Автобус. Подвижной состав. Säffle

ОписаниеФотогалерея (72)

История производителя

Акционерная компания H. Hoglund & Co. была основана в городке Сэфле (Säffle) на западе Швеции в 1913 году. Производством автобусных кузовов компания занималась с 1928 года, однако вначале она была одним из многочисленных подобных предприятий с небольшими объемами производства и типичной для своего времени технологией изготовления полуметаллических кузовов с деревянными кузовными панелями. Ситуация изменилась во второй половине 40-х годов, когда H. Hoglund & Co первыми в Швеции адаптировали инновационную для своего времени технологию изготовления цельноаллюминиевых автобусных кузовов. Постепенно H. Hoglund & Co. стали одним из ведущих производителей автобусных кузовов марки Säffle, которые строились на готовых шасси. При этом компания использовала для постройки своих машин шасси преимущественно одного производителя – шведской Volvo Bussar AB.

В этой ситуации вполне логичным стало приобретение в 1981 году «автобусным» подразделением всемирно известного шведского концерна кузовного ателье в Сэфле. Стоит отметить, что вплоть до этого момента Volvo занималось лишь постройкой шасси для автобусов. Компания стала едва ли не последним европейским проивзодителем автобусных шасси, открывшим собственное кузовное производство.

После вхождения в состав концерна Volvo, H. Hoglund & Co получила новое название Säffle Karosseri AB, однако в целом смена хозяина нисколько не отразилась на заводе и его продукции. К этому времени марка автобусов Säffle стала своего рода брэндом в Скандинавии: автобусы из шведского городка с 10-тысячным населением работали во всех уголках Швеции, а также экспортировались в другие скандинавские страны. Автобусы имели достаточно характерное оформление фронтальной части со сдвоенными круглыми фарами и массивными квадратными указателями поворота на закруглениях кузова. Автобусы выпускались на шасси Volvo-B10M и Volvo-B10R. Среди продукции завода были городские, пригородные и междугородные автобусы, трехосные 15-метровые машины и сочлененные автобусы особо большой вместимости. При этом автобусы строились согласно индивидуальным пожеланиям каждого конкретного заказчика и не имели отдельных обозначений моделей.

В 1991 году на своем заводе в Сэфле Volvo внедрила новую технологию сборной конструкции алюминиевых кузовов – System 2000, что позволило значительно рационализовать производство. В дальнейшем эта технология стала использоваться и на других автобусных заводах корпорации. Следует отметить, что с конца 80-х годов Volvo начала активную кампанию по приобретению автобусных производств, как в Европе, так и за ее пределами.

Начало 90-х годов ознаменовалось появлением новых автобусных шасси Volvo B10B, Volvo B10BLE и Volvo B10L, которые также использовались для постройки готовых автобусов в Сэфле. На базе последних двух были построены первые шведские низкопольные автобусы, которые со второй половины 90-х начали массово вытеснять старые машины с высоким уровнем пола на улицах шведских городов. Сейчас же автобусная фабрика в Сэфле изготавливает исключительно городские модели автобусов – низкопольный Volvo 7500 и полунизкопольный Volvo 8500, базирующиеся на различных типах автобусных шасси Volvo.

Автобусы Säffle в Харькове

В Украину б/у автобусы Säffle стали поступать еще в середине 90-х годов. К началу 2000-х годов наибольшее их количество (по несколько десятков) эксплуатировались в Киеве и Полтаве. Тем не менее, в Харькове первый б/у автобус известного шведского производителя появился только в 2003 году. В мае 2003 года в Харьков поступил трехосный автобус Säffle на шасси Volvo B10M-70В, 1989 года выпуска (гос.н. 245-49ХА). Он эксплуатировался около трех лет ООО «ИнтерСолли Плюс» преимущественно на междугородных маршрутах Харьков – Воронеж и Харьков – Каменка-Днепровская.

Другие автобусы, изготовленные в Сэфле, появились в Харькове лишь спустя пять лет. В течение 2008 – 2009 годов Дергачевское АТП-16351 приобрело в Швеции пять б/у машин производства Volvo-Saffle. Все они, кроме одной, эксплуатировались в Швеции компанией Linjebuss AB. Эта компания, основанная еще в 1940 году и являвшаяся одним из крупнейших автобусных операторов Швеции, в 1997 году была приобретена французской CGEA Transport SA. В 2003 году Linjebuss AB была переименована в Connex (CGEA Transport SA стала носить это имя с 2000 года), а в феврале 2006 года - в Veolia Transport.

Первые два городских низкопольных автобуса Säffle System (шасси Volvo B10L-3000) Дергачевское АТП приобрело в ноябре 2008 года. Но, к сожалению, в Харькове, где в то время практически не эксплуатировался низкопольный подвижной состав, так и не нашлось применения шведской новинке, а для пригородных маршрутов, обслуживаемых Дергачевским АТП, они оказались мало подходящими. Поэтому уже в январе 2009 года один из автобусов (шведский парковый номер 3337) был продан в Полтаву, где он успешно эксплуатируется на городских маршрутах по сей день. Второй автобус (гос.н. АХ3496ВХ) долгое время простаивал в гараже. В марте 2010 года автобус в качестве эксперимента проработал один день на 287-ом маршруте, однако дальнейшая его эксплуатация на этом маршруте была признана нецелесообразной.

В мае 2009 года на пригородном маршруте 354 (Харьков – Дергачи) появился сочлененный автобус Säffle System 2000 (шасси Volvo B10MA-55), гос.н. АХ1892СА. Осенью 2009 года парк Дергачевского АТП пополнился еще двумя одиночными машинами Säffle System 2000, принадлежавшими ранее упоминавшейся выше компании Veolia Transport (Connex, Linjebuss AB) - АХ8424АК и АХ1015АВ. Еще один автобус (АХ2195ВО) был приобретен коммерческим предприятием для работы в качестве служебной развозки. Низкопольный городской автобус Säffle 5000 (АХ3376СВ) был приобретен частным предпринимателем. В 2010-2011 годах он работал на маршруте 592 (Ст. м. "Холодная Гора" - Песочин), а с в 2013 году - на городском маршруте № 88э.

Упомянутые автобусы Дергачевского АТП, за исключением низкопольного, работали на маршруте 354 до середины мая 2010 года, когда маршрут был передан другому перевозчику. Автобусы Дергачевского АТП стали эксплуатироваться в дальнейшем как арендованные машины на пригородных маршрутах 168 и 592. В сентябре 2010 года они работали непродолжительное время на городском маршруте 282 (Ст. м. «Холодная Гора» - Проспект Победы). В 2011 году автобус АХ8424АК был продан в Запорожскую область.

В конце сентября 2010 года на пригородных маршрутах 168 и 592 стали работать два трехосных автобуса Säffle (шасси Volvo B10M-70B) с номерными знаками Житомирской области (АМ0509АМ и АМ0511АМ), а также двухосный городской автобус Säffle на шасси Volvo B10M-65 с номерными знаками Киева (АА1915IX). Эти машины 80-х годов выпуска старше автобусов Дергачевского АТП и уже работали ранее в Украине. Интересной особенностью двух трехосных машин является отсутствие маршрутоуказателя над лобовым стеклом, типичного для автобусов производства Säffle: вместо этого лобовое стекло значительно увеличено по высоте. С 2012 года автобусы работают преимущественно как заказные.

Еще два низкопольных городских автобуса Säffle 5000 на шасси Volvo B10L-3000 появились в Харькове в декабре 2011 года. Эти машины, работавшие ранее в шведской Уппсале, а также, непродолжительное время, в польском Люблине, были приобретены предпринимателем из Полтавы. В Харькове оба автобуса проработали на 119-м маршруте всего лишь один день.

(с) Андрей Бутковский, 2012

Авторская группа интернет-проекта "Харьков транспортный" благодарит за предоставленную для статьи информацию директора Дергачевского АТП-16351 Михаила Григорьевича Фадеева.

Источники:

  1. Olsson J.C. Volvo buses then and now. Norden Media, 2001 – 144 p.
  2. Svensk Busshistoria;
  3. P.G. Andersson. Stadsbussarna i Lund fran 1927;(Городские автобусы в Лунде с 1927 года)
  4. Bussmicke.se - Sveriges största hemsida med bilder inom kollektivtrafik;(Самый обширный шведский интернет-ресурс с фотографиями городского транспорта)
  5. JS Bild;(Фотографии автобусов Швеции от Йеппе Хагельбека)