Автобус. Подвижной состав. ЛАЗ-5252

ОписаниеФотогалерея (49)Новости по теме (7)

История модели

Первый опытный автобус большой вместимости серии 5252 был создан Всесоюзным конструкторско-экспериментальным институтом автобусостроения во Львове в 1977-1978 годах. Изначально модель планировали выпускать в Кургане, поэтому она получила индекс КАвЗ-5252. Автобус имел ширмовые двери, причем задняя дверь была одностворчатая - более широкую дверь не позволял сделать двигатель, размещенный в заднем свесе. Одновременно с моделью 5252 была также разработана похожая о дизайну модель 5256, выпуск которой в конце 80-х годов освоил Ликинский автобусный завод под именем ЛиАЗ-5256. Следует отметить, что проекты трехдверного городского автобуса большой вместимости разрабатывались во Львове задолго до этого - еще в 60-е годы здесь был создан ЛАЗ-696, позже, уже в 70-е годы - автобус "Мир". Но вместо развития этого сектора автобусостроения в "верхах" сочли, что "Икарусы" вполне могут удовлетворить потребности СССР в автобусах подобного класса.

Начало серийного выпуска модели 5252 затянулось почти на 15 лет. В начале 80-х годов оказалось что КАвЗ, где изначально планировалось выпускать эти автобусы, не может освоить выпуска новой модели, так как это требует значительного технического переоснащения завода. В результате автобус решили производить во Львове. Но руководство ЛАЗа также всячески тормозило начало серийного производства, которое было связано с неизбежными трудностями, ведь куда проще было изготавливать старые ЛАЗ-695 и ЛАЗ-699.

Ситуация кардинально изменилась после распада СССР, когда в Украину прекратились поставки венгерских "Икарусов" и срочно понадобился собственный автобус такого же класса. Поэтому вскоре после распада Союза ЛАЗ-5252 был запущен в серийное производство. Автобус был оснащен дизельным двигателем и механической коробкой передач. По планировке он во многом походил на Икарус, который и должен был заменить - прямоугольные формы кузова, три широкие двери планетарного типа, широкие окна, просторный салон с двумя большими накопительными площадками напротив средней и задней дверей. Правда, двигатель автобуса так и не удалось "спрятать" в межпольном пространстве, что потребовало создания моторного отсека в заднем свесе автобуса. Неудобным было и размещение сидений в пассажирском салоне, проход между некоторыми из них был слишком узким.

В 90-е годы ЛАЗ оказался в довольно тяжелом положении из-за того что у завода не было постоянного поставщика дизельных двигателей. Поэтому появился ряд модификаций автобуса, отличавшихся друг от друга в основном лишь типом двигателя. Во второй половине 90-х годов появился ряд новых модификаций, у которых силовые агрегаты требовали большего моторного отсека, из-за чего пришлось отказаться от задней накопительной площадки и сделать заднюю дверь одностворчатой.

В 2002 году был проведен рестайлинг модели 5252, при этом автобус получил вклеенные тонированные стекла, в салоне были установлены современные сиденья обитые велюром, а поручни стали окрашивать в желтый цвет. Согласно новой украинской классификации автобусов, ЛАЗ-5252 получил наименование ЛАЗ-А172, но в прайсах и заводских каталогах он по-прежнему фигурировал как ЛАЗ-5252, эта же модель указывалась и на заводских табличках.

С 2004 года на ЛАЗе началось производство новых низкопольных автобусов ЛАЗ-А183, а уже в конце 2005 года выпуск устаревшей модели ЛАЗ-5252 был окончательно прекращен.

Модификации автобуса

Модификации автобуса ЛАЗ-5252 зависят от типа двигателя, устанавливавшегося на автобусе. Троллейбус ЛАЗ-52522 согласно заводской номенклатуре также рассматривается как отдельная модификация модели 5252.

ЛАЗ-52521 - двигатель КамАЗ-7408.10. Первые опытные автобусы ЛАЗ-5252 были оснащены челнинским мотором. Задняя дверь на первых опытных машинах была одностворчатой, были также автобусы этой модификации с двухстворчатой задней дверью. В дальнейшем ЛАЗ отказался от производства ЛАЗ-52521 из-за ненадежности силового агрегата.

ЛАЗ-52523 - двигатель Renault MIDR 06.02.26, задняя дверь - двухстворчатая. Поскольку качество российских двигателей оставляло желать лучшего, с 1992 года на заводе стали производить автобусы, оснащенные французским дизелем Renault. Крупную партию этих автобусов в 1993-1995 гг. заказал Киев, поступали они и в другие города Украины.

ЛАЗ-52523А - двигатель ЯМЗ-236А, задняя дверь - двухстворчатая. Автобусы с французским двигателем были слишком дорогими для автопредприятий Украины, поэтому ЛАЗ разработал более дешевую версию, оснащенную ярославским дизелем. Эти автобусы выгодно отличались меньшей ценой, а двигатель ЯМЗ был хорошо знаком многим эксплуатационникам. В конце 90-х эта модификация стала выпускаться под индексом ЛАЗ-52528А.

ЛАЗ-52524 - Двигатель MAN. Данная модификация не получила большого распространения.

ЛАЗ-52527 - Двигатель RABA D10TL160 E2, задняя дверь - одностворчатая. Автобусы поступали в основном в Киев в конце 90-х годов. Двигатель соответствовал нормам Евро-2. Коробка передач механическая, пятиступенчатая (Praga 5PS114). Данные автобусы присутствовали в каталогах ЛАЗа вплоть до снятия модели с производства в 2005 году.

ЛАЗ-52528 - Двигатель ЯМЗ-236НЕ, задняя дверь - одностворчатая. Этот автобус оснащен ярославским дизелем с турбонаддувом, более мощным, чем ЯМЗ-236А, устанавливавшемся на ЛАЗ-52523А/ЛАЗ-52528А. Соответственно, цена этого автобуса была несколько выше, чем у ЛАЗ-52528А. Модификация выпускалась вплоть до снятия модели с производства в 2005 году.

ЛАЗ-52528А - Двигатель ЯМЗ-236А, задняя дверь - двухстворчатая. В конце 90-х годов этот индекс получил автобус ЛАЗ-52523А.

ЛАЗ-52529 - Двигатель Cummins С220, задняя дверь - одностворчатая. Небольшая партия автобусов, оснащенных двигателем Cummins, поступила в Киев в 2002 году.

Троллейбусы ЛАЗ-52522

Одновременно с началом производства автобусов новой модели во Львове также решили освоить выпуск троллейбусов на базе ЛАЗ-5252. "Троллейбусная" модификация получила индекс ЛАЗ-52522. Надо заметить, что это был далеко не первый опыт подобного рода для львовян, ведь еще в 60-е годы здесь собирали троллейбусы на базе ЛАЗ-695, а чуть позже был создан экспериментальный троллейбус ЛАЗ-698Т.

Первый опытный троллейбус, в отличие от будущих серийных, имел ширмовые двери, также длина кузова у него была меньше, чем у последующих машин и за задней дверью отсутствовало дополнительное окошко. Первые же серийные машины уже с привычным дизайном, появились в 1993 году. Изначально они комплектовались оборудованием Киевского завода электротранспорта (КЗЭТ), но в ходе эксплуатации оно оказалось ненадежным, поэтому позже на троллейбусы стали ставить оборудование харьковского завода "Электротяжмаш". Троллейбусы ЛАЗ-5252 поставлялись в некоторые города Украины, но больше всего их насчитывается во Львове. Последние машины были произведены весной 2006 года для Тернополя, после чего ЛАЗ полностью перешел к выпуску новых низкопольных троллейбусов ЛАЗ-Е183.

ЛАЗ-5252 в Харькове

Несмотря на относительно невысокую стоимость, автобусы ЛАЗ-5252 так и не были закуплены ни одним харьковским автопарком в 90-е годы. Сказывался экономический кризис, спад пассажироперевозок, отсутствие дотаций и кредитов на покупку нового подвижного состава. Лишь во второй половине 2000 года автобусы ЛАЗ-5252 появились и в Харькове. Правда, это были не харьковские машины - два ЛАЗ-52523 с донецкими номерами работали на 234 коммерческом маршруте в течении 2000-2001 годов, после чего исчезли из города так же внезапно, как и появились. В начале 2002 года на том же 234-м был замечен еще один ЛАЗ-52523, с заваренной средней дверью. Хотя он был и с харьковскими номерами, но проработал на маршруте еще меньше, чем его предшественники.

Только через одиннадцать лет после начала серийного выпуска первые автобусы ЛАЗ-5252 с конвейера Львовского автозавода пришли в наш город. 5 новых автобусов модификации 52528 были закуплены коммерческим перевозчиком АО "Герц" (с 2010 г. - ООО "Гортранс") в связи с требованием городских властей убрать старые автобусы с центральных городских маршрутов. Они вышли на 285-й (с 06.12.2010 - 88э) маршрут 3-го октября 2003 года, и с тех пор неизменно работали на нем до 2012 года, когда все 5 машин были отставлены от эксплуатации и списаны. Незадолго до списания автобусы ЛАЗ-52528 короткое время также работали на другом маршруте этого же перевозчика, 217-м.

Помимо автобусов ЛАЗ-5252, осуществлявших регулярные пассажироперевозки, в Харькове есть также служебный автобус ЛАЗ-52523 организации "Харьковгаз". В 2005 году эта машина прошла капитальный ремонт на Днепродзержинском авторемонтном заводе, в ходе которого была упразднена средняя дверь, а в салоне были установлены сиденья, типичные для ЛАЗ-695Н.

© Андрей Бутковский, 2018.

Источники:

  1. Раздел о ЛАЗ-5252 на сайте "Автомодельное бюро";
  2. Сайт "Автобусы Киева";
  3. Официальный сайт Львовского автомобильного завода;
  4. http://www.autosoft.ru/directory/info/laz/5252/model.html;
  5. Информация пресс-центра ОАО "ЛАЗ";
  6. Киевский трамвайный форум.


Техническая характеристика автобусов ЛАЗ-5252:

Габаритные размеры
Длина, мм 11440
Ширина, мм 2500
Высота, мм 3075
Колесная база, мм 5470
Высота пола салона от уровня дороги, мм 790
Минимальный радиус поворота, м 12
Масса и наполняемость автобуса
Масса снаряженного автобуса, кг 10400
Полная масса автобуса, кг 17070
Количество мест для сидения 28
Общее количество мест 97
Двигатель и КПП
  ЛАЗ-52527 ЛАЗ-52528
Марка двигателя RABA D10TLL 160 E2 ЯМЗ-236НЕ
Тип дизельный дизельный
Мощность, кВт (л.с.) 162 (244) 169 (230)
Расход топлива при 60 км/час, л/100 км 32 35
КПП Praga 5PS114 ЯМЗ-236Л
Тип КПП механическая механическая
Количество ступеней КПП 5 5
 
Рулевое управление с гидроусилителем
Подвеска зависимая, рессорно-пневматическая
 
Тормозная система пневматическая, двухконтурная,
барабанного типа; ABS
 
Вентиляция естественная, через люки
и форточки боковых окон
Система отопления автономный отопитель
WEBASTO 268,07
 
Максимальная скорость при полной загрузке, км/ч 70
Шины 10,00R20