Трамвай. Подвижной состав. Рельсосварочные вагоны

ОписаниеФотогалерея (53)

Для транспортировки оборудования, необходимого для сварки трамвайных путей, используются специальные сварочные (рельсосварочные) вагоны.

С начала 20-го века трамвайные пути в Харькове сваривались преимущественно тиглевым методом. С 1969 года стали применять более прогрессивную стыковую термитную сварку. На стыке рельсов ставили специальные полуформы, которые охватывали стык. Свободное пространство заливали жидким металлом, который, застывая, прочно схватывал оба рельса.

В 1972 году ВАРЗом ХТТУ на базе пассажирского вагона МТВ-82 # 802 был создан вагон электроконтактной сварки пути. Электроконтактная сварка осуществлялась подвесным рельсосварочнымаппаратом К-255Л производства Каховского завода электросварочного оборудования. Сварочный аппарат располагался в задней части вагона. В рабочем состоянии головка сварочного аппарата посредством гидромеханического манипулятора выдвигалась через широкие двери, устроенные в заднем свесе вагона и охватывала свариваемый стык. В вагоне располагалось также охлаждающее оборудование и понижающий трансформатор (сварочный аппарат был рассчитан на напряжение 380 В).

Еще несколько пассажирских вагонов МТВ-82, ## 809, 832, 837, 847, были переоборудованы всварочные во второй половине 70-х годов. Они были предназначены для перевозки и питания переносных сварочных аппаратов и вспомогательного оборудования и пришли на смену более ранним служебным вагонам типа «Х». В отличие от МТВ-82 # 802 эти рельсосварочные вагоны не подверглись столь серьезной переделке. Единственным существенным внешним отличием от пассажирских МТВ-82 стали широкие раздвижные двери по правому борту вагона, прорезанные специально для выгрузки и погрузки сварочного оборудования. В 1979 году был переоборудован еще один вагон МТВ-82, получивший номер СВ-10.

В 1978 году в сварочные вагоны было переоборудовано три пассажирских трамвая РВЗ-6. Они получили номера СВ-1, СВ-2 и СВ-3. Однако сварочные вагоны на основе РВЗ-6 оказались недолговечными: СВ-2 был списан уже в декабре 1980 года, два других вагона – в 1986 году. Вместо них в 1984-1986 годах ВАРЗом ХТТУ были выпущены еще четыре сварочных вагона на базе списанных МТВ-82, поступивших из Киева. Оборудованные по типу более ранних сварочных вагонов МТВ-82, они получили номера СВ-4 – СВ-7.

Второй вагон электроконтактной сварки пути, с более современным рельсосварочным аппаратом К-355, был построен в 1987 году и в целом напоминал вагон # 802. Однако для этого вагона от исходного киевского МТВ-82 оставили лишь раму; кузов вагона был заново построен ВАРЗом ХТТУ и, в отличие от МТВ-82, имел угловатые формы и более широкие окна. Он получил номер СВ-1, так как носивший этот номер сварочный вагон на базе РВЗ-6 к моменту его постройки был уже списан. В 1989-1991 годах несколько сварочных вагонов для перевозки оборудования было построено на базе пассажирских вагонов КТМ-5М3 1976-1979 годов выпуска. Эти вагоны получили номера СВП-1, СВ-2, а также РС-1 – РС-5.

Сварочные вагоны, созданные на базе КТМ-5 оказались недолговечны – к 2000 году были списаны СВП-1, РС-4 и РС-5, а в начале 2000-х их участь постигла также вагоны РС-1, РС-2 и СВ-2. В начале – середине 90-х были списаны также некоторые сварочные вагоны на базе МТВ-82: ## 809, 837, 847, СВ-4. Вагоны ## 832, СВ-5 и СВ-6 списаны в начале 2000-х.

Все сварочные вагоны до 1999 года находились на балансе Грузового депо, а после его ликвидации были приписаны к Участку грузовых перевозок при Ленинском трамвайном депо, хотя часть из них базировалась в Службе пути и Салтовском трамвайном депо. На сегодняшний день в регулярной эксплуатации остаются вагоны СВ-1, СВ-7 и СВ-10. Они находятся на балансе КП «Горэлектротранссервис» и базируются в Салтовском трамвайном депо.

(с) Андрей Бутковский, 2015