Трамвай. Подвижной состав. Tatra-K2
Описание | Фотогалерея (31) | Новости по теме (1)
История вагона Tatra-K2
К началу 60-х годов на улицах многих европейских городов можно было встретить так называемые "змейки" - вагоны, состоящие из двух или более частей, соединенных между собой узлами сочленения. Их распространению способствовала большая вместимость и провозная способность.
В 1965 году специалистами чешского предприятия CKD Praha была предпринята первая попытка создания сочлененного трамвайного вагона повышенной вместимости. Тогда в Праге прошли испытания сочлененного вагона Tatra-K1. Но результаты испытаний нового вагона оказались неудовлетворительными. После переработки проекта вагон получил индекс К2. (индекс "К" присваивался сочлененным моделям Tatra). Внешне он не отличался от предыдущей модели - различия касались в основном электрооборудования и тормозной системы.
Tatra-K2 фактически являлся сочлененной версией популярной чешской модели Tatra-Т3. Он состоял из двух половинок, внутренне и внешне очень похожих на обрезанный спереди или сзади вагон Tatra-T3. В центре вагона, в месте сочленения, находилась третья тележка, поворотный круг и "гармошка". В отличии от Т3 борта сочлененного вагона были выполнены из гофрированной стали. Компоновка сидений в салоне напоминала более поздние разработки CKD Praha, Tatra-КТ4 и Tatra-Т6В5 - по левому борту располагались сдвоенные сидения, а по правому - одинарные, общее их количество достигало 48. На задней площадке сидений не было. В отличии от вагона Tatra-Т3, Tatra-K2 был оборудован системой блокировки движения при открытых дверях.
Вагон был оборудован четырьмя тяговыми электродвигателями ТЕ 022, которые также использовались и на вагоне Tatra-Т3. Средняя тележка, находившаяся под узлом сочленения, была необмоторенной. Электрооборудование было унифицировано с оборудованием вагона Tatra-Т3. Время разгона вагона было несколько дольше, чем у Т3, за счет большей массы вагона при таком же количестве двигателей. У вагонов Tatra-K2 была косвенная автоматическая система управления, которая давала им возможность работать по СМЕ. На практике эта возможность использовалась в Братиславе, где работали двухвагонные поезда Tatra-K2; в Москве в начале 70-х годов также был создан опытный двухвагонный поезд. Токосъем у Tatra-K2 осуществлялся при помощи пантографа.
Первый опытный вагон Tatra-K2 был построен в 1966 году и отправлен на испытания в Прагу. Уже в следующем году он был перенаправлен в Мост, а годом позже – в Брно. Серийное производство вагонов началось в 1967 году, одновременно с этим начался экспорт К2 в Советский Союз.
Модификация, предназначенная для Советского Союза - Tatra-K2SU - имела усиленную систему отопления и цельную перегородку кабины водителя. Опытный вагон модификации Tatra-K2SU прошел испытания в Праге в 1966 году, после чего был отправлен в Новосибирск. Таким образом, именно Новосибирск стал первым городом в СССР, получившем чешские сочлененные вагоны. Интересно, что он был также единственным городом в СССР, куда не поставлялись вагоны Т3, но поступали К2. С 1967 года Tatra-K2SU стали поступать в трамвайные хозяйства Москвы, Свердловска (ныне - Екатеринбург) и Куйбышева (ныне - Самара), а в 1968 году эти вагоны увидели Харьков, Тула, Уфа и Ростов-на-Дону.
Поначалу в СССР возлагали большие надежды на сочлененные вагоны, которые за счет большой вместимости были призваны решить транспортные проблемы в крупных городах. Однако первый опыт эксплуатации такого подвижного состава оказался не слишком удачным. Сочлененные вагоны были слишком сложны в эксплуатации для большинства советских трамвайных парков - кузов с большим количеством подвижных элементов оказался сложноват в обслуживании и ремонте, тормоза опорной безмоторной тележки имели специфическую конструкцию и регулярно выходили из строя, и, наконец, средняя опорная тележка оказывала повышенное изнашивающее воздействие на пути в кривых. В итоге уже в 1969 году поставки Tatra-K2SU в Советский Союз были прекращены. В начале 70-х годов Тула отказалась от эксплуатации сочлененных вагонов - тульские К2 были отданы трамвайным хозяйствам других городов, эксплуатировавшим эти вагоны более успешно. В остальных городах СССР Tatra-K2SU были списаны уже к началу 80-х годов, не отработав даже положенного заводом-производителем срока эксплуатации. Только в Харькове сочлененные вагоны работали вплоть до 1991 года. Единственный сохранившийся на сегодняшний день вагон Tatra-K2SU - музейный вагон #801 в Екатеринбурге. Долгое время он служил сараем в депо, но в 1998 году был восстановлен в качестве музейного экспоната.
Быстрое списание вагонов было вызвано не столько конструктивными их недостатками, сколько недостаточным опытом эксплуатации сочлененных вагонов в Советском Союзе. Об этом свидетельствует успешный опыт эксплуатации вагонов Tatra-K2 в Чехии и Словакии. Предприятие CKD Praha продолжало выпускать эти вагоны небольшими партиями до 1983 года. В Чехословакии их закупали только три города - Брно, Братислава и Острава (Прага, где проходили испытания обоих прототипов, Tatra-K2CS и Tatra-K2SU, в дальнейшем отказалась от их эксплуатации). Большинство вагонов Tatra-K2CS, включая вагоны 60-х годов выпуска, до сих пор находятся в эксплуатации. В Брно производится модернизация вагонов К2 - замена передней и задней частей кузова, установка системы управления вагонов модели TV8, двустворчатых поворотных дверей а также бортового компьютера. Модернизированные вагоны получили название K2R, где "R" означает "реконструированный".
Также на протяжении 1973-1983 годов CKD Praha изготовило 90 вагонов Tatra-K2YU для Сараево, который стал единственным городом в бывшей Югославии, куда экспортировались эти вагоны. Tatra-K2YU практически не отличаются от Tatra-K2CS, за исключением того, что токоприемник у них расположен над задней тележкой. Большинство этих вагонов также до сих пор эксплуатируются, несмотря на то, что в начале 90-х годов в Сараево происходили военные действия.
Tatra-K2 в Харькове
Первые 13 вагонов Tatra-K2SU поступили в Харьков в декабре 1968 года. При транспортировке из Чехословакии каждая половинка трамвая была установлена на отдельную ж.д. платформу. После выгрузки эти половинки подвешивали открытой стороной к служебному трамваю и в таком виде перевозились в депо. Это делалось потому, что средняя тележка была общей для передней и задней части.
В январе 1969 года город получил еще 2 сочлененных вагона и их количество достигло 15. Вагоны получили номера ## 1901-1915, открыв таким образом новую серию 19** в нумерации вагонов Коминтерновского депо. Освоение нового подвижного состава в депо длилось полтора месяца. 1 февраля 1969 года вагоны вышли на образцово-показательный 5-й маршрут, где в то время уже работали чешские одиночные трамваи Tatra-Т3, поступившие двумя годами ранее. До конца 1969 года планировалось закупить еще 45 вагонов Tatra-K2SU, но их пришло только 25 (## 1916-1940). Следует отметить, что в первых 13 вагонах (## 1901-1913) сиденья были обиты кожзаменителем, во всех последующих вагонах они были пластиковыми. Стандартная окраска вагонов была такая же, как и у Tatra-Т3 - желто-красная. Маршрутоуказатели у всех харьковских К2 были изначально узкие продолговатые, позволявшие разместить в них кроме номера маршрута также конечные пункты. Позже на некоторых вагонах эти маршрутоуказатели были переделаны на узкие прямоугольные, где размещался только номер маршрута.
В 1978 году в Харьков из Тулы были переданы четыре вагона Tatra-K2SU, а также электрооборудование одного из списанных в Туле вагонов. Также в конце 70-х годов 5 б/у вагонов пришли в Харьков из Москвы. Все тульские и московские вагоны были разобраны и использованы для ремонта харьковских Tatra-K2SU.
Вагоны Tatra-K2SU работали в Харькове исключительно на 5-ом маршруте. Вместительные сочлененные трамваи как нельзя лучше подходили для этого напряженного центрального маршрута.
Благодаря наличию в Харькове собственного вагоноремонтного завода, обилию запасных частей со списанных московских и тульских вагонов и сильной ремонтной базе Коминтерновского депо,харьковские Tatra-K2SU проработали гораздо дольше, чем вагоны этой модели в других городах Советского Союза. Первый вагон модели Tatra-K2SU был списан только в 1982 году (#1931), когда в других городах Союза К2 уже были практически полностью списаны. ВАРЗ ХТТУ проводил капитальный ремонт харьковских вагонов Tatra-K2SU. Вагоны, прошедшие капитальный ремонт, отличались от заводских K2SU гладкими бортами. Большинство харьковских Tatra-K2SU проработали конца 80-х годов, и были списаны только с приходом вагонов модели Tatra-Т6В5, заменивших К2 на 5 маршруте. На 1 января 1989 года на балансе числилось 23 вагона. Последние 4 вагона были списаны в марте 1991 года (#1902, #1923, #1933, #1934). Долгое время кузова двух вагонов Tatra-K2SU - #1911 и #1937 - использовались в качестве сараев в Коминтерновском депо, но в мае 2006 года они были утилизированы.
(с) Андрей Бутковский, Андрей Рыбка, 2006.
Источники:
- Иванов М.Д. и др. Устройство и эксплуатация трамвая. М., Высшая школа, 1977;
- Сайт Tatra-Strassenbahnen (Трамваи Татра);
- Информация предоставленная Ааре Оландером;
- Архив ХКП "Горэлектротранс";
- Музей рабочей славы ХКП "Горэлектротранс";
- Газета "Харьковский электротранспорт";
- Газета "Вечерний Харьков";
- Денисов Д. Тула и трамвай... Не сон ли это? // Омнибус, № 5 (101), 2004.
Техническая характеристика вагона Tatra-K2:
Общие данные | |
---|---|
количество дверей | 4 |
количество мест для сидения | 48 |
общее количество мест при нормальном заполнении | 156 |
общее количество мест при максимальном заполнении | 220 |
снаряженная масса вагона, кг | 21800 |
максимальная скорость, км/час | 65 |
среднее ускорение разгона, м/с2 | 1,1 |
среднее замедление при служебном торможении, м/с2 | 1,2 |
максимальное замедление при экстренном торможении, м/с2 | 1,2 |
Габаритные размеры | |
длина вагона по сцепным устройствам, мм | 21524 |
длина кузова вагона, мм | 20400 |
ширина вагона, мм | 2500 |
высота вагона от головки рельса, мм | 3050 |
база вагона, мм | 6400 |
база тележки, мм | 1900 |
Двигатели | |
система управления | реостатно-контакторная |
количество | 4 |
расположение | по 2 на передней и задней тележке |
модель | ТЕ022 |
мощность каждого двигателя, кВт | 40 |