Автобус. Подвижной состав. Богдан-А601
Описание | Фотогалерея (287) | Новости по теме (6)
История модели
Первый низкопольный автобус в линейке моделей корпорации «Богдан» появился относительно поздно – в 2008 году. К этому времени один из основных конкурентов «Богдана» на украинском рынке, Львовский автобусный завод, уже производил серийно низкопольные городские автобусы около пяти лет. Но если ЛАЗ начинал свою производственную программу низкопольных автобусов с моделей большого и особо большого класса, разработанных, в первую очередь, под крупный столичный заказ, первыми низкопольниками «Богдана» стали автобусы среднего класса: опытный Богдан-А501 и его серийный преемник Богдан-А601.
Первый опытный экземпляр автобуса, получивший индекс “А501” увидел свет в конце 2007 года. В мае автобус, а также созданный на его базе троллейбус Т501, были презентованы на Луцком автозаводе. Опытный автобус А501 имел крайне неудачную планировку: четыре узкие одностворчатые двери, что исключало возможность посадки инвалидов-колясочников и пассажиров с детскими колясками. Последнее выглядело более чем странно, ведь одна из главных причин понижения уровня пола в пассажирском транспорте – сделать его доступным для указанных выше категорий населения. У троллейбуса этот недостаток уже был исправлен – в базе вместо двух узких одностворчатых дверей, разделенных окошком, была широкая двухстворчатая дверь. Передняя дверь, как у троллейбуса так и у автобуса, вела в кабину водителя.
Богдан-А501 и Богдан-Т501 так и остались опытными машинами. Автобус был продан в 2009 году в Польшу; предварительно заводом была изменена компоновка машины и в базу установлена широкая двухстворчатая дверь вместо двух одностворчатых. Троллейбусы Богдан-Т501 (всего их было построено две единицы) стали эксплуатироваться в Луцке.
Недостатки опытных Богдан-А501 и Т501 были учтены в серийных моделях – автобусе А601 и унифицированном с ним троллейбусе Т601. Эти машины имели чуть большие габариты – длина была увеличина с 10 до 10,6 метров, также была увеличена ширина кузова. Первый экземпляр автобуса Богдан-А601 увидел свет в августе 2008 года, а уже к началу 2009 года обе модели (автобус и троллейбус) были готовы к серийному производству. Но по причине экономического кризиса, начавшегося осенью 2008 года, крупные коммерческие перевозчики, являвшиеся потенциальными заказчиками новой модели автобуса, оказались не в состоянии обновлять свой автопарк. Немного иная ситуация сложилась с троллейбусом: благодаря наличию государственной программы закупки электротранспорта более двадцати машин этой модели были приобретены в течение 2008-2010 гг. четырьмя украинскими городами (Луганск, Львов, Кременчуг и Хмельницкий), а в конце 2011 года 19 машин было поставлено в Крым.
Объемы продаж автобусов Богдан-А601 в 2008-2010 годах были еще скромнее, чем троллейбусов T601. За этот период было реализовано лишь 8 машин: пять – Львовскому АТП-14630 и еще три – польским перевозчикам. В апреле 2011 года один автобус был приобретен компанией Swissport для обслуживания аэропорта «Киев-Жуляны». Одновременно был заключен контракт с харьковской коммерческой структурой АМК «Сервис» на поставку крупной партии автобусов Богдан-А601.10. В ходе поставки количество машин закупленных харьковчнами было скорректировано в меньшую сторону (с 20 до 13). Дальнейших закупок автобуса украинскими перевозчиками не последовало; сказывалась высокая стоимость низкопольного автобуса по сравнению с дешевыми моделями малой вместимости, такими как Богдан-А092 , БАЗ-А079 и ЗАЗ-А07А.
Техническое описание
Богдан-А601 – городской полунизкопольный автобус с несущим кузовом вагонной компоновки. Автобус оснащен дизельным двигателем ISUZU 6HE1-TC с турбонаддувом и интеркулером, а также семиступенчатой механической коробкой передач ISUZU. Подвеска – пневматическая, тормозная система – двухконтурная, с пневматическим приводом и ABS.
Передняя часть салона низкопольная; таким образом, высота пола напротив передней и средней дверей составляет всего 350 мм. В то же время большинство сидений в салоне расположены на подиумах. Напротив средней двери создана большая накопительная площадка. Большие лобовое и боковые стекла обеспечивают прекрасный обзор как для водителя, так и для пассажиров. Вентиляция салона осуществляется через широкие форточки и два крышевых люка; предусмотрена также возможность установки кондиционера. О пути следования автобуса пассажиров извещает светодиодное маршрутное табло. Общая вместимость достигает 99 человек.
Богдан А601 в Харькове
В начале 2011 года в рамках обновления подвижного состава к чемпионату по футболу «Евро-2012» харьковская компания OOO «АМК Сервис» изъявила желание приобрести 22 низкопольных автобуса Богдан: 2 машины модели Богдан-А092.80 и 20 – Богдан-А601.10. Автобусы Богдан-А601.10 стали приходить в наш город поэтапно: в мае 2011 года пришли первые 3 машины, в июне к ним добавились пять, а в июле – еще три. При этом первоначальные намерения закупки 20 автобусов были скорректированы в меньшую сторону. На маршруты первые три Богдана-А601.10 вышли 2 июня 2011 года. Изначально все автобусы работали на 119-м маршруте – одном из наиболее напряженных маршрутов города, который связывает аэропорт с Алексеевским жилмассивом, проходя по центральным улицам города. После начала эксплуатации на 119-м маршруте более вместительных автобусов ЛАЗ-А183, Богдан-А601 стали работать также и на других маршрутах перевозчика. После прекращения эксплуатации автобусов ЛАЗ-А183 на 119-м маршруте в 2017-м году большинство автобусов Богдан-А601 вновь работает на 119-м.
(с) Андрей Бутковский, 2018
Источники
- Официальный сайт АО «Богдан Моторс»;
- Две сенсации от «Богдана» - autocentre.ua, 29.05.2008;
- Автобусы Богдан А601.10 на fotobus.msk.ru ;
Техническая характеристика автобуса Богдан-А601
Габаритные размеры | |
---|---|
Длина, мм | 10630 |
Ширина, мм | 2550 |
Высота, мм | 3070 |
Колесная база, мм | 4920 |
Передняя колея, мм | 2160 |
Задняя колея, мм | 1840 |
Высота ступеньки над уровнем дороги, мм | 350 |
Ширина дверного проема передней и средней дверей, мм | 1400 |
Ширина дверного проема задней двери, мм | 820 |
Масса и пассажировместимость | |
Масса снаряженного автобуса, кг | 10100 |
Полная масса автобуса, кг | 17000 |
Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг | 6500 |
Допустимая нагрузка на заднюю ось, кг | 10500 |
Количество мест для сидения | 23-27 |
Общее количество мест | 99 |
Двигатель | |
Тип | дизельный |
Модель | ISUZU 6HE1-TC |
Расположение | заднее, продольное |
Количество и расположение цилиндров | 6 R |
Рабочий объем, л | 7,127 |
Максимальная мощность, кВт (л.с.) | 169 (230) |
Максимальный крутящий момент, Нм | 667 |
Соответствие нормативам экологической безопасности | Евро-2 |
Система охлаждения | жидкостная |
Коробка переключения передач | |
Тип | механическая |
Модель | ISUZU MLD7Q |
Количество ступеней КПП | 7 |
Подвеска колес и рулевое управление | |
Передняя подвеска | независимая, пневматическая |
Задняя подвеска | зависимая, пневматическая |
Передняя ось | Voith или ZF |
Задний мост | Raba, балочный |
Рулевое управление | ЗАО «Радий», с интегральным гидроусилителем |
Тормозное управление | |
Рабочая тормозная система | двухконтурная, с пневматическим приводом |
Запасная тормозная система | один из контуров рабочей тормозной системы |
Стояночная тормозная система | пружинній энергоаккумулятор |
Вспомогательная тормозная система | моторный тормоз |
Показатели маневренности | |
Максимальная скорость при полной загрузке, км/ч | 80 |
Расход топлива в городском цикле при полной загрузке, л/100 км | 24 |
Минимальный радиус поворота, м | 12,5 |
Номинальное напряжение электрооборудования, В | 24 |
Система отопления | жидкостная |
Колеса | 8,25х22,5 |
Шины | 275/70R22,5 |