Автобус. Подвижной состав. БАЗ-2215 "Дельфин"
Описание | Пригородные маршруты | Фотогалерея (424) | Новости по теме (23)
Работает на пригородных маршрутах: | 1646, 1649. [ Подробный перечень... ] |
---|---|
Обслуживаемых перевозчиками: | ПП "Еліс К" |
История модели
Микроавтобус БАЗ-2215 ("Дельфин") был впервые представлен в мае 2003 года в Киеве на автосалоне SIA’2003. Необходимость в такой машине созрела давно, ведь с конца 90-х годов в Украине большое развитие получили маршрутные такси, в качестве которых использовались преимущественно российские микроавтобусы "ГАЗель", изначально не предназначенные для работы на городских маршрутах.
Первые машины БАЗ-2215 собирались на Бориспольском автозаводе, но производственных мощностей этого предприятия, где к тому времени уже выпускались автобусы БАЗ-А079 "Эталон", было недостаточно для выпуска новой модели. Поэтому в августе 2003 года на базе предприятия "Черниговавтодеталь" был создан Черниговский автомобильный завод, где в сентябре того же года началось производство микроавтобусов БАЗ-2215. Некоторое время машины собирались на двух заводах одновременно, сейчас же их производство ведется только в Чернигове.
В 2003-2004 годах помимо стандартной модификации Бориспольским автозаводом выпускались также машины на шасси дорестайлинговой "Газели". Эти микроавтобусы получили индекс БАЗ-22151.
С 2006 года вместо БАЗ-2215 стала выпускаться его модификация БАЗ-22154. На ней был установлен двигатель ЗМЗ-405.22, соответствующий принятым в Украине нормам экологической безопасности Евро-2. Кроме того, обновленные "Дельфины" комплектовались системой ABS немецкой фирмы Wabco. Основная масса этих машины отличалась от БАЗ-2215 отсутствием передних индикаторов поворота на крыльях: с 2006 года на базовом шасси ГАЗ-3221 их стали монтировать в боковые зеркала заднего вида. Лишь самые первые БАЗ-22154 2006-го года выпуска (а это порядка двух сотен машин) имели индикаторы поворота на крыльях и, следовательно, внешне не отличались от БАЗ-2215.
В сентябре 2008 года автобусы Бориспольского автозавода получили новые наименования моделей, происходящие от названий распространенных в Украине цветов. Так, БАЗ-2215 получил имя "Вьюнок" (укр. - "Кручений панич"). Однако новое название не прижилось, в народе машины и далее называли "Дельфинами".
Разразившийся осенью 2008 года экономический кризис серьезно ударил по объемам продаж БАЗа. Как следствие, выпуск микроавтобусов БАЗ-2215 был существенно снижен в 2009 году, а в 2010 году и вовсе прекращен. Последние несколько десятков машин были оборудованы двигателями УМЗ-4216, соответствующими нормативам экологической безопасности Евро-3. Такие машины, носящие индекс БАЗ-22155, внешне ничем не отличаются от предыдущей модификации, БАЗ-22154. Большинство микроавтобусов БАЗ-22155 работает в Ужгороде и Макеевке.
Техническое описание
БАЗ-2215 создан на шасси российской "Газели", однако отличается от нижегородской "маршрутки" в лучшую сторону. Стандартное шасси ГАЗ-3302 удлинено на 300 мм, усилена задняя подвеска. Высота крыши относительно пола составляет 1.90 м, что намного превышает высоту ГАЗели и позволяет пассажирам стоять в салоне в полный рост. Благодаря этому, а также благодаря наличию поручней в салоне, допускается проезд стоячих пассажиров (максимальное количество стоячих пассажиров, предусмотренное заводом-изготовителем - 4).
Салон оборудован четырнадцатью креслами и отгорожен от кабины водителя перегородкой. Пассажирская дверь, расположенная в передней части кузова, автоматическая, также имеется аварийная ручная дверь в задней части салона. Широкие окна обеспечивают хороший обзор; вентиляция салона осуществляется посредством одного люка в крыше и форточек в боковых окнах.
БАЗ-2215 в Харькове
В Харьков первые машины пришли в конце 2003 года. 4 микроавтобуса приобрел один из харьковских перевозчиков, который уже имел опыт в эксплуатации Бориспольских машин - ООО "Джерела". Интересно, что две машины из этой партии имели передок от ГАЗели старого образца.
В течение 2004-2005 годов микроавтобусы БАЗ-2215 закупались харьковскими перевозчиками не слишком активно. Однако в 2006 году началась замена отработавших свое "Газелей" на более новые машины и многие перевозчики предпочли приобрести именно "Дельфины". В 2007-2008 годах парки харьковских перевозчиков пополнились значительным количеством этих микроавтобусов, количество которых в городе и области достигло нескольких сотен.
Вплоть до 2011 года БАЗ-2215 были основным подвижным составом на многих городских маршрутах. После укрупнения коммерческих перевозчиков, произошедшего в декабре 2010 года, подвижной состав харьковского автобуса стал меняться в пользу более крупных машин. В течение 2011-2013 годов практически все БАЗ-2215, работавшие в Харькове, были проданы в другие регионы Украины. По состоянию на начало 2018 года в Харькове на регулярных городских маршрутах остался лишь один микроавтобус данной модели, который работает на маршруте 280 (район ХТЗ). Также несколько микроавтобусов БАЗ-2215 работает на пригородных маршрутах и выполняет роль развозок торговых центров.
БАЗ-2215 работают в некоторых райцентрах Харьковской области, в первую очередь, в Купянске и Изюме. Также четыре микроавтобуса были закупленные в 2004 году Харьковской областью в рамках программы "Школьный автобус".
© Андрей Бутковский, 2018
Источники:
- Официальный сайт ЗАО "Бориспольский автозавод";
- Газета "Автопрофи";
- Сайт "Транспорт Херсона";
- Сайт "AUTO-Consulting".
Техническая характеристика микроавтобуса БАЗ-2215:
Габаритные размеры | ||
---|---|---|
Длина, мм | 5680 | |
Ширина, мм | 2070 | |
Высота, мм | 2630 | |
Колесная база, мм | 3150 | |
Колея передних колес, мм | 1710 | |
Колея задних колес, мм | 1570 | |
Высота потолка в салоне, мм | 1900 | |
Масса и наполняемость автобуса | ||
Масса снаряженного автобуса, кг | 2620 | |
Полная масса автобуса, кг | 3980 | |
Максимальная нагрузка на переднюю ось, кг | 1400 | |
Максимальная нагрузка на заднюю ось, кг | 2580 | |
Количество мест для сидения | 14 | |
Общее количество мест | 18 | |
Двигатель и КПП | ||
БАЗ-2215 | БАЗ-22154 | |
Марка двигателя | ЗМЗ-406 | ЗМЗ-405.22 |
Тип | карбюраторный | инжекторный |
Количество и расположение цилиндров | 4 R | 4 R |
Рабочий объем, л | 2,400 | 2,464 |
Максимальная мощность, кВт (л.с.) | 66 (90) | 106,6 (145) |
Тип КПП | механическая | |
Количество ступеней КПП | 5 | |
Рулевое управление | винт-гайка-рейка-сектор | |
Подвеска колес | ||
передняя: | зависимая, рессорная, на 2 полуэллиптических
рессорах с телескопическими амортизаторами даухстороннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости | |
задняя: | зависимая, рессорная, на 2 полуэллиптических
рессорах с дополнительными рессорами и стабилизатором поперечной устойчивости | |
Тормозная система | ||
рабочая: | гидравлическая, двухконтурная с вакуумным
усилителем | |
запасная: | один из контуров рабочей тормозной системы | |
стояночная: | механический привод на колодки | |
Вентиляция | естественная, через люки и форточки боковых
окон | |
Система отопления | воздушная, использующая тепло системы
охлаждения двигателя и независимого отопителя | |
Максимальная скорость при полной загрузке, км/ч | 90 | |
Расход топлива при полной загрузке, л/100 км | 10-12 | |
Шины | радиальные 175 R16C, 185 R16C |