Автобус. Подвижной состав. ЧАЗ-3205 "Таджикистан"
Описание | Фотогалерея (7)
История модели
История автобусов "Таджикистан" берет начало в 1962 году, когда на авторемонтном заводе в закрытом городе Чкаловск ("Ленинабад-30") в Таджикской ССР было организовано собственное производство автобусов для нужд Министерства Среднего Машиностроения. Под этим названием в советские времена скрывалось одно из наиболее секретных ведомств страны, ведавшее атомной энергетикой.
Выбор места производства был не случайным. В Ленинабадской области Таджикистана существовало богатейшее месторождение урановых руд. Работа там велась вахтовым методом, соответственно, для обслуживания предприятий требовался большой парк автобусов. Со временем автобусы, выпускаемые в Чкаловске, стали работать и на других предприятиях Минсредмаша, в частности, большой парк автобусов "Таджикистан" был в закрытом городе "Красноярск-26", а когда выпуск автобусов превысил потребности Министерства, их стали также приобретать предприятия других отраслей в качестве вахтовых машин.
К концу 80-х годов на заводе в Чкаловске выпускались надежные и неприхотливые автобусы вагонной компоновки на шасси ЗИЛ. За основу был взят проект автобуса ПАЗ-3205, разработанный на Павловском автобусном заводе, дизайн которого был несколько изменен - в частности, у "Таджикистана" отсутствует задняя аварийная дверь, а автоматическая дверь, ведущая в пассажирский салон - трехстворчатая. Количество мест для сидения в автобусе равнялось 25, общее количество мест - 42. Автобус носил индекс "ЧАЗ-3205". Интересно, что автобусы этой конструкции выпускались серийно в Чкаловске еще в конце 70-х годов, в то время как ПАЗ-3205 пошел в серийное производство только в конце 80-х.
После распада СССР в 1991 году в Чкаловске было создано совместное предприятие "Худжант-ЗИЛ", которое продолжало некоторое время заниматься выпуском тех же автобусов, но уже под маркой ЧАЗ-3223. Однако Таджикистан был слишком оторван от основных потребителей ЧАЗов, поэтому в 1995 году было организовано производство этих автобусов в России, в городе Родники Ивановской области. Автобус претерпел значительные изменения, так как в условиях рыночной экономики приходилось рассчитывать на более широкий круг покупателей. Так, в соответствии с российскими требованиями безопасности, появился аварийный выход, что сделало возможной работу этих машин в качестве маршрутных автобусов. Автобус, выпускаемый в Родниках, вновь поучил новый индекс - Родник-3230. Небольшими партиями он выпускается и по сей день.
ЧАЗ-3205 в Харькове
В Харькове и области автобусы ЧАЗ-3205 встречаются редко, в основном в качестве развозок некоторых предприятий, к примеру, "Харьковметростроя". Некоторые автобусы ныне находятся в частном пользовании. В 2000-2001 годах автобусы ЧАЗ-3205 были замечены на маршрутах 143э и 297э. Автобусы ЧАЗ-3223 и Родник-3230 в нашем городе отсутствуют.
© Андрей Бутковский, 2007.
При подготовке материала использована статья Максима Шелепенкова "Живи, родник, живи" («Грузовик Пресс» №12/2006).