Троллейбус. Подвижной состав. КТБ-1, Киев-2 и Киев-4
Описание | Фотогалерея (12)
История моделей
Троллейбусы "Киев" выпускались Киевским заводом электротранспорта в 60-е годы ХХ века. Это предприятие было создано в 1906 году как Главные трамвайные мастерские и поначалу специализировалось на ремонте трамвайных вагонов. Но уже с 1911 года в мастерских был налажен выпуск собственных моторных и прицепных вагонов. В конце 20-х годов мастерские получили название Завода им. Домбаля. Завод выпускал трамвайные вагоны, аналогичные вагонам серии "Х". Перед войной на заводе было выпущено 9 цельнометаллических четырехосных вагонов КТЦ, а в послевоенный период здесь серийно производили трамваи КТВ-55 и КТВ-55-2.
Свои силы в троллейбусостроении Завод им. Домбаля (позже - Киевский Завод Электротранспорта им. Дзержинского) впервые попробовал в 30-е годы. На протяжении 1935-36 здесь было собрано 12 троллейбусов ЛК-5. С 1936 года все производство троллейбусов в СССР в предвоенные годы было сконцентрировано в Ярославле, поэтому завод прекратил сборку троллейбусов. Но более чем через 20 лет производство троллейбусных машин в Киеве было возобновлено. Причиной этого стало появление огромного количества новых троллейбусных линий в Украине в 50-е годы, которые не были обеспечены достаточным количеством подвижного состава.
В 1958 году Киевский Завод ЭлектроТранспорта (сокращенно - КЗЭТ) стал собирать троллейбусы МТБЭС, аналогичные машинам, выпускавшимся в то время в Москве на Сокольническом вагоноремонтном заводе. Троллейбусы МТБЭС были разработаны как экскурсионные, имели слабую конструкцию кузова, поэтому завод сразу же стал разрабатывать собственную модель, в основу которой легло шасси и электрооборудование троллейбуса МТБ-82. Для своего времени это стало своеобразным "шагом назад", ведь главный производитель троллейбусов страны в это же время начинал серийный выпуск принципиально новой модели ЗИУ-5, отказавшись от многих конструкторских решений, применявшихся на МТБ-82. Но в условиях плановой экономики КЗЭТ не имел другого выбора.
В 1959 году КЗЭТ прекратил выпуск троллейбусов МТБЭС а в апреле 1960 года появился экспериментальный образец троллейбуса 2Т (что означало "Кивский троллейбус двухосный"), который имел также обозначение "Киев-1". Однако из-за слишком большого переднего свеса нагрузка на переднюю ось у этого троллейбуса оказалась недопустимой. Месяцем позже была изготовлена вторая экспериментальная машина 2Ту с укороченным передним свесом. Эта модель оказалась более удачной и уже на ее основе осенью 1960 года запустили в производство серийный троллейбус КТБ-1 ("Киев-2").
С 1962 года конструкторы КЗЭТа стали работать над усовершенствованной моделью К-4 ("Киев-4"); следует отметить, что индекс "Киев-3" получила модернизация киевских троллейбусов МТБЭС по типу машин КТБ-1, проведенная в 1962 году.
Первый экземпляр троллейбуса "Киев-4" был выпущен в конце 1963 года, а с 1964 года начался серийный выпуск троллейбусов этом модели. Если все предыдущие разработки киевлян эксплуатировались в основном в самом Киеве (лишь небольшое количество троллейбусов "Киев-2" были построены для других городов), то начиная с 1964 года киевские троллейбусы стали поступать во многие города Украины. В то же время в Киев в больших количествах стали поступать чешские Шкоды, и с 1965 года столица окончательно отказалась от троллейбусов собственного производства, а в 1966-1968 годах Киев раздал все свои троллейбусы "Киев-2" и "Киев-4" в другие города - Полтаву, Житомир, Винницу, Херсон, Кировоград, Алчевск и т.д.
Троллейбусы "Киев-4" выпускались Киевским заводом электротранспорта до 1969 года. На конвейере их сменила новая модель "Киев-6". Троллейбусы "Киев-2" работали в городах Украины до начала 70-х годов. Последние же пассажирские троллейбусы Киев-4 списали в Алчевске в 1979-ом. Интересно, что киевские машины эксплуатировались исключительно на территории Украины. Тем не менее, единственный сохранившийся на сегодняшний день троллейбус "Киев-2" находится в фондах Московского музея электротранспорта.
"Киев-6" стал последней разработкой КЗЭТа в советский период. В 1972 году производство пассажирских троллейбусов на заводе было свернуто. Руководство отрасли решило, что для их производства стране достаточно одного Завода им. Урицкого. Поэтому в дальнейшем КЗЭТ специализировался на выпуске грузовых и служебных троллейбусов серии КТГ. Лишь с распадом СССР завод вернулся к производству пассажирских троллейбусов - среди его разработок появились одиночные и сочлененные троллейбусы "Киев-11".
Описание троллейбусов "Киев-2" и "Киев-4".
Основные узлы и детали киевских троллейбусов были позаимствованы у МТБ-82. Также сохранилась традиционная для МТБ-82 компоновка: непропорционально большая кабина занимала переднюю часть кузова до первой двери, которая располагалась в базе за передней осью троллейбуса. Задняя дверь находилась в заднем свесе. Каркас кузова был выполнен из стали прямоугольного сечения, что повышало его прочность и жесткость.
В отличие от МТБ-82 киевский троллейбус получил широкие четырехстворчатые двери, которые позволяли осуществлять одновременную посадку/высадку двух человек и широкие окна со сдвижными форточками, характерные для современных ему машин. Вентиляция салона обеспечивалась также двумя широкими люками в крыше. Не слишком удобная конструкция ширмовых дверей у ранних машин КТБ-1 была позаимствована у трамваев МТВ-82 и КТМ-1 - наличие перегородки между створками усложняло посадку пассажиров с крупногабаритными вещами. Уже в 1962 году конструкторы отказались от ширмовой конструкции дверей и в дальнейшем на все киевские троллейбусы устанавливались распашные двери.
Лобовое стекло троллейбуса "Киев-2" состояло из четырех частей, над лобовым стеклом располагался продолговатый маршрутоуказатель. С 1964 года стали устанавливать большие панорамные лобовые стекла, которые значительно улучшили обзор водителю. В салоне троллейбуса была применена трехрядная компоновка сидений - по левому борту между дверьми были установлены одноместные сидения, что увеличило вместимость салона в "часы пик".
Троллейбус "Киев-4" мало чем отличался от модели "Киев-2". Компоновка кузова, основные узлы и агрегаты остались такими же, как и у троллейбуса "Киев-2". Изменилась тормозная система троллейбуса - пневматическая схема включила в себя две самостоятельные системы торможения, что значительно повысило безопасность движения. На задней оси вместо тормозных камер были установлены цилиндры. Также на троллейбусах "Киев-4" появились штангоуловители.
Внешне "Киев-4" отличался от троллейбуса "Киев-2" более широкой передней частью и измененным дизайном заднего торца. Некоторые изменения коснулись и салона троллейбуса. В частности, в отделке салона стал гораздо шире применятся пластик, вместо двухместных диванов были установлены парные одиночные сидения. Троллейбусы "Киев-4" более поздних выпусков вместо удлиненного маршрутоуказателя над лобовым стеклом имели квадратное окошко - "скворечник", в котором размещался лишь номер маршрута.
Троллейбусы КТБ-1, Киев-2 и Киев-4 в Харькове
Первые два троллейбуса КТБ-1 поступили в наш город в декабре 1961 года. Им присвоили парковые номера ## 230 и 231 - таким образом, они продолжили нумерацию МТБ-82, последний из которых имел номер 229. Троллейбусы стали работать на 7-ом троллейбусном маршруте, связывавшим центр города с поселком "Восточный".
В течение двух лет эти троллейбусы оставались единственными киевскими машинами в городе. Дело в том, что КЗЭТ выпускал в то время троллейбусы в весьма ограниченных количествах, в большинстве своем для Киева. В то же время Харькову вполне хватало поставок более современной модели ЗИУ-5. Но в середине 60-х ситуация поменялась. Начались активные списания старых троллейбусов МТБ-82 и расширение троллейбусной сети в районе Селекционной Станции. Поставок ЗИУ-5, которые приходили в Харьков в количестве 20-25 единиц в год, не хватало. КЗЭТ же в это время освоил новую модель "Киев-4", которую стал выпускать в больших объемах, чем КТБ-1. Поэтому троллейбусы киевского производства, созданные на узлах МТБ-82 и морально устаревшие к тому времени, стали временным выходом из сложившейся ситуации.
На протяжении 1964-1967 годов Харьков получил 55 новых троллейбусов Киев-2 и Киев-4 производства Киевского завода электротранспорта. Машины 1964 и 1965 г.в. поступали в троллейбусное депо № 1, 1966-1967 - во вновь открытое в январе 1966 года троллейбусное депо № 2. Для киевских троллейбусов решено было открыть новую серию в нумерации - 3**. Троллейбусы ## 230 и 231 получили номера 301 и 302 соответственно, новые же машины имели номера ## 303-357. Большинство из них работали 7-ом маршруте, но иногда встречались и на других линиях.
В 1970 году работниками Троллейбусного депо № 1 на базе двух троллейбусов Киев-2 ## 327 и 328 был создан троллейбусный поезд по проекту, разработанному в середине 60-х годов в Киеве инженером Владимиром Векличем. С 28 августа 1970 года троллейбусный поезд стал регулярно перевозить пассажиров по 8-ому маршруту (Пл. Тевелева - Павлово Поле). До конца года планировали составить еще 4 поезда из троллейбусов "Киев", однако эксплуатация первого поезда не оправдала себя, и этим планам так и не суждено было сбыться. Поезд ## 327-328 вскоре был расцеплен.
В мае 1971 года были списаны оба троллейбуса КТБ-1. В это же время начались активные списания относительно новых машин модели Киев-2 и Киев-4. Главной причиной этому была устаревшая конструкция и низкая вместительность этих машин. С 1969 года, когда на Заводе им. Урицкого были введены новые производственные мощности, Харьков перестал испытывать дефицит в новых троллейбусных машинах и мог позволить себе массовые списания киевских троллейбусов. Поэтому к концу 1971 года все троллейбусы Киев-2 и Киев-4 были выведены из пассажирского инвентаря. Некоторые из этих машин использовались в 70-е годы в качестве передвижных буфетов, троллейбусов техпомощи и учебных машин. Последней в марте 1977 года была списана машина техпомощи # 016, переделанная из пассажирского троллейбуса # 326.
© Андрей Бутковский, 2018
Источники:
- Ребров С.А. Устройство и техническая эксплуатация троллейбусов. К.: Будівельник, 1966 - 303 с.;
- Сайт Urbantransport;
- Материалы газеты "Харьковский электротранспорт";
- Материалы газеты "Вечерний Харьков";
- Материалы музея ХКП "Горэлектротранс".
Материалы по теме:
Техническая характеристика троллейбуса "Киев-4":
Наружные габаритные размеры | |
---|---|
Длина, мм | 10330 |
Ширина, мм | 2650 |
Высота с учетом электрооборудования (с опущенными токоприемниками), мм | 3395 |
Передний свес, мм | 1000 |
Задний свес, мм | 3000 |
База, мм | 6000 |
Ширина колеи передних колес, мм | 2000 |
Ширина колеи задних колес, мм | 1910 |
Высота пола от уровня дороги без нагрузки, мм | 920 |
Дорожный просвет троллейбуса при максимальной нагрузке (8 чел/м2), мм | 190 |
Ширина дверного проема, мм | 1400 |
Ширина оконных проемов, мм | 1392 |
Внутренние габаритные размеры | |
Длина по полу (без кабины), мм | 8100 |
Ширина между боковыми стенками кузова, мм | 2410 |
Высота прохода (по оси), мм | 2000 |
Ширина прохода между сиденьями, мм | 1070 |
Длина подушки двухместного сидения, мм | 850 |
Ширина подушки двухместного сидения, мм | 380 |
Шаг двухместных сидений, мм | 720 |
Длина подушки одноместного сидения, мм | 425 |
Ширина подушки одноместного сидения, мм | 380 |
Шаг одноместных сидений, мм | 730 |
Масса и наполняемость троллейбуса | |
Снаряжённая масса, кг | 9320 |
Полная масса, кг | 15480 |
Количество мест при номинальной нагрузке (5 чел/м2) | 65 |
Мест для сидения | 30 |
Тяговые электродвигатели | |
Тип двигателя | ДК-202Б |
Мощность на валу (якорная), кВт/ч | 86 |
Ток якоря, А/ч | 160 |
Номинальное напряжение, В | 600 |
Скорость вращения, об/мин | 1435 |
Контрольная эксплуатационная скорость, км/час | 50 |