесено на крышу.

Горьковские снегоочистители в ХТТУ продолжили нумерацию вагонов СХ-2. В октябре 1964 года был взят на баланс снегоочиститель ГС-5, получивший номер 10. Следующий вагон (ГС-4 #11) поступил через 4 года. В 1970 году было получено сразу 4 новых снегоочистителя: ГС-4 ## 12-13 и ГС-5 ## 14-15.

С 1975 года производство снегоочистителей ГС было перенесено с Горьковского вагоноремонтного завода (ГВРЗ) на Куйбышевский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод (КРТТЗ). Конструкция кузова куйбышевских снегоочистителей была изменена: вместо устаревшего деревянного он стал современным металлическим. Изменились также форма и расположение окон. Наименование моделей при этом осталось прежним. В Харьков два подобных снегоочистителя ГС-4 поступили в 1978 году и получили номера 16 и 17. В 1982 году в Харьков поступил последний ГС-4, получивший порядковый номер 18. Снегоочистители модели ГС-4 продолжали выпускать до 1989 года, но в Харьков они в это время не поступали – городу хватало имевшихся. В 1988 году по разработке Воронежского РТТЗ в Куйбышеве начался выпуск новой модели снегоочистителя, получившей индекс ВТК-01. В августе 1989 года в Харьков был поставлен один такой вагон, получивший порядковый номер 19. От ГС-4 он отличается более современным корпусом и электросхемой. Условия работы водителей улучшились за счет наличия отдельных кабин и измененного расположения оборудования. Но все же модель ВТК-01 осталась двухосной.

Весной того же 1989 года в Харькове появился другой тип снегоочистителя. Это был вихревой снегоочиститель ВТК-24 производства Новосибирского трамвайно-троллейбусного ремонтного завода (НТТРЗ), выполненный в кузове вагона КТМ-5М3. Принцип работы такого снегоочистителя заключался в сдувании снега с трамвайных путей мощным потоком теплого воздуха. В салоне вагона находился мощный вентилятор, воздухозаборник которого располагался вместо одного из окон в середине салона. В остальном вагон внешне практически не отличался от пассажирского вагона КТМ-5М3. По чертежам, полученным из Новосибирска, на ХЗЭТе был построен второй вихревой снегоочиститель из списанного пассажирского ваона КТМ-5М3 #738. Из-за отличия способа удаления снега с путей и другой конструкции они не продолжили нумерацию прежних снегоочистителей, а начали новую, получив парковые номера ВС-1 и ВС-2. Эти вагоны использовались преимущественно для уборки территории депо, так как при работе создавали большой снежный вихрь, доставлявший неудобство пешеходам и автомобилистам. Все харьковские снегоочистители являются моторными. В настоящее время все они оснащены пантографами от вагона КТМ-5. Раскраска у снегоочистителей различная. У #1-#18 - желтый верх и красный низ (разных оттенков), #19 ранее был полностью оранжевый, несколько лет назад его перекрасили по общей схеме, добавив черную «юбку» снизу. Вихревые снегоочистители были окрашены, так же, как и пассажирские КТМы – белый верх, красный низ. В 2006 году ВС-1 был перекрашен, получив при этом розовую «юбку» вместо белой.

Зимой снегоочистители выходят на расчистку рельсовых путей после снегопадов и сметают снег с трамвайного пути в сторону, без чего невозможно движение пассажирских трамваев. Летом снегоочистители, как правило, стоят в депо и проходят сезонную подготовку. В порядке эксперимента в 60-е годы летом некоторые из вагонов использовали для уборки улиц.

До 1988 года все снегоочистители были на балансе Грузового депо, позже их распределили между четырьмя другими депо города. На сегодняшний день снегоочистители более старых моделей СХ и СХ-2 (## 2,3,6,8) находятся на балансе Октябрьского депо, а более новые ГС-4, ГС-5 и ВТК-01 (## 10,12,13,15-19) – на балансе Салтовского. Cнегоочиститель ГС-5 # 14 в 2007 году был передан на баланс созданного тогда КП «Харьковский вагоноремонтный завод»; он предназначен для очистки заводских путей от снега. Вагоны ## 1,4,5,7,9,11, равно как и оба вихревых снегоочистителя, списаны.

(с) Константин Марков, Андрей Бутковский, 2018.