![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 11289 Регистрация: 25.2.2009 Из: Харьков, Одесская Пользователь №: 1729 ![]() |
В этой теме предлагаю обсуждать узкоколейки Харьковской области, которых оказывается было немало.
Приблизительный список (По данным ЭМБ и не только) 1. Берестовенька - Нагорный - Шевченковский - Халтурино. Колея 750мм, протяжённость 19км. Отмечена на картах, построена до войны, разобрана лет 40-45 назад 2. Губаревка - Казиевка - Александровка - Пархомовка. Колея 750мм, протяжённость 33км. Разобрана всего 10 лет назад. Цитата с паровоза: Цитата Перевозки сахарной свеклы на завод в Пархомовку. Построена «на костях» в 1933 году. Пассажирское движение было, поезда ходили по расписанию. В Козиевке был большой вокзал, сейчас его снесли. Поезд притормаживал на переездах, люди могли входить и выходить на ходу. В середине 1990-х гг. для дороги закупили шпалы путеукладчик, но шпалы распродали «налево». В 2000 г. дорога ещё функционировала, поезда ходили 1·2 раза в день (только грузовые). Состояние пути очень плохое, ограничение скорости 5 км/ч. Разъезд в Александровке разобран. Перегрузочный пакгауз находится метрах в 200 от вокзала. За пакгаузом находится площадка по перегрузке камня. Возле площадки - пересечение узкой и широкой колеи. Станция в Пархомовке 3-хпутная, была 4-хпутной. Есть небольшое станционное здание. Дальше пути уходят на завод и на разгрузку камня. Осенью 2002 г. движения уже не было. У перегруза стояли 3 думпкара, груженные мелким камнем. Рельсы на переезде в Губаревке и далее разобраны (вырезаны). К июню 2003 г. дорога полностью разобрана. ПС: ТУ4-096 (заброшен на фабрике), 1042, 2582, ТУ6Д (заброшен в Губаревке), ТУ6СПА-0044, ТУ7-1648, 1706, 1873, ТУ7А-3052 3. Гусаровка (карьер). Колея 750мм, длина 3км, в 1986 году перешита на 1524мм. Отмечена на карте 4. Гуты - Мурафа. Показана на немецкой карте 41 года, информации никакой 5. Занки - Санаторий. Цитата с Паровоза: Цитата Узкоколейка шла от ст. Занки до противотуберкулезного санатория "Занки", который расположен неподалеку от ст. Дом Отдыха, построена во время войны (в 1943-44 гг.) для подвоза раненых бойцов в санаторий. Часть насыпи узкоколейки от ст. Занки использована для укладки линии широкой колеи к заброшенному предприятию. Часть насыпи до моста (и поворота от ширококолейного пути) сохранилась, хотя и заросла чагарником. Сам мост давно разобран, местность до шоссейной дороги распахана. По лесу достаточно хорошо видна просека и даже в одном месте насыпь. По самому санаторию на месте пути проложена дорога. Судя по всему, перегруз был где-то здесь 6. Кегичевка - Еремеевка. Отмечена на немецкой карте, информации нет 7. Коломак - Молочарка - Ананьевка. Всё что от неё осталось - на фото. Колея 750мм, 24км длина, закрыта в 2001 году. Цитата с Паровоза: Цитата Использовалась для подвозки сахарной свеклы на завод в Ананьевке и вывоза оттуда сахара. Судя по американской карте 1953 года, доходила через Комсомолец до Колонтаева/Зубовки на р. Мерла. Из-за банкротства завода в 1993·94 годах была закрыта, а в 2001 разобрана. Все рельсы сняты и сданы на металлолом. Пассажирское движение было (видимо, в 1980-х гг.), но после схода пассажирского вагона прокурор запретил возить по УЖД людей. 8. Одноробовка - Ивашки, Тимофеевка. Как-то так. Перешита на 1524мм 9. Харьков - Шестаково. Построена в 1942, разобрана в 1943. Колея 600мм. Цитата с Паровоза: Цитата Немецкая УЖД соединяла Харьков (район завода ХТЗ) с линией фронта (в районе с. Шестаково). Построена в 1942 г для подвоза продовольствия и боеприпасов на фронт. Возле конечной точки, находящейся в лесу, было построено несколько складских помещений. Работали паровозы. Большая часть дороги была разобрана в 1943 году, сразу же после освобождения Харькова. К настоящему времени от дороги остался один рельс на клумбе возле двора одного из жителей с. Шестаково. По непроверенным данным, ещё недавно существовали большие (до 100 метров) неразобранные отрезки дороги. Встречались ли кому-то более точные данные или фотографии? -------------------- Точка зрения, высказанная в сообщении, является частной, и зачастую имеет саркастическую составляющую
|
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#2
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Опытные пользователи Сообщений: 26754 Регистрация: 8.3.2008 Пользователь №: 3 ![]() |
5. Занки - Санаторий. Мой отчет трехлетней давности: Осмотр начали с южной стороны станции Занки. Осмотрели пакгауз (внутрь не заходили), вокруг него следов узкоколейки не обнаружили, хотя детально не искали – все заросло кустарником и деревьями. Подъездной путь к пакгаузу свободен. Рядом с пакгаузом на асфальтированном пятачке грузился бело-синий ЛАЗ-695 госномер желтый 018-65ХА маршрута 1320т «Занки – Шелудьковка - Скрипаи», который загрузившись пассажирами с электрички, вскоре уехал. Рядом с остановкой за забором находится элеватор, судя по надписи на нем – 1968 года постройки. На территории элеватора имеется путевое развитие, но ж/д технику не обнаружили. Вдоль ж/д линии идет линия элетропередач, опоры со стороны Занок деревянные с укреплением старыми железнодорожными рельсами 190*-193* годов, не исключено, что с узкоколейки. Рядом с ними установлены железобетонные, но они не используются. Дальше в сторону Харькова старые опоры сняты, линия на железобетонных. Сама ж/д линия на участке от Занок идет вероятно по старой насыпи узкоколейки, но с усилением балласта. Рельсы старогодние Р65, годы выпуска от 1968 и новее, до 80х годов. Шпалы в основном железобетонные. Следов наката нет, рельсы ржавые, но в исправном состоянии, хотя сильно заросли кустарником, который в прошлые годы видно что вырубался, но до определенной границы, после которой пошли сплошные заросли. К ж/д ветке примыкает автомобильная асфальтированная дорога. На ней замечен интересный дорожный знак «Черный треугольник». За время прохода по ветке на автомобильной дороге движения не было. Вскоре ж/д ветка подходит к плохо огороженной территории неких складов, предположительно использовавшихся в последнее время для удобрений, а в прошлом возможно бывшей МТС (не сотовая связь). Перед въездом на территорию на ветке стоит ручная стрелка 1957 года выпуска, оба пути входят на территорию через отдельные проемы (бывшие ворота). Рядом со стрелкой есть несколько деревянных шпал, но вряд ли имеющих отношение к узкоколейке. На территории есть ряд зданий, через одно из них проходит путь. Судя по космосъемке, этот путь заканчивается тупиком за пределами огражденной территории. На территории также стоит осветительная вышка-опора, и имеется башня круглого сечения из белого и красного кирпича, частично разрушенная вверху (наверное местная алькаида на кукурузнике протаранила в 2001 году). Охраны не было видно, но мы их и не искали, не отклоняясь от намеченного плана через отверстие в закрытых запасных воротах вышли на насыпь. Местность там лесистая, и довольно сильно поросшая кустарником. На одной из деревянных опор обнаружен стандартный ящик «Светофор» 1951 года выпуска. Тут же в посадке была обнаружена полусгнившая деревянная шпала, вероятно от узкоколейки. Насыпь в этом месте явно выражена, причем рядом с насыпью под узкоколейку идет еще одна, скорее всего для старой автодороги. Вскоре насыпь сворачивает на север, в том месте ранее был мост. Теперь это место распахано, насыпь практически уничтожена, а дальше расположено распаханное поле. Мост на главном пути выполнен в виде обычного водопропуска, которым в теории может воспользоваться и внедорожник. Так как далее путь узкоколейки шел через поле и искать там было нечего, по до переезда прошли вдоль главного пути. У 251-го столба обнаружили открученный от рельса заземлитель, о котором сообщили дежурной по переезду. Перед переездом прошли остатки ответвления на подстанцию, от которого осталось несколько десятков шпал и один рельс, тщательно скрытый опавшей листвой. Пока шли к переезду, мимо проехал электропоезд с пошпаклеванной мордой – готовятся к весеннему комиссионному смотру. За переездом свернули на север на автодорогу, прошли поле слева с заброшенной фермой. Следов насыпи практически не видно – слева все распахано, справа, в сторону соснового леса – застроено частными домами. Далее следы от узкоколейки нашлись у входа в лес – выемка грунта, превратившаяся ныне в мусорку. По лесу трасса шла практически прямо, просека довольно узкая. В одном из квадратов была проведена рубка, по годовым кольцам возраст крупных сосен не менее 50-60 лет. Путь на север, в сторону санатория, идет как на насыпи, так и в выемках. Следов шпал и тем более другой ж/д инфраструктуры не обнаружено. Вход с просеки на территорию санатория в районе пересечения лесных квадратов 9, 10, 16, 17 представляет собой асфальтированную дорогу вокруг забора. За забором путь узкоколейки полностью заасфальтирован, следов ж/д инфраструктуры не обнаружено. Санаторий сильно обветшал, часть корпусов разгромлено, но немногочисленные отдыхающие есть. На территории санатория есть памятники Ленину, погибшим бойцам (49 фамилий, 38 неизвестных), две головы каких-то деятелей, «семейная» скульптура и прочие, по дизайну – середина прошлого века. Точно установить место, где был конец ветки узкоколейки, не смогли, но в предполагаемом месте мог быть как тупик, так и простое путевое развитие. Место это находится в районе хозяйственных построек и прочих подсобных помещений. На немецкой карте 1943 года эта ветка показана с несколькими особенностями. Так, примыкание к главному ходу не возле станции Занки, а ближе к нынешней платформе Дом Отдыха. Впрочем это может быть вызвано масштабом (1:30000). Сама дорога показана как однопутная, но широкой колеи. Другие узкооклейки тех времен показаны правильно. |
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 11.6.2025, 11:07 |