История харьковского жетона

«ДОЖЕТОННАЯ» ЭПОХА

До 1992 года в качестве средства оплаты проезда и пропуска пассажиров на станции метрополитена использовались 5-ти копеечные монеты. Метрополитен не нес затрат на приобретение средств оплаты проезда, так как использовались монеты Государственного банка СССР. Потери времени пассажиров при проходе на станции метрополитена были минимальны, так как широко использовались монеторазменные автоматы и очереди в кассах станций были незначительны.

ПРОБЛЕМЫ

Объемы пассажирских потоков в метрополитенах стран бывшего СССР таковы, что реально можно обеспечить доступ на станции метрополитена только через автоматические устройства контроля прохода пассажиров. Изменение экономической ситуации, рост инфляции, снижение платежеспособности населения, изменение системы финансирования метрополитенов с 1992 года породило ряд проблем. Перед метрополитенами возникла необходимость создания достаточно экономичных эквивалентов оплаты проезда, которые могут быть использованы для прохода на станции метрополитена через автоматические контрольно-пропускные пункты (АКП), и технических средств их идентификации.

ЗАРУБЕЖНЫЕ АНАЛОГИ

В мировой практике метрополитенов пропуск пассажиров через автоматические устройства осуществлялся по металлическим жетонам, содержащих сплавы редких металлов, и по магнитным/бесконтактным картам.

ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?

В конце февраля 1992 года сотрудником НИИ Монокристаллов В.Г.Сенчишиным была предложена идея использования явления люминесценции органических люминофоров, растворенных в твердых полимерах. В марте 1992 года сотрудниками информационно–вычислительного центра Харьковского метрополитена были проведены исследования, подтвердившие плодотворность предложенной идеи, и разработан макетный образец жетоноприемника, обеспечивающего идентификацию полимерного жетона с люминесцентными свойствами. Работы по созданию средств системы оплаты на базе полимерных жетонов проводились при непосредственным участии и техническом руководстве заместителя главного инженера метрополитена В.П.Филипповича, главного инженера метрополитена О.Ф.Демченко.

ПОЧЕМУ ЖЕТОН?

Важнейшим свойством жетона является достаточно высокая защищенность от подделки, обеспечиваемой применением редких органических люминофоров, технология производства которых достаточно уникальна. Вместе с тем, стоимость производства полимерного жетона удовлетворяет экономическим требованиям и несоизмеримо ниже стоимости жетонов из сплавов и металлокерамических композитных материалов при значительно более высокой степени защиты. Впоследствии достоинства полимерного жетона с люминесцентными свойствами были подтверждены сравнительными данными финансовых издержек на средства оплаты других метрополитенов.

НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПУТИ

Впервые в мировой практике на Харьковском метрополитене были использованы в качестве эквивалентов оплаты проезда и доступа на станции через автоматические устройства полимерные жетоны с люминесцентными свойствами. НПО «Хартрон» по заказу Харьковского метрополитена изготовило жетоноприемники, а НПФ «Экситон» выпустила 10 млн. полимерных жетонов для оплаты проезда. Новая система оплаты проезда была введена в эксплуатацию с первого июня 1992 года.

ПОБЕДНОЕ ШЕСТВИЕ


1992 год – Харьковский метрополитен.

Система оплата проезда на базе полимерного жетона введена в эксплуатацию в июне 1992 года.

Жетоны Харьковского метрополитена


1992 год – Скоростной трамвай г. Кривой Рог.

Жетоны и устройства идентификации были изготовлены в г. Харькове. Система оплаты проезда была введена в эксплуатацию в сентябре 1992 года.


1993 год – Московский метрополитен.

Московский метрополитен позаимствовал идею применения полимерного жетона и способа его идентификации, выполнил разработку жетона и жетоноприемника собственной конструкции. Система оплаты проезда была введена в эксплуатацию в январе 1993 года. Новые средства оплаты заменили металлические жетоны.


1993 год – Ташкентский метрополитен.

По договору между Ташкентским и Харьковским метрополитеном совместно с предприятиями г. Харькова были разработаны полимерные жетоны с новыми техническими характеристиками, а так же устройства их идентификации. Жетоны были изготовлены в необходимом количестве в г. Харькове. Система оплаты проезда была введена в эксплуатацию в середине 1993 года.


1994 год – Киевский метрополитен.

Харьковский метрополитен оказал помощь Киевскому метрополитену в освоении технологии изготовления и разработки полимерных жетонов. Первые партии жетонов производились в г. Харькове, необходимые технические разработки для изготовления устройств идентификации жетонов были переданы Киевскому метрополитену и ПО «Маяк» (г. Киев). Они вытеснили из обращения металлокерамические жетоны.


1997 год – Тбилисский метрополитен.

Полимерные жетоны и устройства идентификации для Тбилисского метрополитена были разработаны и изготовлены предприятиями г. Харькова в 1996 году. Они заменили полимерные жетоны с порошковым металлическим наполнителем.


2001 год – Бакинский метрополитен.

Внедрение при участии Харьковского метрополитена.


2002 год – Днепропетровский метрополитен.


ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Введение полимерных жетонов позволило решить важнейшую социальную проблему по нормализации ситуации с пропуском пассажиров на станции метрополитена, снизить издержки и обеспечить повышение уровня доходности, исключив потенциальные затраты на изготовление более дорогих и менее защищенных средств оплаты проезда. По настоящее время (начало 2005 года) полимерный жетон по степени защищенности и экономическим показателям остается наиболее эффективным эквивалентом оплаты проезда, создающего минимальные расходы метрополитена на поддержание системы оплаты проезда. Издержки на содержание системы оплаты на базе полимерных жетонов, приведенные к одной поездке, составляют 0.02 коп или 0.04% действующего тарифа стоимости поездки (50 коп). (Для сравнения электронная карта обеспечивает издержки от 0,75 до 3,45 коп на одну поездку).

ПЕРСПЕКТИВЫ

Несмотря на явные экономические преимущества, жетон постепенно теряет свою привлекательность. Возможность введения зонной оплаты проезда, необходимость решить проблему с проходом и учетом льготного контингента, определяет развитие средств оплаты в сторону использования бесконтактных электронных карт.

(C) Андрей Завалишин, Харьков 2005 г.

По материалам ГП Харьковский метрополитен