Троллейбус. Подвижной состав. ЗИУ-682. Модификации

Система обозначения модификаций (заводские таблички)

Заводская табличка расположена в троллейбусах ЗиУ-682 на перегородке кабины водителя над дверью в кабину (у более ранних модификаций) либо над окном перегородки (у последних модификаций). Изначально на табличке указывалась подробная информация о машине (изготовитель, модель, заводской номер, дата выпуска, номер двигателя, общая вместимость, количество мест для сидения, страна изготовления). С 1985 года на табличке стали указывать только завод-изготовитель, VIN машины и год выпуска. Последний был вынесен из VINа в отдельную строчку до 1999 года.

Иногда модификация, отображенная на табличке, не совпадает с настоящей модификацией троллейбуса. Это происходит из-за ошибок, допущенных при установке таблички на заводе. В других случаях на табличках машин более поздней модификации указана более ранняя, так как таблички были заготовлены с запасом, который и использовался, несмотря на смену индекса модификации троллейбуса. Примером последнего случая могут служить первые машины модификации ЗиУ-682В0В, на табличках которых был указан индекс предыдущей модификации ЗиУ-682В0А.

Первоначально наименование модели троллейбуса ЗиУ-682 на заводской табличке состояло из аббревиатуры завода-изготовителя, цифрового индекса модели и буквенного индекса модификации ("ЗиУ-682Б", "ЗиУ-682В"). "Горная" модификация, появившаяся чуть позже, имела индекс ЗиУ-682В1, где цифра "1" обозначала повышенную мощность двигателя.

Часть троллейбусов, экспортируемых в 70-80 годы за пределы СССР, имели отдельные обозначения модификаций. Так, троллейбусы, поставляемые в Аргентину, имели индекс УА, в Венгрию – УВ, в Польшу – УП, в Болгарию – УПН, в Грецию – ВУГ. В дальнейшем практика присвоения отдельных индексов экспортным машинам была прекращена и в конце 80-х – начале 90-х все машины, шедшие на экспорт, имели те же обозначения модификаций, что и троллейбусы, предназначенные для внутреннего рынка.

В 1985 году троллейбусы ЗиУ-682В получили новое обозначение согласно международному VIN-коду. На заводских табличках вместо названия завода "ЗиУ" стали писать его международный код "XTU" (до начала 90-х годов "XTU" писалось русским шрифтом как "ХТИ"). Кроме того, согласно VIN-коду наименование модификации должно было состоять из шести символов, а заводской номер - из восьми, поэтому к наименованию модификации (ЗиУ-682В) на заводской табличке были прибавлены два ноля в конце (XTU682В00), а к заводском номеру - три нуля в начале. По аналогии ЗиУ-682В1 превратился в XTU682В10, но на табличках этой модификации вплоть до 1989 года можно было встретить название ЗиУ-682В1, очевидно потому, что большое количество таких табличек были заготовлены заранее, а сама "горная" модификация выпускалась небольшими партиями.

В 1988 году была выпущена усовершенствованная модификация троллейбуса ЗиУ-682В, получившая индекс ЗиУ-682В-012 (XTU682B012), однако вскоре это обозначение на табличках было заменено на XTU682В0А, т.е. цифры "12" заменили буквой "А" для того чтобы привести индекс модели к шестизначному VIN-овскому стандарту.

Следующая модификация, выпущенная в 1990 году, имела VIN-овский индекс XTU682В0В. Буква "Б" была пропущена, так как она не является общей для кириллицы и латинского алфавита. Точный индекс этой модификации согласно заводской классификации неизвестен, предположительно это был ЗиУ-682В-013.

Следует отметить, что, несмотря на то, что на "горном" троллейбусе вводились все те же изменения, что и на модификациях ЗиУ-682В0А и ЗиУ-682В0В, не существовало таких индексов модификаций как ЗиУ-682В112(В1А) или ЗиУ-682В1В.

С 1988 года завод стал выпускать новую модель ЗиУ-682Г, имевшую серьезные отличия по сравнению с ЗиУ-682В. На табличках первых опытных машин указывали "ЗиУ-682Г", но вскоре этот индекс трансформировался в привычный VIN-овский XTU682Г00. С этим индексом троллейбус пошел в серию в 1991 году. С 1996 года завод стал выпускать модификацию Г-012, VIN которой выглядел как XTU682Г0А. В дальнейшем для обозначения модификаций также применяли двойную систему (Г0А - Г-012, Г0Е - Г-013, Г0К – Г-014, Г0L – Г-015, Г0М - Г-016, Г0Н - Г-017, Г0Р - Г-018). Для последнего символа в буквенных индексах у этих модификаций использованы буквы, общие для кириллицы и латинского алфавита, присваиваемые преимущественно в алфавитном порядке. Исключением стала модификация ЗиУ-682Г-015, в VINе которой присутствовала латинская буква (XTU682Г0L).

В 2002 году на ОАО «Тролза» была введена новая базовая модель ЗиУ-682Г-016, на базе которой в 2002-2004 гг. были созданы новые модификации ЗиУ-682Г-016.02 и ЗиУ-682Г-016.03. Выпуск старых модификаций был постепенно свёрнут, но они ещё некоторое время выходили с завода, имея в техпаспортах при определённых отличиях от новой базовой модели двойной индекс типа ЗиУ-682Г-016(012), где в скобках указывалась старая модификация машины. В 2007 буквенное обозначение модификации в VIN-коде было окончательно приведено к латинице, сменившись с 682Г0M на 682G0M.

Заводская нумерация троллейбусов

Первые опытные машины ЗиУ-9 имели отдельную заводскую нумерацию. С 1972 года машины ЗиУ-682Б стали нумероваться отдельной серией. Эта нумерация шла непрерывно вплоть до 1991 года и распространялась на ЗиУ-682Б, ЗиУ-682В, ЗиУ-682В0А, ЗиУ-682В0В и первые экспериментальные ЗиУ-682Г. Максимально известные номера этой серии - 00037***. Отдельную серию заводских номеров имела "горная" модификация ЗиУ-682В1.

С 1991 года новые троллейбусы ЗиУ-682Г начали свою заводскую нумерацию с номера 00000001. Эта нумерация распространилась на все последующие модификации серии "682Г", кроме ЗиУ-682Г-017 и ЗиУ-682Г1 и продолжается до настоящего момента.

Описание модификаций

ЗиУ-9 – опытные машины (1970-1971)

Несколько опытных троллейбусов в 1970-1971 гг. проходили испытания в Москве и Ленинграде. Внешне опытные машины довольно сильно отличались от будущих серийных. Так, передний маршрутный указатель был небольших размеров овальной формы, предназначенный только для номера маршрута. Маршрутный указатель слегка возвышался над лобовым стеклом, а по бокам от него располагались небольшие вентиляционные решетки. Кроме того, на троллейбусе было установлено две пары передних фар, под окнами шел широкий молдинг, а на задней площадке сбоку были дополнительные узкие стекла, вместо которых на серийных машинах появились глухие стенки. Крышка радиореакторов как и на ЗиУ-5, отсутствовала. Как и будущие серийные машины, ЗиУ-9 имели граненые шестиугольные колесные арки, форточки в каждом окне и четыре люка на крыше. Дальнейшая судьба опытных троллейбусов ЗиУ-9 неизвестна.

ЗиУ-682Б (1972-1976)

С этой модификации началось крупномасштабное серийное производство троллейбусов ЗиУ-682 и окончательно свернут выпуск предыдущей модели - ЗиУ-5. Отличительными особенностями были шестиугольные колесные арки, форточки, расположенные в каждом окне, и четыре вентиляционных люка в крыше. На первые партии троллейбусов устанавливался устаревший двигатель ДК-207Г3, который уже в 1973 году был заменен новым двигателем ДК-210А3. С 1974 года шестиугольные колесные арки были заменены обычными, скругленными.

ЗиУ-682В (XTU682В00) (1975-1988)

С начала 1975 года началось серийное производство следующей модификации – ЗиУ-682В. В качестве несущих элементов подвески вместо реактивных тяг стали использовать рессоры, в остальном же существенных отличий от ЗиУ-682Б не было. По некоторым данным троллейбусы ЗиУ-682В и ЗиУ-682Б выпускались заводом параллельно некоторое время.

В то же время модификация ЗиУ-682В за более чем десять лет своего существования претерпела довольно серьезные внешние изменения. С первой половины 1978 года исчез передний вентиляционный люк в крыше. Примерно в это же время изменили ступеньки под лестницей, ведущей на крышу троллейбуса (были утопленные в обшивке полукругом, как у предыдущей модели ЗиУ-5, стали складные снаружи как и сейчас). В конце 70-х годов троллейбусы стали оборудоваться электрическими штангоуловителями. С 1980 года форточки стали располагаться с интервалом в одно окно. С 1983 года троллейбусы ЗиУ-682В стали выпускаться без пониженной задней площадки, а габариты-"лодочки" были заменены прямоугольными габаритами нового образца.

В 1985 году внешний вид троллейбусов снова претерпел некоторые изменения: передние указатели поворота и нижние габариты, ранее объединённые в одном фонаре-«лодочке» и размещавшиеся под фарами, стали располагаться отдельно по бокам от фар и приобрели новую, квадратную форму. Указатели поворота, расположенные по бокам, также стали квадратными и "переехали" к началу кузова. Полностью изменился дизайн задних указателей поворота и стоп-сигналов - вместо трех «лодочек», утопленных в кузове, появились три квадратных фонаря на небольшом вертикальном выступе.

ЗИУ-682В1 (XTU682В10) (1979-1991)

“Горная” версия троллейбуса ЗиУ-682В стала выпускаться значительно позже базовой модели. На троллейбус устанавливался более мощный двигатель ДК-211Б (150кВт), другой ГРК, также была изменена система торможения. Первоначально на ЗиУ-682В1 применялось торможение двумя педалями (левая – включение тормозного режима, правая – управление ГРК), однако во второй половине 80-х схему упростили и торможение стало осуществляться одной педалью, но также под контролем реле ускорения.

Кузов троллейбуса ЗиУ-682В1 идентичен кузову ЗиУ-682В. Соответственно, все внешние изменения, касавшиеся троллейбусов ЗиУ-682В, а позднее – ЗиУ-682В0А и ЗиУ-682В0В воплощались и в горной модификации. Внешним отличием является лишь один дополнительный лючок в юбке по правому борту между передней и средней дверью, предназначавшийся для доступа к групповому контроллеру. Троллейбусы ЗиУ-682В1 имеют отдельную заводскую нумерацию. Общее их количество не слишком велико по сравнению с ЗиУ-682В – всего было произведено лишь несколько сотен таких троллейбусов, причем многие из них были отправлены на экспорт.

ЗиУ-682С (XTU682С00)

Эта модификация является "северным" вариантом ЗиУ-682В. От базовой модели она отличается установкой дополнительного отопления салона и стеклообогревателей в кабине, а также изменениями в конструкции ящика шунтовых сопротивлений. Салон ЗиУ-682С имеет свои особенности: на задних надколесных куполах установлены одноместные сиденья. Это связано с тем, что там проходят воздуховоды системы отопления. Помимо некоторых городов Сибири эти троллейбусы поставлялись также в столицу Монголии Улан-Батор.

ЗиУ-682В-012 (XTU682В0А) (1988-1990)

Троллейбусы этой модификации стали выпускаться в 1988 году. Первоначально на заводских табличках модификация указывалась как "В012", но потом цифры "12" в индексе модели заменили буквой "А", чтобы название модификации, как положено согласно VIN-коду, состояло из 6 символов.

В отличие от троллейбусов ЗиУ-682В, на ЗиУ-682В0А установлен двигатель ДК-213 мощностью 115 кВт. Также на этих троллейбусах исчезли динамики внутренней трансляции с перегородки кабины водителя, а над средней и задней дверями стало располагаться по два динамика (ранее было по одному). С 1989 года крышка радиореакторов на крыше троллейбуса стала меньших размеров и плоской формы, изменили свое местоположение мотор и насос гидроусилителя руля.

ЗиУ-682В-01? (XTU682В0В) (1990-1991)

В 1990 году стали выпускаться троллейбусы ЗиУ-682В0В, основным отличием которых является наличие пневматического привода управления дверьми. Также на ЗиУ-682В0В использовано другое реле зарядки, вместо трех задних фонарей, объединенных в один блок, стало четыре, а мягкие сиденья в салоне стали в два раза тоньше, чем в предыдущих машинах. Стенка перегородки кабины водителя за сиденьем водителя лишилась овального окна, которое в предыдущих модификациях обычно закрашивалось при поступлении нового троллейбуса в депо. Производство модификации ЗиУ-682В0В продолжалось меньше года, после чего завод приступил к выпуску принципиально новой модификации - ЗиУ-682Г.

ЗиУ-682Г (XTU682Г00) (1988/1991-1998)

К концу 80-х годов модель ЗиУ-682В порядком устарела и нуждалась в обновлении. Но вместо разработки принципиально новой модели конструкторы Завода имени Урицкого решили провести модернизацию старой. Обновленная модель получила следующий индекс – ЗиУ-682Г. Первые опытные образцы были изготовлены в 1988 году и прошли испытания в Москве, а с 1 февраля 1991 года началось серийное производство этой модели, причем для нее была специально открыта новая серия заводской нумерации с номера 0001.

От предыдущих модификаций троллейбуса ЗиУ-682Г отличается довольно сильно. В первую очередь, серьезные изменения претерпела планировка салона – вместо двухместных сидений по левому борту стали устанавливаться одноместные, что способствовало увеличению пассажировместимости. Старые диваны были заменены более удобными и современными сиденьями. Как и на ЗиУ-682В0В, на ЗиУ-682Г и всех последующих его модификациях также применен пневматический привод управления дверьми. На ранних троллейбусах ЗиУ-682Г пневмопривод был аналогичен приводу дверей троллейбусов ЗиУ-682В0В, но в дальнейшем на ЗиУ-682Г стали устанавливать пневмоприводы дверей иной конструкции.

Кабина водителя подверглась наиболее значительным изменениям. Рабочее место водителя ЗиУ-682Г расположено на небольшом подиуме. Полностью изменилась приборная панель – она выполнена из черного пластика, справа от водителя остались лишь дверные выключатели, дверные индикаторы и выключатели стеклоочистителей, остальные переключатели переместились на панель, расположенную слева от водителя. С 1994 года управление внешними световыми приборами перенесено на рулевую колонку. Благодаря установке новой приборной панели интерьер и эргономичность кабины значительно улучшились по сравнению с предыдущими модификациями. Часть оборудования кабины было размещено за спиной у водителя. Дверь в кабину расширена в два раза. Заводская табличка, прежде располагавшаяся над дверью кабины, с 1993 года стала располагаться над окном перегородки кабины водителя.

Основным внешним отличием троллейбусов ЗиУ-682Г является наличие спереди воздухозаборника, который прикрывает специальная решетка. В зимнее время она должна переставляться, перекрывая доступ холодного воздуха в салон троллейбуса. Однако следует отметить, что часто в результате капитального ремонта троллейбусы ЗиУ-682Г лишаются воздухозаборника и решетки. В то же время некоторые водители устанавливают подобные решетки на троллейбусы более ранних модификаций в качестве декоративного элемента. Еще одним отличием троллейбусов ЗиУ-682Г от предыдущих модификаций стал измененный порядок расположения форточек на правом борту кузова – первое по счету окно стало с форточкой, второе – без нее.

Троллейбусы ЗиУ-682Г выпускались до 1998 года, когда были заменены более новыми модификациями. Всего было произведено более 5 тысяч машин данной модификации. Следует отметить, что надежность этих машин, выпуск которых совпал с периодом экономического кризиса, оказалось весьма низкой, и во многих троллейбусных парках троллейбусы ЗиУ-682Г списываются раньше, чем машины более старых модификаций.

ЗиУ-682Г1 (XTU682Г1А)

В 1991 году Завод имени Урицкого приступил к выпуску новой базовой модели – ЗиУ-682Г. Все новшества, осуществленные на этом троллейбусе, также были применены и к «горной» модификации, которая получила обозначение ЗиУ-682Г1. Как и предыдущая «горная» модификация (ЗиУ-682В1), ЗиУ-682Г1 отличается от базовых машин более мощным двигателем ДК-211БМ (170кВт) и измененной системой торможения. Также на некоторых троллейбусах ЗиУ-682Г1 устанавливается автономный тяговый привод с источником питания от аккумуляторных батарей. Производство ЗиУ-682Г1 осуществляется под заказ в небольших количествах.

ЗиУ-682ГС

«Северный» вариант троллейбуса ЗиУ-682Г, который, как и ЗиУ-682С, обладает улучшенными теплоизоляцией и отоплением салона. Салон ЗиУ-682ГС имеет свои особенности: на задних надколесных куполах установлены одноместные сиденья. Это связано с тем, что там проходят воздуховоды системы отопления.

ЗиУ-682ГН (1993-199?)

Учебная модификация троллейбуса ЗиУ-682Г стала фактически выпускаться с 1991 года. Однако лишь в 1993 году она получила собственный индекс ГН. От обычного троллейбуса ЗиУ-682Г модификация ГН отличается расширенной кабиной – передняя дверь ведет в кабину, а не в салон, а рядом с креслом водителя располагается отдельное место инструктора. Также машина оборудована дополнительной педалью тормоза. Дверь из кабины водителя в салон располагается посередине перегородки кабины водителя.

ЗиУ-682Г-010 (XTU682Г01) (1992-1995)

В 1992 году специально для столицы Сербии, Белграда, был разработан экспортный вариант модификации ЗиУ-682Г, получивший обозначение ЗиУ-682Г-010. Внешне эти троллейбусы отличались уменьшенным по высоте окном кабины водителя, также была изменена планировка кабины, и был использован пневмопривод дверей по лицензии «Фесто-Пневмоавтоматик».

С 1992 по 1995 год было выпущено 110 экспортных машин ЗиУ-682Г-010, однако по разным причинам эти троллейбусы не достигли заказчика и были отправлены в города России, в частности, в Москву, Казань и Тверь.

ЗиУ-682Г-012 (XTU682Г0А); ЗиУ-682Г-016(012) (XTU682Г0М) (1996- н.в.)

В конце 1996 года были выпущены первые образцы троллейбуса новой модификации ЗиУ-682Г-012, который фактически стал аналогом экспортных машин ЗиУ-682Г-010, предназначенным для внутреннего рынка. Как и ЗиУ-682Г-010, от ЗиУ-682Г этот троллейбус (равно как и все последующие модификации ЗиУ-682) отличается уменьшенным по высоте окном кабины водителя. Старые троллейбусы ЗиУ-682Г продолжали производиться параллельно с новой модификацией вплоть до 1998 года, когда завод окончательно отказался от их выпуска.

Постепенно на ЗиУ-682Г-012 были применены новые конструктивные решения, опробованные предварительно на других модификациях. Серди них система блокировки хода при незакрытых дверях, изоляционное внешнее покрытие штанг троллейбуса, ограничитель хода штанг, зеркала заднего вида с электроподогревом, современная антикоррозийная система покрытия кузова, статический преобразователь вместо вспомогательного двигателя и генератора, индикатор утечки токов. Указанные опции применяются сейчас на всех модификациях, выпускаемых ОАО «Троллейбусный завод».

С 2002 года модификация носит обозначение ЗиУ-682Г-016(012) и на заводских табличках указывается как XTU682Г0М.

ЗиУ-682Г-016(012П) (XTU682ГП0; XTU682Г0М) (1999 – н.в.)

Эта модификация по оборудованию идентична троллейбусу ЗиУ-682Г-012, но отличается от него пластиковым передком. Первые машины с передком, унифицированным с троллейбусом Тролза-5264-01 («Столица»), были выпущены в 1999 году. В настоящее время дизайн передка троллейбуса унифицирован с модификацией ЗиУ-682Г-016-02. С 2002 года модификация носит обозначение ЗиУ-682Г-016(012П) и на заводских табличках указывается как XTU682Г0М.

ЗиУ-682Г-013 (XTU682Г0Е)

Модификация была разработана в конце 90-х годов. На ней, впервые на троллейбусах модели ЗиУ-682, был опробован индикатор утечки тока, а также модернизирована пневмосистема. В дальнейшем эти решения были применены на модификации ЗиУ-682Г-016.

ЗиУ-682Г-014 (XTU682Г0К, XTU682ГК)

Всего известно лишь 12 троллейбусов этой модификации, половина из которых поступило в Москву, а другие 6 машин – в Санкт-Петербург. Примечательно, что 3 из 6 московских троллейбусов ЗиУ-682ГК имели электронные маршрутоуказатели, которые впоследствии были демонтированы. Остальные машины внешне ничем не отличаются от троллейбусов ЗиУ-682Г-012.

ЗиУ-682Г-015 (XTU682Г0L)

Модификация была разработана в конце 90-х годов. Именно на этих троллейбусах были впервые установлены раздельные сиденья и изменена планировка салона. В дальнейшем эти решения были применены на остальных модификациях.

ЗиУ-682Г-016 (XTU682Г0М, XTU682G0M) (1999 – н.в.)

Дальнейшим развитием троллейбуса ЗиУ-682Г-012 стала модификация ЗиУ-682Г-016, выпускаемая с 1999 года. Был проведен комплекс мероприятий по повышению антикоррозийной стойкости кузова. Наружная обшивка выполнена из цельнотянутого листа, купола и подножки - из нержавеющей стали, основание кузова защищено долговечной антикоррозионной системой покрытия, в нахлесточных сварных соединениях применены токопроводящие грунты, створки дверей покрыты специальным антикоррозионным составом.

Значительно повышена электробезопасность троллейбуса – применено диэлектрическое покрытие штанг токоприемника, установлены ограничители хода штанг, улучшена изоляция подножек, в кабине водителя установлен индикатор токов утечки. Усовершенствована конструкция боковых люков и изменена конструкция отопителей. На троллейбусе применена система блокировки хода при открытых дверях.

Благодаря проведению столь серьезной модернизации модификацию ЗиУ-682Г-016 решили использовать в качестве базовой модели. Большая часть конструктивных решений, опробованных на ЗиУ-682Г-016 была внедрена и на других модификациях, в том числе и на более старой ЗиУ-682Г-012. С 2002 года все остальные модификации получили обозначения, производные от ЗиУ-682Г-016 (например, ЗиУ-682Г-016(012)), а на заводских табличках всех троллейбусов ЗиУ-682 стал указываться VIN-овский индекс XTU682Г0М независимо от модификации.

ЗиУ-682Г-017 (XTU682Г0Н); ЗиУ-682Г-016(017) (XTU682Г0М) (2000 - н.в.)

В середине 90-х годов стало ясно, что расположенное под днищем троллейбуса электрооборудование не отвечает современным требованиям, в том числе и по электробезопасности, а также не позволяет начать переход к производству низкопольных троллейбусов. Старая схема расположения оборудования не защищает его от влаги и противогололёдных реагентов, которые легко попадают на расположенное снизу оборудование, вызывая его порчу.

Первым троллейбусом ЗиУ-682 с электрооборудованием на крыше стал ЗиУ-5264 с тиристорно-импульсной системой управления электродвигателем, разработанный еще в середине 90-х годов. Но эта модель оказалась слишком дорогой для покупателей. Поэтому в 2000 году появилась модификация троллейбуса ЗиУ-682 с электрооборудованием, расположенным на крыше – ЗиУ-682Г-017.

Для установки электрооборудования на крыше у ЗиУ-682Г-017 усилена конструкция кузова и упразднен передний крышевой люк. На крыше размещена основная часть тягового комплекта электрооборудования – силовые резисторы, статический преобразователь, ГРК, автоматический двухполюсный выключатель. Также на крыше установлены специальные дорожки, удобные для перемещения обслуживающего персонала в депо.

С 2002 года модификация носит обозначение ЗиУ-682Г-016(017) и на заводских табличках указывается как XTU682Г0М.

ЗиУ-682Г-018 (XTU682Г0Р); ЗиУ-682Г-016(018) (XTU682Г0М) (1999- н.в.)

В 1999 году впервые на троллейбусах модельного ряда ЗиУ-682 был установлен статический преобразователь, заменивший собой мотор-генератор вспомогательных цепей освещения, что позволило свести к минимуму шум, издаваемый троллейбусом. Модификация троллейбуса со статическим преобразователем получила индекс ЗиУ-682Г-018. Как и у ЗиУ-682Г-016, оборудование размещено в межпольном пространстве. Также на троллейбусе применена новая система охлаждения силовых резисторов – мотор-вентилятор с двигателем ЭД-7 (вместо мотор-вентилятора с двигателем ДК-661БУ2) расположен под полом позади силовых резисторов. Такое расположение мотор-вентилятора вызвано применением на машине статического преобразователя.

С 2002 года модификация носит обозначение ЗиУ-682Г-016(018) и на заводских табличках указывается как XTU682Г0М.

ЗиУ-682Г-016.02 (XTU682Г0М, XTU682G0M) (2002 – 2009)

Производство троллейбусов данной модификации, являющейся дальнейшим развитием троллейбуса ЗиУ-682Г-016(017), было начато в октябре 2002 года. Как и у ЗиУ-682Г-016(017), основной комплект тягового электрооборудования вынесен на крышу. Главное внешнее отличие заключается в новой стеклопластиковой маске передка с широким маршрутоуказателем, впервые примененной именно на машинах этой модификации. Следует отметить, что стеклопластиковые передки иного дизайна устанавливались и ранее на троллейбусах Троза-5264-01 и ЗиУ-682ГП0, но дизайн ЗиУ-682Г-016.02 оказался более успешным. В настоящее время такое же оформление передка используется на троллейбусах ЗиУ-682Г-016.03, ЗиУ-682Г-016(012П), Тролза-62052 и т.д.

Среди других отличий ЗиУ-682Г-016.02 от предыдущих модификаций – улучшенное антикоррозионное покрытие кузова, новые двери поворотно-сдвижного типа, люминесцентное освещение салона (которое стало применяться в дальнейшем и на других, более ранних модификациях). Контакторная панель перенесена из передней части кабины водителя в отсек за спиной водителя. Стояночный тормоз управляется пневматикой и воздействует на механизмы ведущих колес с помощью энергоаккумуляторов.

В салоне троллейбуса появились два места для инвалидов, оборудованных дополнительными поручнями и кнопкой сигнала водителю. Стекла, расположенные на поручнях около дверей, препятствуют попаданию холодного воздуха на пассажиров. Также, по желанию заказчика, салон может быть оборудован специальным местом кондуктора возле средней двери с дополнительным обогревателем. В качестве дополнительной опции предусмотрена установка широкой передней двухстворчатой двери.

ЗиУ-682Г-016.02 в последние годы являлась самой популярной из всех модификаций троллейбуса ЗиУ-682, выпускаемых ОАО «Троллейбусный завод».

ЗиУ-682Г-016.03 (XTU682Г0М, XTU682G0M) (2004 – 2008)

Основное отличие этой модификации от ЗиУ-682Г-016.02 заключается в том, что основание кузова выполнено из открытого профиля (швеллера), что увеличивает жесткость кузова и делает его более стойким к коррозии. В качестве дополнительной опции предусмотрена установка широкой передней двухстворчатой двери. Примечательно также, что 5 троллейбусов ЗиУ-682Г-016.03, работающих ныне в Санкт-Петербурге, были оборудованы тиристорно-импульсной системой управления по желанию заказчика.

ЗиУ-682Г-016.04 (XTU682G0М) (2009 – н.в.)

В конце 2009 года для получения нового сертификата одобрения транспортного средства модификация 682Г-016.02 получила новый индекс 682Г-016.04. Заводская нумерация, общая для всего семейства троллейбусов ЗИУ-682Г-016, была начата заново. Конструкция троллейбуса изменений не претерпела.

Что интересно, в конце 2009 года под названием ЗИУ-682Г-016.04 в Рязань была поставлена партия троллейбусов Тролза-5264.05-Слобода, являющихся существенно модернизированным развитием классической модели ЗИУ-682.