Автобус. Подвижной состав. ЛАЗ-5252
Описание | Фотогалерея (49) | Новости по теме (7)
История модели
Первый опытный автобус большой вместимости серии 5252 был создан Всесоюзным конструкторско-экспериментальным институтом автобусостроения во Львове в 1977-1978 годах. Изначально модель планировали выпускать в Кургане, поэтому она получила индекс КАвЗ-5252. Автобус имел ширмовые двери, причем задняя дверь была одностворчатая - более широкую дверь не позволял сделать двигатель, размещенный в заднем свесе. Одновременно с моделью 5252 была также разработана похожая о дизайну модель 5256, выпуск которой в конце 80-х годов освоил Ликинский автобусный завод под именем ЛиАЗ-5256. Следует отметить, что проекты трехдверного городского автобуса большой вместимости разрабатывались во Львове задолго до этого - еще в 60-е годы здесь был создан ЛАЗ-696, позже, уже в 70-е годы - автобус "Мир". Но вместо развития этого сектора автобусостроения в "верхах" сочли, что "Икарусы" вполне могут удовлетворить потребности СССР в автобусах подобного класса.
Начало серийного выпуска модели 5252 затянулось почти на 15 лет. В начале 80-х годов оказалось что КАвЗ, где изначально планировалось выпускать эти автобусы, не может освоить выпуска новой модели, так как это требует значительного технического переоснащения завода. В результате автобус решили производить во Львове. Но руководство ЛАЗа также всячески тормозило начало серийного производства, которое было связано с неизбежными трудностями, ведь куда проще было изготавливать старые ЛАЗ-695 и ЛАЗ-699.
Ситуация кардинально изменилась после распада СССР, когда в Украину прекратились поставки венгерских "Икарусов" и срочно понадобился собственный автобус такого же класса. Поэтому вскоре после распада Союза ЛАЗ-5252 был запущен в серийное производство. Автобус был оснащен дизельным двигателем и механической коробкой передач. По планировке он во многом походил на Икарус, который и должен был заменить - прямоугольные формы кузова, три широкие двери планетарного типа, широкие окна, просторный салон с двумя большими накопительными площадками напротив средней и задней дверей. Правда, двигатель автобуса так и не удалось "спрятать" в межпольном пространстве, что потребовало создания моторного отсека в заднем свесе автобуса. Неудобным было и размещение сидений в пассажирском салоне, проход между некоторыми из них был слишком узким.
В 90-е годы ЛАЗ оказался в довольно тяжелом положении из-за того что у завода не было постоянного поставщика дизельных двигателей. Поэтому появился ряд модификаций автобуса, отличавшихся друг от друга в основном лишь типом двигателя. Во второй половине 90-х годов появился ряд новых модификаций, у которых силовые агрегаты требовали большего моторного отсека, из-за чего пришлось отказаться от задней накопительной площадки и сделать заднюю дверь одностворчатой.
В 2002 году был проведен рестайлинг модели 5252, при этом автобус получил вклеенные тонированные стекла, в салоне были установлены современные сиденья обитые велюром, а поручни стали окрашивать в желтый цвет. Согласно новой украинской классификации автобусов, ЛАЗ-5252 получил наименование ЛАЗ-А172, но в прайсах и заводских каталогах он по-прежнему фигурировал как ЛАЗ-5252, эта же модель указывалась и на заводских табличках.
С 2004 года на ЛАЗе началось производство новых низкопольных автобусов ЛАЗ-А183, а уже в конце 2005 года выпуск устаревшей модели ЛАЗ-5252 был окончательно прекращен.
Модификации автобуса
Модификации автобуса ЛАЗ-5252 зависят от типа двигателя, устанавливавшегося на автобусе. Троллейбус ЛАЗ-52522 согласно заводской номенклатуре также рассматривается как отдельная модификация модели 5252.
ЛАЗ-52521 - двигатель КамАЗ-7408.10. Первые опытные автобусы ЛАЗ-5252 были оснащены челнинским мотором. Задняя дверь на первых опытных машинах была одностворчатой, были также автобусы этой модификации с двухстворчатой задней дверью. В дальнейшем ЛАЗ отказался от производства ЛАЗ-52521 из-за ненадежности силового агрегата.
ЛАЗ-52523 - двигатель Renault MIDR 06.02.26, задняя дверь - двухстворчатая. Поскольку качество российских двигателей оставляло желать лучшего, с 1992 года на заводе стали производить автобусы, оснащенные французским дизелем Renault. Крупную партию этих автобусов в 1993-1995 гг. заказал Киев, поступали они и в другие города Украины.
ЛАЗ-52523А - двигатель ЯМЗ-236А, задняя дверь - двухстворчатая. Автобусы с французским двигателем были слишком дорогими для автопредприятий Украины, поэтому ЛАЗ разработал более дешевую версию, оснащенную ярославским дизелем. Эти автобусы выгодно отличались меньшей ценой, а двигатель ЯМЗ был хорошо знаком многим эксплуатационникам. В конце 90-х эта модификация стала выпускаться под индексом ЛАЗ-52528А.
ЛАЗ-52524 - Двигатель MAN. Данная модификация не получила большого распространения.
ЛАЗ-52527 - Двигатель RABA D10TL160 E2, задняя дверь - одностворчатая. Автобусы поступали в основном в Киев в конце 90-х годов. Двигатель соответствовал нормам Евро-2. Коробка передач механическая, пятиступенчатая (Praga 5PS114). Данные автобусы присутствовали в каталогах ЛАЗа вплоть до снятия модели с производства в 2005 году.
ЛАЗ-52528 - Двигатель ЯМЗ-236НЕ, задняя дверь - одностворчатая. Этот автобус оснащен ярославским дизелем с турбонаддувом, более мощным, чем ЯМЗ-236А, устанавливавшемся на ЛАЗ-52523А/ЛАЗ-52528А. Соответственно, цена этого автобуса была несколько выше, чем у ЛАЗ-52528А. Модификация выпускалась вплоть до снятия модели с производства в 2005 году.
ЛАЗ-52528А - Двигатель ЯМЗ-236А, задняя дверь - двухстворчатая. В конце 90-х годов этот индекс получил автобус ЛАЗ-52523А.
ЛАЗ-52529 - Двигатель Cummins С220, задняя дверь - одностворчатая. Небольшая партия автобусов, оснащенных двигателем Cummins, поступила в Киев в 2002 году.
Троллейбусы ЛАЗ-52522
Одновременно с началом производства автобусов новой модели во Львове также решили освоить выпуск троллейбусов на базе ЛАЗ-5252. "Троллейбусная" модификация получила индекс ЛАЗ-52522. Надо заметить, что это был далеко не первый опыт подобного рода для львовян, ведь еще в 60-е годы здесь собирали троллейбусы на базе ЛАЗ-695, а чуть позже был создан экспериментальный троллейбус ЛАЗ-698Т.
Первый опытный троллейбус, в отличие от будущих серийных, имел ширмовые двери, также длина кузова у него была меньше, чем у последующих машин и за задней дверью отсутствовало дополнительное окошко. Первые же серийные машины уже с привычным дизайном, появились в 1993 году. Изначально они комплектовались оборудованием Киевского завода электротранспорта (КЗЭТ), но в ходе эксплуатации оно оказалось ненадежным, поэтому позже на троллейбусы стали ставить оборудование харьковского завода "Электротяжмаш". Троллейбусы ЛАЗ-5252 поставлялись в некоторые города Украины, но больше всего их насчитывается во Львове. Последние машины были произведены весной 2006 года для Тернополя, после чего ЛАЗ полностью перешел к выпуску новых низкопольных троллейбусов ЛАЗ-Е183.
ЛАЗ-5252 в Харькове
Несмотря на относительно невысокую стоимость, автобусы ЛАЗ-5252 так и не были закуплены ни одним харьковским автопарком в 90-е годы. Сказывался экономический кризис, спад пассажироперевозок, отсутствие дотаций и кредитов на покупку нового подвижного состава. Лишь во второй половине 2000 года автобусы ЛАЗ-5252 появились и в Харькове. Правда, это были не харьковские машины - два ЛАЗ-52523 с донецкими номерами работали на 234 коммерческом маршруте в течении 2000-2001 годов, после чего исчезли из города так же внезапно, как и появились. В начале 2002 года на том же 234-м был замечен еще один ЛАЗ-52523, с заваренной средней дверью. Хотя он был и с харьковскими номерами, но проработал на маршруте еще меньше, чем его предшественники.
Только через одиннадцать лет после начала серийного выпуска первые автобусы ЛАЗ-5252 с конвейера Львовского автозавода пришли в наш город. 5 новых автобусов модификации 52528 были закуплены коммерческим перевозчиком АО "Герц" (с 2010 г. - ООО "Гортранс") в связи с требованием городских властей убрать старые автобусы с центральных городских маршрутов. Они вышли на 285-й (с 06.12.2010 - 88э) маршрут 3-го октября 2003 года, и с тех пор неизменно работали на нем до 2012 года, когда все 5 машин были отставлены от эксплуатации и списаны. Незадолго до списания автобусы ЛАЗ-52528 короткое время также работали на другом маршруте этого же перевозчика, 217-м.
Помимо автобусов ЛАЗ-5252, осуществлявших регулярные пассажироперевозки, в Харькове есть также служебный автобус ЛАЗ-52523 организации "Харьковгаз". В 2005 году эта машина прошла капитальный ремонт на Днепродзержинском авторемонтном заводе, в ходе которого была упразднена средняя дверь, а в салоне были установлены сиденья, типичные для ЛАЗ-695Н.
© Андрей Бутковский, 2018.
Источники:
- Раздел о ЛАЗ-5252 на сайте "Автомодельное бюро";
- Сайт "Автобусы Киева";
- Официальный сайт Львовского автомобильного завода;
- http://www.autosoft.ru/directory/info/laz/5252/model.html;
- Информация пресс-центра ОАО "ЛАЗ";
- Киевский трамвайный форум.
Техническая характеристика автобусов ЛАЗ-5252:
Габаритные размеры | ||
---|---|---|
Длина, мм | 11440 | |
Ширина, мм | 2500 | |
Высота, мм | 3075 | |
Колесная база, мм | 5470 | |
Высота пола салона от уровня дороги, мм | 790 | |
Минимальный радиус поворота, м | 12 | |
Масса и наполняемость автобуса | ||
Масса снаряженного автобуса, кг | 10400 | |
Полная масса автобуса, кг | 17070 | |
Количество мест для сидения | 28 | |
Общее количество мест | 97 | |
Двигатель и КПП | ||
ЛАЗ-52527 | ЛАЗ-52528 | |
Марка двигателя | RABA D10TLL 160 E2 | ЯМЗ-236НЕ |
Тип | дизельный | дизельный |
Мощность, кВт (л.с.) | 162 (244) | 169 (230) |
Расход топлива при 60 км/час, л/100 км | 32 | 35 |
КПП | Praga 5PS114 | ЯМЗ-236Л |
Тип КПП | механическая | механическая |
Количество ступеней КПП | 5 | 5 |
Рулевое управление | с гидроусилителем | |
Подвеска | зависимая, рессорно-пневматическая | |
Тормозная система | пневматическая, двухконтурная,
барабанного типа; ABS | |
Вентиляция | естественная, через люки
и форточки боковых окон | |
Система отопления | автономный отопитель
WEBASTO 268,07 | |
Максимальная скорость при полной загрузке, км/ч | 70 | |
Шины | 10,00R20 | |