Харьковский метрополитен
Выступление начальника ГП "Харьковский метрополитен" на международной научно-практической конференции, приуроченной к 30-летию предприятия:
22 августа 1975 года открыт шестой в СССР, второй в Украине и первый в областном центре - Харьковский метрополитен. С того дня каждый второй житель полуторамиллионного Харькова ежедневно пользуется услугами метро. За три десятилетия метрополитен перевез почти семь миллиардов пассажиров. Это больше, чем все население Земли. Доля метрополитена в общегородских пассажирских перевозках составляет почти 50%.
В минувшем году перевезено 277,4 миллионов пассажиров. В отдельные дни показатель среднесуточных перевозок превышал миллион человек. Точность выполнения графика движения поездов - 99,99%. Интервал в часы "пик" - 2-2,5 мин. Сегодня три подземные линии с 28 станциями протянулись на 35,6 км. По техническому оснащению и перевозкам Харьковский метрополитен находится на уровне метрополитенов Москвы, Санкт-Петербурга и Киева.
В строительство, развитие и становление коллектива огромный вклад внесли метрополитеновцы Москвы. В столице учились и приобрели первые практические навыки машинисты электропоездов и машинисты эскалаторных станций. Специалисты Московского метрополитена оказали помощь в наладке подвижного состава, эскалаторов и другого технического оборудования, в подготовке персонала и диагностических средств проверки работоспособности устройств, оснащения подразделений. Пассажирские перевозки на линиях обеспечивают электропоезда, сформированные из 322 вагонов , выпущенных, в основном , Мытищенским ЗАО "Метровагонмаш". Платформы станций позволяют обеспечивать прием и отправление пятивагонных поездов. К услугам пассажиров 47 эскалаторов на 14 станциях метрополитена.
Сегодня Харьковский метрополитен представляет собой сложнейший комплекс многочисленных технических средств и инженерных сооружений, обеспечивающих безопасность пассажиров и движения поездов. Организация их движения, управления стрелками и сигналами, эскалаторами, устройствами электроснабжения и жизнеобеспечения (вентиляцией, водоснабжением, водоотливом, калориферными установками, подогревом ступеней пешеходных выходов и другими инженерно-техническими системами) ведется из единого диспетчерского центра посредством автоматизированных систем управления. Они построены на современной элементной базе средств микропроцессорной и электронно-вычислительной техники и позволяют оперативно контролировать состояние технологического цикла перевозок, вмешиваться в работу и исправлять возможные отклонения от норм, протоколировать, архивировать и воспроизводить события.
Электродепо метрополитена ("Московское" и "Салтовское") оснащены моечно-уборочными комплексами, типовым технологическим оборудованием и оснасткой, стендами проверки и диагностики работоспособности узлов и аппаратов для содержания вагонов в объемах четырех видов технического обслуживания и двух видов текущего ремонта. Подъемочные ремонты: текущий (ТР-3), средний (СР), и капитальный (КР), а также эскалаторов проводит ремонтно-механическая служба метрополитена.
Станции метрополитена оснащены системами теленаблюдения на основе промышленных телевизионных установок, что позволяет обеспечивать постоянный видеоконтроль состояния пассажирских перевозок. Это даёт возможность в экстремальных ситуациях оперативно вмешиваться в технологию перевозок для обеспечения безопасности пассажиров (экстренное снятие напряжения с контактного рельса; остановка поезда, эскалатора; перекрытие створок АКП). Системы безопасности перевозок пассажиров и устройства диагностики установлены также на эскалаторах. Коллектив метрополитена уделяет большое внимание разработке, внедрению и использованию современных достижений научно-технического прогресса в обеспечение безопасности перевозок и повышение эффективности эксплуатационной работы.
В числе первых среди метрополитенов стран СНГ Харьковский метрополитен с 1976 года начал применять систему телемеханики "Лисна" для устройств электроснабжения, а затем - для эскалаторов и санитарно-технических устройств. Благодаря внедрению в полном объеме системы автоматического регулирования скорости с локомотивной сигнализацией в 1978 году впервые в практике метрополитенов страны были выключены сигналы автоблокировки, погашены огни светофоров и освоено вождение электропоезда одним машинистом без помощника ("в одно лицо"), в результате чего было высвобождено 118 человек. Основным средством сигнализации и связи при движении поездов стала система АЛС-АРС.
Одним из первых Харьковский метрополитен освоил программу автоматического ведения поезда на базе управляющего вычислительного комплекса М-6000 (1979 год); ввел пожаробезопасные стеклопластиковые короба контактного рельса взамен деревянных (1981 год); систему автоматического учета пробега вагонов (1983 год); бесстыковые рельсовые цепи (1984 год); двухчастотную сеть технологической радиосвязи с использованием щелевого радиоизлучающего кабеля (1992 год); полимерный жетон для оплаты проезда (1992 год); выпуск более 200 наименований резино - технических изделий и деталей из пластмасс, в том числе вкладышей подрезиненных колесных пар и другие новшества. На предприятии проводились комплексные испытания и освоение эксплуатации вагонов с тяговым тиристорно-импульсным преобразователем "Импульс" (1993 год). Раньше других в Харькове перешли на автоматизированные системы диспетчерского управления технологией перевозок на основе средств вычислительной и микропроцессорной техники, систему идентификации подвижного состава , ввели электронную контактную карточку оплаты проезда на 10, 20, 30, 60, 100, 250 поездок.
В последние годы внедрены и успешно используются устройства контроля прохода в тоннель охранной системы VideoNet; распределенная компьютерная сеть видеонаблюдения на станциях с расширенными функциями, автоматизированная система контроля и учета потребления электроэнергии; система телемеханики харьковского производства "Метроконт"; микропроцессорные системы управления электрической централизацией электродепо. автоматизированная система диспетчерского управления МРЦ и станций "Академика Барабашова", "23 Августа" и др.
В ремонтно-механической службе созданы рабочие места для производства среднего (СР) и капитального (КР) ремонта вагонов. Объемы КР ныне составляют 18 единиц в год. Работниками этой службы совместно со специалистами и конструкторами ЗАО "Метровагонмаш" проведена модернизация вагона серии Еж-3 с приведением его электрической схемы к модели 81-710.1 с тиристорно-импульсной схемой управления, который эксплуатируется в составе поезда нового поколения.
Бесперебойную и надежную работу предприятия обеспечивает более чем четырехтысячный коллектив. Пополнение для него по 17 специальностям готовит техническая школа метрополитена. Здесь также подготовлены машинисты электропоездов для метрополитенов Минска, Новосибирска, Самары, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Софии, Днепропетровска. Специалисты Харьковского метрополитена принимали активное участие и оказали практическую помощь в организации ввода в эксплуатацию метрополитенов Ташкента, Минска, Новосибирска, Самары, Нижнего Новгорода, Еревана, Екатеринбурга, Днепропетровска. Тбилисскому метрополитену - в организации диспетчерского управления перевозками.
Добросовестный труд более чем 40 работников метрополитена отмечен правительственными наградами; 38 - награждены знаком "Почетный железнодорожник", шести работникам присвоены звания "Заслуженный строитель" и "Заслуженный работник транспорта". Семь работников без отрыва от производства защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук, девять - получили патенты и авторские свидетельства на изобретения, пять - удостоены звания лауреатов Государственных премий СССР и УССР.
В сложных финансовых условиях метрополитен не поднял тарифы за проезд, не уменьшил количество пассажиров льготных категорий. Недавно создана служба доходов, которая направляет свои усилия на пополнение бюджета предприятия, расширяется подсобно-вспомогательная деятельность. Работают санаторий-профилакторий, детский оздоровительный лагерь, поликлиническое отделение, оздоровительные комплексы и спортивные залы, литературная студия, библиотека и др.
В прошлом году коллектив предприятия признан "Лидером транспортной отрасли Украины " и удостоен Диплома общеукраинского проекта "Украина транспортная".
Генеральным планом развития Харькова до 2026 года предусматривается строительство около 17 км линий метрополитена с десятью станциями. Государственное предприятие "Харьковский метрополитен" - постоянный член Международной Ассоциации "Метро" и Международного Союза общественного транспорта (МСОТ).
МИХАИЛ ПИЛИПЧУК,
Начальник Харьковского метрополитена,
Заслуженный строитель Украины