Автобус. Подвижной состав. МАЗ-103

ОписаниеФотогалерея (25)

История белорусских автобусов берет свое начало в 1992 г., когда на Минском автомобильном заводе был создан филиал "АМАЗ" (Автобусы Минского Автомобильного завода). Но сразу встал вопрос: какой же автобус будет носить марку "МАЗ"? Собственных разработок к тому времени еще не было, а создание автобуса "с нуля" привело бы к большой потере времени.

На АМАЗе было принято решение приобрести лицензию на производство автобусов у одной из европейских компаний. Выбор остановился на немецкой фирме Gottlob Auwarter. Уже 15 июня 1992 г. было заключено лицензионное соглашение между компаниями. Оно предусматривало передачу права на владение технологией изготовления кузова и внешнего вида городской модели Neoplan-4014 и туристической 316SHD. Два этих автобуса были переданы АМАЗу как прототипы, на самом же МАЗе были собраны еще четыре автобуса из немецких комплектующих, получившие модельный индекс МАЗ-101. Однако первые автобусы показали неадаптированность к условиям эксплуатации в Белоруси, в частности к перегруженности и к неудовлетворительному качеству дорог. Начались частые выходы из строя машин по ходовой части, подвеске, шарнирам, рулевому управлению. Поэтому уже в ходе сборки были внесены корректировки в конструкцию.

В 1993 году появился доработанный вариант автобуса МАЗ-101. Он напоминал немецкий прототип, но ряд узлов и агрегатов, в частности, рулевое управление и подвеска, были белорусского производства. Также был увеличен дорожный просвет, изменилась компоновка салона, а вместо электромеханического стали устанавливать пневматический привод дверей. Всего с 1993 по 1998 год был постоен 41 автобус МАЗ-101; большинство из них эксплуатировалось в Минске.

Поскольку импортный портальный задний мост оставался слишком сложным в эксплуатации, а также вызывал проблемы с установкой более дешёвых дизелей ЯМЗ и ММЗ, вместо него было решено устанавливать задний мост белорусского производства. Для этого пришлось отказаться от низкого уровня пола на задней двери. Так в 1996 году появилась полностью адаптированная для эксплуатации в постсоветских странах модель МАЗ-103. Внешне конструкция этой машины почти полностью повторяет МАЗ-101, но имеет более высокий (на ~80 мм) пол в задней части салона, а также позволяет использовать абсолютно любой двигатель.

Внесены некоторые незначительные изменения и в дизайн машины. Основными двигателями этой машины стали усовершенствованный ММЗ-Д-260.5-27, мощностью 230 л. с., а также двигатели Renault MIDR 06.02.26X (226 л. с.) и Deutz BF6M1013EC (230л.с.). Коробка передач может быть механической или автоматической. В автобусе используется независимая передняя подвеска на поперечных рычагах, с двумя пневмобаллонами. В повседневной эксплуатации водителю очень легко следить за состоянием тормозной системы, так как большинство контрольных датчиков пневмосистемы и её основные выводы собраны снаружи, слева под внешней панелью кузова. Вся электрическая схема рационально скомпонована на перегородке внутри пассажирского салона.

Характерная особенность автобусов, производимых на АМАЗе - изолированная от салона кабина водителя с персональным выходом через переднюю створку передней двери. Однако в 2004 году по заказу Москвы была выпущена модификация МАЗ-103, у которого передняя дверь полностью ведет в пассажирский салон. Дверь кабины водителя расположена на перегородке "кабина-салон".

Сам же пассажирский салон МАЗ-103 несколько расширился по сравнению с МАЗ-101, в частности увеличилось расстояние между левыми и правыми рядами сидений. В салоне возможна установка от 21 до 28 пассажирских сидений и имеется 12 квадратных метров свободной площади для размещения около сотни стоящих пассажиров. На автобусы устанавливается электронное табло-маршрутоуказатель, радиооборудование, автоматический речевой информатор.

Существует пять базовых модификаций автобуса:

  • МАЗ-103-002 с двигателем ММЗ-Д260.5-27, КПП Praga 5PS 114
  • МАЗ-103-041 с двигателем Renault MIDR 06.02.26Y41, КПП Praga 5PS 114
  • МАЗ-103-060 с двигателем Mercedes Benz, АКПП Voith "DIVA"
  • МАЗ-103-061 с двигателем Mercedes Benz, КПП Praga 5PS 114
  • МАЗ-103-075 с двигателем Deutz BF6M1013EC, КПП Voith "DIVA" 851.2

Также существует модификация МАЗ-103С с двумя дверьми для пригородных и экспрессных перевозок.

В Харькове существует всего лишь два автобуса МАЗ-103. Один из них, приобретенный еще в 2003 году, эксплуатируется в Харьковском аэропорту в качестве перонного - перевозит пассажиров от терминала к трапу самолета и обратно. Другой автобус, пригородной модификации, был приобретен в 2010 году одним из предприятий для развозки сотрудников.

© Сергей Семченков, 2004.

Основные размеры автобуса МАЗ-103 (схема)...
Размещение электрического оборудования на автобусе МАЗ-103 (схема)...


Техническая характеристика автобуса МАЗ-103:

Габаритные размеры (Д/Ш/В) 11985/2500/2838мм
База 6140мм
Колея колес (передних/задних) 2046/1825мм
Наружный радиус поворота 11300мм
Высота ступеньки над уровнем дороги 335мм
Высота пола на площадке средней двери 360мм
Ширина прохода между сиденьями 790мм
Нагрузка на переднюю ось 6500кг
Нагрузка на заднюю ось 11500кг
Полная масса 18000кг
Количество мест для сидения 21-28
Номинальная (максимальная) вместимость 100 (135) человек
Количество дверей 3
Двигатель ММЗ-Д260.5, Renault MIDR 06.02.26Y41, DaimlerChrysler OM906LA, Deutz BF6M1013EC
Коробка передач механическая или автоматическая
Подвеска передней/задней оси: независимая/зависимая пневматическая с телескопическими амортизаторами
Задний мост жесткая балка с двойной разнесенной передачей
Колеса дисковые, 8.25х22.5
Шины 11/70R22.5
Контрольный расход топлива при скорости 60км/ч 24,5л/100км
Максимальная скорость 80км/час