Автобус. Подвижной состав. Berkhof ST2000

ОписаниеФотогалерея (36)Новости по теме (3)

История модели

В 1987 году на выставке AutobusRAI в Амстердаме голландский производитель городских автобусов Hainje из города Херенвен презентовал новую модель ST2000 на шасси DAF SB220. Эта модель являлась третьим поколением стандартизированных городских автобусов Голландии, производство которых началось еще в 1966 году. Согласно требованиям к автобусам конца 80-х, у ST2000 был понижен уровень пола в салоне и установлена функция книлинга.

Серийное производство началось в 1988 году, но машина не пользовалась большим спросом. Поэтому в том же году дизайн передней маски был изменен при участии специалистов Голландского центра автомобильного дизайна (Duvedec), что увеличило продажи модели. С 1-го января 1989 года фирма Hainje вошла в состав другого голландского производителя, Berkhof. К концу 1989 года все автобусы, производившиеся предприятием, в том числе и ST2000, сменили название модели с Hainje на Berkhof.

Автобусы ST2000 выпускались преимущественно на шасси DAF SB220 и Volvo B10M-55. Заказчиками выступали крупные автобусные перевозчики Нидерландов, такие как GVB (Амстердам), CVD (Ниймеген), BBA (провинция Северный Брабант) и VAD (провинция Оверэйсель). Предприятия GVB и VAD заказывали также сочлененную версию модели на шасси Volvo B10MА-55. В 1989-1991 годах для фирмы ВВА было собрано 18 автобусов на шасси Volvo B10M-50, имевшие укороченный, по сравнению с базовой комплектацией, кузов. Эти машины работали на маршрутах, пролегавших в центральных частях городов Берген-оп-Зом и Хертогенбос, где ширина улиц не позволяла эксплуатировать более длинные машины. Шесть автобусов ST2000 на шасси Scania N113CLB было собрано в 1991-1994 годах для фирмы VAD. Особенностью этих машин был очень короткий задний свес.

Производство автобусов ST2000 было прекращено в 1992 году. Исключением стали два автобуса на шасси Scania N113CLB, собранные в 1994 году по заказу фирмы VAD. На смену ST2000 пришла новая модель Berkhof 2000NL. Автобусы ST2000 были выведены из эксплуатации в течение 2002-2008 годов. Многие из этих машин в дальнейшем были проданы в страны Восточной Европы.

Техническое описание (Berkhof ST2000/Volvo B10M-55)

Автобусы Berkhof ST2000 на шасси Volvo B10M-55 оснащены 210-сильным дизельным двигателем THD 102К, расположенным в базе, и автоматической 4-ступенчатой коробкой передач фирмы ZF. В салон автобуса ведут три двери: передняя и задняя одностворчатые, средняя – двустворчатая. Салон оборудован удобными сидениями с антивандальной обшивкой. Часть машин имеют трехрядную компоновку салона, остальные – четырехрядную. Автобус снабжен программируемым маршрутным табло, которое имеет возможность согласно заданной программе прокручивать названия остановочных пунктов по ходу маршрута. Большое количество поручней делает удобной даже поездку стоя. На поручнях расположены кнопки сигнала водителю. Водитель также может наблюдать за происходящим в салоне благодаря наличию особых круглых зеркал, одно из которых висит непосредственно в кабине и обращено назад, а второе - возле средней двери автобуса.

Berkhof ST2000 в Харькове

Первые автобусы Berkhof ST2000 появились в Харькове весной 2004 года. Эти машины принадлежали украинско-голландскому СП “Womy Ukraine”, появившемуся благодаря сотрудничеству голландской фирмы Womy Equipment Supply B.V и харьковского ООО "Интерсолли-Плюс". Из десяти автобусов, поставленных в Харьков в 2004-2006 годах, девять принадлежали ранее компании GVB и работали в Амстердаме. Лишь одна машина, поступившая в 2006-м году, принадлежала ранее компании Connexxion (Зволле, Нидерланды). Все «харьковские» Berkhof ST2000 имеют шасси Volvo B10M-55.

Изначально ООО СП “Womy Ukraine” сдавало в аренду свои автобусы харьковскому ОАО «АТП-16329». Первая машина (гос.№ 416-13ХА) вышла на 137-й маршрут в конце апреля 2004 года, а в мае к этому автобусу присоединились еще пять. Кроме 137-го Berkhof ST2000 стали работать также на других маршрутах в районе ХТЗ и Роганского жилмассива (№№ 35, 42 и 200). В ноябре 2004-го года один из автобусов (гос.№ 000-10ХА) был арендован ОАО «АТП-16331» для работы на 147-м маршруте.

С 1-го января 2005 года ООО СП “Womy Ukraine” получило право обслуживать маршруты в районе Залютино (№№ 56, 143, 254), а также на Салтовском жилмассиве (№№ 139, 300). Естественно, шести автобусов было недостаточно для обслуживания шести маршрутов. Но в начале 2005-го года ООО СП “Womy Ukraine” должно было получить крупную партии автобусов из Голландии, ведь 31 декабря 2004 года фирма получила разрешение от Кабмина на ввоз 350 б/у машин. Но уже 17-го января это распоряжение Кабмина было аннулировано. Некоторое время перевозчик обходился шестью автобусами (по одной машине работало на маршрутах 56 и 254, по две – на 139 и 143). Но позже фирма отказалась от обслуживания собственных маршрутов. Автобусы были сданы в аренду ОАО «АТП-16330» и работали на маршруте № 57 до августа 2005 года.

С августа 2005 года автобусы Berkhof ST2000 стали работать как заказной транспорт, в основном для развозки сотрудников предприятий, находящихся в пригородах Харькова (табачная фабрика Philip Morris, ООО «Омега-автопоставки», гипермаркет «Эпицентр» и некоторые другие). В 2006-м году парк автобусов увеличился еще на четыре машины. С 2010-го года автобусы принадлежат компании «Тэк-Транс». А с 2011 года компания "Тэк-транс" начала постепенно распродавать принадлежащие ей автобусы Berkhof ST2000. Так, в 2012 году один из автобусов приобрела фирма «Грикар А.П.С.» из поселка Васищево Харьковской области для развозки своих сотрудников. Другая машина куплена коммерческим перевозчиком из города Александрия Кировоградской области.

(с) Андрей Бутковский, 2013

Источники:

  1. Wikipedia: Hainje/Berkhof ST2000;
  2. Список автобусов предприятия GVB (Амстердам): автобусы серии 377-396;
  3. Список автобусов предприятия GVB (Амстердам): автобусы серии 406-415;
  4. Busfoto.net;
  5. Информация харьковских СМИ


Техническая характеристика автобусов Berkhof ST2000 (Volvo B10M-55)

Габаритные размеры
Длина, мм 12000
Ширина, мм 2500
Высота, мм 3420
База, мм 5500
Масса и пассажировместимость
Масса снаряженного автобуса, кг 10360
Полная масса автобуса, кг 17600
Количество мест для сидения 33
Количество мест для стояния 55
Двигатель и КПП
Модель Volvo THD102K
Тип дизельный
Количество цилиндров 6
Рабочий объем, л 9,6
Максимальная мощность, кВт (л.с.) 210 (286)
Коробка переключения передач ZF 4 HP500
Тип КПП автоматическая
Количество ступеней КПП 4