Автобус. Подвижной состав. ПАЗ-672
Описание | Фотогалерея (125)
История модели
Первые опытные образцы автобуса ПАЗ-672 появились в 1960 году. Тем не менее, прошло целых 8 лет, прежде чем этот автобус сменил на конвейере предыдущую 652-ую модель. За это время было создано несколько опытных машин, которые довольно сильно отличались друг от друга. 12 ноября 1968 года, впервые в истории отечественного автобусостроения без остановки главного конвейера завода, ПАЗ перешел к выпуску новой базовой модели, производившейся вплоть до 1989 года. Универсальная конструкция автобуса позволяла использовать его в разных климатических и дорожных условиях. За 20 лет серийного выпуска ПАЗ-672 поставлялся во все уголки Советского Союза, а также в 30 зарубежных стран Восточной Европы, Азии, Африки, Латинской Америки.
ПАЗ-672 - автобус малой вместимости вагонной компоновки с двигателем, расположенном в переднем свесе. По компоновке ПАЗ-672 напоминал другой советский автобус конца 60-х годов - ЛиАЗ-677, но был гораздо меньше ликинской модели. В салоне располагалось 23 места для сидения, общая же вместимость достигала всего лишь 45 человек, при этом допускалось кратковременное увеличение нагрузки до 58 человек. Маленькие окна компенсировались дополнительными окнами между стенами и покатой крышей, они зачастую были сделаны тонированными. Через неширокие, как у 695-х ЛАЗов двери, мог входить/выходить только один человек. В кабину водителя вела отдельная дверь, сама кабина, в отличии от ЛиАЗа, была отгорожена от салона лишь шторкой, которую в некоторых случаях заменяли неполной перегородкой. Несмотря на свои недостатки, автобус обладал хорошей манёвренностью.
Несмотря на значительное внешнее сходство с ПАЗ-652, новая 672-ая модель отличалась от своего предшественника узлами и агрегатами. ПАЗ-672 комплектовался двигателем и коробкой передач ГАЗ-53А, телескопическими амортизаторами типа ЗИЛ-157, балкой переднего моста и гидроусилителем руля ЗИЛ-130. Также автобус получил раздельный привод тормозов. Рычаг переключения передач был установлен на рулевой колонке. Изменилась также конструкция капота, водительского отсека, перегородки кабины водителя, отопительных воздуховодов, крепление поручней, освещение салона и т.п.
В 1979 году был немного изменен внешний дизайн автобусов ПАЗ-672. Вместо маленьких круглых указателей поворота появились большие квадратные, к тому же несколько вынесенные вперед, изменились также задние фонари - пара круглых фонарей с каждой стороны была заменена квадратными блоками по 4 фонаря в каждом.
В декабре 1982 года появились модернизированные 672-е - ПАЗ-672М. От обычных 672-х они отличались лишь небольшой модернизацией двигателя, позволившей увеличить мощность на несколько лошадиных сил, травмобезопасными спинками сидений (мягкая "обложка" на трубчатом каркасе спинки) и полосой "термошумоизоляциии" внутри салона по панели моторного отсека. Вскоре автобус подвергся еще одному незначительному изменению - количество люков в крыше было уменьшено с шести до четырех.
Существовали также однодверные автобусы ПАЗ-672, которые не имели собственного индекса и носили обозначение базовой модели. До 1982 года они выпускались как ПАЗ-672, после - как ПАЗ-672М. Отличие их заключалось только в отсутствии задней двери. Особым спросом однодверный ПАЗ-672М пользовались в последние годы их выпуска в конце 80-х годов, когда их приобретали многие организации в качестве служебных автобусов. Следует отметить, что многие однодверные ПАЗ-672, встречающиеся сейчас на наших улицах, являются переоборудованными двухдверными машинами.
В 1989 году Павловский автобусный завод прекратил выпуск ПАЗ-672М и всех машин, созданных на базе этой модели. Вновь без остановки главного конвейера завод перешел на выпуск абсолютно нового автобуса ПАЗ-3205. Несмотря на это, автобусы 672-ой модели до сих пор можно встретить на улицах многих городов бывшего СССР.
Модификации автобуса ПАЗ-672
- ПАЗ-672А - прогулочно-экскурсионный, с облегченной раздвижной крышей, единственной передней дверью, открывавшейся вручную, и без бокового остекления. Был создан лишь один опытный экземпляр в 1967 году.
- ПАЗ-672ВЮ - самоходное шасси, поставлявшееся на Кубу в 1971-1989 годах для установки на него кузовов заказчика. Выпуск доходил до 2,5 тысяч в год.
- ПАЗ-672Г - автобус для горных районов страны, снабженный двумя топливными баками (по 105 литров каждый), ремнями безопасности к каждому сиденью, гидроусилителем рулевого управления и усиленными тормозами. Остекление скатов крыши отсутствовало.
- ПАЗ-672Д - модификация, оснащенная дизельным двигателем минского производства. Была выпущена опытная партия автобусов в начале 80-х годов, но дизельный двигатель плохо вписывался в моторный отсек ПАЗ-672, поэтому в серийное производство эти автобусы не пошли.
- ПАЗ-672К - опытный модернизированный автобус начала 70-х годов, отличался более прямоугольным кузовом, двухстворчатыми дверьми, передком, похожим на опытные модели ПАЗ-665 и ПАЗ-3203.
- ПАЗ-672С - для северных районов страны, отличался двойным остеклением, глухой крышей без остекленных скатов и наличием форточек лишь в двух окнах. Заводская окраска - однотонный красный либо оранжевый.
- ПАЗ-672Т - туристский автобус с дверями, открывавшимися вручную, и салоном повышенной комфортабельности, в котором были установлены сиденья с высокой спинкой а за задними колесными аркой они были располагались на подиуме; опытный экземпляр был произведен в 60-е годы ХХ века, в дальнейшем производился в 70-е годы небольшими серийными партиями
- ПАЗ-672ТЛ - тензометрическая лаборатория на базе автобуса ПАЗ-672, имевшая две перегородки внутри салона и глухую крышу; выпушено 10 штук по спецзаказу к олимпиаде 1980-го года.
- ПАЗ-672У - экспортный вариант для стран с умеренным климатом.
- ПАЗ-672Ю - экспортный вариант для стран с тропическим климатом, крыша без остекленных скатов, заводская окраска - белый с цветными полосами.
Автобусы, созданные на базе ПАЗ-672:
ПАЗ-3201. В конце 70-х годов на базе автобуса ПАЗ-672 был создан полноприводный автобус ПАЗ-3201. Внешне эта машина ничем не отличалась от ПАЗ-672, за исключением отсутствия задней двери и более высокой посадки. Благодаря отсутствию задней двери количество мест для сидения было доведено до 26. Полноприводный ПАЗ был незаменим в сельской глубинке, где зачастую отсутствуют дороги с твердым покрытием. Существовала также модификация этого автобуса для северных районов страны - ПАЗ-3201С.
ПАЗ-3742. Первые опытные образцы рефрижераторов для перевозки скоропортящихся продуктов на базе автобуса ПАЗ-672 появились в 1977 году. Серийный же выпуск этот машин начался в 1981-ом. Помимо рефрижераторов выпускались также изотермичные фургоны ПАЗ-37421, отличавшиеся внешне от ПАЗ-3742 отсутствием решеток для вентиляции хладоагрегата на кузове. В дальнейшем производство автобусов ПАЗ-3742 и ПАЗ-37421 было перенесено в Баку, где их выпуском занимался Бакинский завод специальных автомобилей (БЗСА; он же БакАЗ). Сначала ПАЗ поставлял в Баку готовые машины для установки холодильного оборудования, а в дальнейшем - лишь машкомплекты кузова, двигатели и мосты поставлялись с Горьковского автозавода. Выпуск ПАЗ-3742 и ПАЗ-37421 прекратился в 1989 году одновременно с прекращением производства базовой модели ПАЗ-672.
ПАЗ-3916. Передвижная телевизионная станция (ПТС) на базе автобуса ПАЗ-672. Наполнением телевизионным оборудованием ПАЗов занимался Кировоградский завод радиоизделий. В 70-х годах для этих целей переделывались стандартные ПАЗ-672, а перед Олимпиадой 1980 года был создан специальный автобус ПАЗ-3916 с передвижной видеостудией ПВС-4 на борту. В состав ПВС входили 4 телекамеры, два видеомагнитофона, пульты звуко- и видеорежиссера и один радиоканал. Стоимость такой машины составляла около 250 тыс. рублей. Ежегодный выпуск ПАЗ-3916 был поштучным - всего было выпущено 16 экземпляров. Некоторое время в Кировограде также изготавливали вспомогательные машины к ПТС, также на основе 672-х ПАЗов.
ВгАрЗ-3928. Передвижной пункт забора крови, выпускавшийся на Ворошиловградском автосборочном заводе на базе автобуса ПАЗ-672.
КТ-201. С начала 70-х годов Арзамасский завод коммунального машиностроения стал переоборудовать автобусы ПАЗ-672 в ритуальные машины. При этом в задней стенке автобуса делали люк для гроба, а в салоне - специальные полозья в проходе между сидениями, сами же сидения размещались вдоль бортов автобуса. Снаружи на автобус наносилась широкая черная полоса чуть ниже оконной линии - опознавательный знак ритуальной службы. Данная машина получила обозначение КТ-201.
ПАЗ-672 в Харькове
В Харькове ПАЗ-672 стали эксплуатировать практически сразу после начала их выпуска в 1968 году. Сама модель более подходила для небольших городов и сельской местности, поэтому харьковские АТП закупали ее в ограниченных количествах. ПАЗ-672 работали на маршрутах с небольшим пассажиропотоком, использовались в качестве служебных машин. К началу 80-х годов они и вовсе ушли с регулярных маршрутов областного центра, уступив место более вместительным ЛАЗам, ЛиАЗам и Икарусам. Гораздо больше автобусов ПАЗ-672 было в Харьковской области, во многих райцентрах в 70-80 годы они были основным типом подвижного состава как на внутригородских, так и на пригородных маршрутах.
Еще одной областью применения ПАЗ-672 в советское время были служебные и заказные перевозки. Наряду с КАвЗ-685 и всевозможными автобусами вагонной компоновки на шасси ГАЗ-52 и ГАЗ-53, ПАЗики присутствовали в автогаражах многих предприятий и организаций. Также были распространены ритуальные автобусы КТ-201 на базе ПАЗ-672 и рефрижераторы ПАЗ-3742.
ПАЗики вновь вернулись на улицы Харькова в конце 80-х, но уже в качестве маршрутных такси. С 1989 года они стали курсировать по маршрутам 18т (Аэропорт - Ул. Зубарева) и 19т (Аэропорт - Проспект Победы). Для обслуживания маршрута 18т в АТП-16330 даже поступила партия новых ПАЗ-672М - последние новые автобусы это модели, пришедшие в наш город перед снятием ее с производства. В 1990 году появилось еще одно маршрутное такси - 15т (Ст. м. "Проспект Гагарина" - Аэропорт). И если маршрут 18т исчез вместе с распадом СССР, то 15т и 19т, переименованные в 115э и 119э, живут и по сей день, правда, уже без "ПАЗиков".
В начале 90-х широко распространены стали "левые рейсы" служебных машин, когда их водители в нерабочее время забирали с остановок пассажиров, не сумевших втиснутся в переполненный трамвай или троллейбус. Подобное явление можно было встретить и раньше, но в советское время водители боялись так называемых "общественных контролеров". В случае, если история со злоупотреблением служебным транспортом доходила до начальства, водитель рисковал, в лучшем случае, лишиться премии, а в худшем - и рабочего места. Впрочем, в 90-е годы появилась иная угроза: поздним вечером выручку могли запросто отобрать несколько ребят крепкого телосложения.
"Левые" рейсы ПАЗиков продлились сравнительно недолго. В середине 90-х Горисполком узаконил работу коммерческих маршрутов, большинство из которых дублировали маршруты городского электротранспорта. ПАЗ-672 стали широко эксплуатироваться на многих из них. Неприхотливые маленькие автобусы были очень просты в обслуживании, не требовали широкой материальной базы и потребляли относительно мало горючего. Особенно много автобусов ПАЗ-672 работало на проспекте Гагарина (маршруты 115, 297). На некоторых направлениях ПАЗиками заменили более вместительные автобусы, по причине нехватки последних. Так, ПАЗ-672 появились на маршрутах №№ 125 (Ст. м. "Центральный рынок" - Пос. Красный Октябрь) и 140 (Ст. м. "Центральный рынок" - ДК Керамико-трубного завода), где ранее эксплуатировались ЛАЗ-695 и ЛиАЗ-677 соответственно. Но наиболее контрастной была смена подвижного состава на 105-м маршруте (Ст. м. "Индустриальная" - Ул. Корчагинцев), где до ПАЗ-672 работали Ikarus-280.
ПАЗ-672 встречались также и на пригородных маршрутах. В конце 90-х особенно много автобусов этой модели работало на маршрутах №№ 152 (Харьков - Ольшаны) и 168 (Харьков - Солоницевка), также они эксплуатировались на маршрутах №№ 354 (Харьков - Дергачи) и 171 (Харьков - Лизогубовка). Реже эти машины встречались на междугородных маршрутах, таких как "Харьков - Валки", "Харьков - Волчанск", "Харьков - Золочев". Но наиболее длинными маршрутами, где эксплуатировались ПАЗ-672, были маршруты "Харьков - Краснополье" и "Харьков - В. Писаревка", соединявшие наш город с населенными пунктами соседней Сумской области. На последнем из них ПАЗ-672 работали вплоть до 2006 года.
Возраст автобусов ПАЗ-672 давал о себе знать, поэтому к 2005 году количество этих машин на городских и пригородных маршрутах в Харькове значительно уменьшилось. Последним городским маршрутом, где один автобус данной модели работал до конца 2010 года, был маршрут № 9. В ряде райцентров Харьковской области (Новая Водолага, Кегичевка) эти автобусы проработали в качестве маршрутных до середины "десятых" годов. Автобусы ПАЗ-672 до сих пор используются как служебные развозки некоторыми предприятиями Харькова и области.
© Андрей Бутковский, 2021.
Источники:
- Сайт компании "Русские автобусы";
- Сайт "Автобусы Киева";
- Автомодельное бюро: модели автомобилей;
- Шелепенков М., Петров Ю. Поглотит медленная лета... // Грузовик-Пресс, 2007, №2;
- История автомобиля в России;
- Энциклопедия "Автомобили в картинках";
- Информация от пользователей www.rcforum.ru.
Техническая характеристика автобуса ПАЗ-672:
Габаритные размеры | |
---|---|
Длина, мм | 7150 |
Ширина, мм | 2440 |
Высота, мм | 2952 |
Колесная база, мм | 3600 |
Колея передних колес, мм | 1940 |
Колея задних колес, мм | 1690 |
Минимальный дорожный просвет, мм | 320 |
Высота потолка в салоне, мм | 1886 |
Ширина дверного проема, мм | 724 |
Масса и наполняемость автобуса | |
Масса снаряженного автобуса, кг | 4535 |
Полная масса автобуса, кг | 8060 |
Количество мест для сидения | 23 |
Общее количество мест | 45 |
Двигатель и КПП | |
Марка двигателя | ЗМЗ-672 |
Тип | карбюраторный, V-образный, четырехтактный,
верхнеклапанный |
Количество цилиндров | 8 |
Рабочий объем, л | 4,25 |
Максимальная мощность, кВт (л.с.) | 85 (115) |
Тип КПП | механическая |
Количество ступеней КПП | 4 |
Главная передача | одинарная, гипоидная |
Сцепление | однодисковое, сухое с гидравлическим
приводом |
Рулевое управление | глобоидный червяк и трехгребеневый ролик |
Максимальная скорость при полной загрузке, км/ч | 80 |
Расход топлива при полной загрузке, л/100 км | 20,5 |
Шины | 11,00-20 |