IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Ответить в данную темуНачать новую тему
> Лозовая - Славянск
Pabel
сообщение 20.11.2016, 20:10
Сообщение #1


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 90
Регистрация: 1.9.2010
Пользователь №: 3030



Село и станция ГАВРИЛОВКА

Село Гавриловка основано во второй половине XVIII века, и связано его основание с событиями после ликвидации Запорожской Сечи. Официальной датой основания села считается 1780 год.

В 1897 году секунд-майор Гавриил Иванов на средства прихожан и местных землевладельцев построил деревянную однопрестольную Архенгело-Гаврииловскую церковь. Долгое время приход церкви состоял из двух десятков окрестных деревень. В 1838 году обветшалая церковь была восстановлена.

В 1869 году через район села прошла Курско-Харьково-Азовская железная дорога, была открыта железнодорожная станция Гавриловка. По состоянию на 1872 года, по станции Гавриловка останавливались почтовый (с вагонами I и II класса) и пассажирский (с вагонами I, II и IV класса) поезда в сообщении Курск – Ростов. В 1878 году дополнительно курсировал товаро-пассажирский поезд. В 1917 году через станцию Гавриловка курсировали 4 пары пассажирских составов (прежние, плюс скорый поезд до Петрограда).

По состоянию на 1887 год, к станции Гавриловка тяготели 14 селений с общей численностью 1365 крестьян. Раз в сутки на Харьков и Ростов поездом отправлялась почта. Что же касается почтового отделения в Гавриловке, упоминания о последнем датированы началом ХХ века. По состоянию на 1908-1910 годы, в селе работала земская почтовая станция, а на станции Гавриловка – почтовое отделение.

В 1908 году в селе Гавриловка и окрестностях числятся Гавриловское, Богдановское, Котовское, Пригожевское и прочие крестьянские общества. В 1915 году здесь уже работает волостной суд.

Станция Гавриловка отгружала сельхозпродукцию, в основном – зерно. Последнее поступало на станцию «чумацким» способом, начиная с 70-х годов XIX века. К станции Гавриловка тяготели мельницы, работавшие, например, на территории современного Александровского района. По состоянию на 1923-1924 годы, Гавриловкой обслуживались ветряная мельница и 3 кузницы в Ново-Бахметьево (15 вёрст), ветряная и тепловая мельницы в Александровке (18 вёрст), маслобойня в Мирной Долине (25 вёрст), мельница и маслобойня в Знаменовке (30 вёрст). А вот скот, например, из Александровки в конце XIX века отправляли через станцию Надеждино (с 1903 года – Близнецы).

В 1905 году немец Браун построил в селе Гавриловка паровую мельницу. Кроме того, по состоянию на 1915 года, две паровые мельницы работали в соседнем селе Богданово (владельцы – Тиссен, Подгурский).

В конце 90-х годов XIX века при церкви открылись трёхклассная церковно-приходская школа и училище. Что касается полноценной начальной школы, последняя открылась здесь уже после отделения церкви от школы и государства – в 1923 году. С 1930 года это была пятилетка («школа колхозной молодёжи»), с 1933 года – семилетка, с 1935 года – восьмилетка.

По состоянию на 1922 год, по станции Гавриловка останавливался смешанный (пассажирско-товарный) поезд Дебальцево – Лозовая, также раз в сутки курсировал пригородный пассажирский поезд Гавриловка – Славянск. В 1925 году последний поезд отменили, но пассажирско-товарный продлили до Полтавы. К 1928 году последний поезд был переведен в категорию почтовых, к нему прицеплялись вагоны до Москвы, Баку, Тифлиса и пр.; также дополнительно курсировали скорый поезд Ленинград – Тифлис (Тбилиси) и курьерский Москва – Баку, но они останавливались по соседней станции Дубово, которая заслуживает отдельного разговора. К 1941 году на направлении Славняск – Лозовая количество пар пассажирских поездов, не считая пригородных до Славянска, увеличилось до 10, но из них по Гавриловке и Дубово останавливались до 3 пар поездов в сутки.

К 1941 году среди грузов станции Гавриловка по-прежнему лидировали зерновые: их выращивали в окрестных совхозах им. Капинус, «Советское наступление», «Червоная Заря», а также на полях близлежащих колхозах. В районе села Гавриловка работали несколько глиняных карьеров. При станции со стороны Золотивки (ныне Ковалёвка) работала МТС.

По состоянию на август 1942 года, по станциям Гавриловка и Дубово делал остановку пассажирский поезд в сообщении Славянск – Харьков, но вряд ли у местного населения имелись широкие возможности использовать его. После освобождения Донбасса их Харькова на Дубово и Языково курсировал один единственный пассажирско-товарный поезд в сутки, который к тому же зачастую и не назначался. Лишь в 50-е годы количество пар пассажирских и пригородных поездов на направлении Славянск – Лозовая возросло до нескольких десятков в сутки; по Гавриловке и Дубово останавливались все пригородные и несколько пассажирских поездов.

После Второй Мировой войны в Гавриловке была создана довольно мощная инфраструктура: 5-я бригада колхоза им. Котовского (2,5 тыс. га сельхозугодий, в том числе 1,7 тыс. га пахоты), тракторная бригада. животноводческие комплексы, подсобный пункт Барвенковского комбината хлебопродуктов, асфальто-бетонный и кирпичный заводы. В селе заработали школа, клуб, 2 библиотеки, больница, аптека, радиоузел и т.д.

Центральная усадьба колхоза им. Котовского находилась в соседнем селе Пригожее. Здесь находится остановка пригородных поездов направления Славянск – Лозовая – Харьков. За колхозом им. Котовского было закреплено 7,6 тыс. га сельхозугодий, в т.ч. 5,5 тыс. га пахоты. Основное направление хозяйства – зерно-молочное; в селе работала маслобойня. В советское время в селе открылись дом культуры, библиотека, фельдшерский пункт, детсад, мастерские быткомбината. Есть в селе и общеобразовательная школа I-II ступеней. До 50-х годов ХХ века Пригожская школа располагалась в малопригодных для обучения помещениях, часто меняла дислокацию. Лишь в 1957 году появилось помещение, приспособленное для проведения занятий (сейчас – II корпус). В 1967 году открылся новый (первый) корпус школы.

Село Пригожее ведёт своё летоисчисление, согласно советской истории городов и сёл Украины, с 1861 года. Согласно преданию, село было основано зажиточными крестьянами, которые смогли выкупить самих себя из крепостной зависимости ещё до реформы 1861 года. Но уже в 1864 году во владельческой деревне Пригожая при пруде числится 257 душ населения. Для сравнения: в селе Гавриловка при речке Домаха, которой официально более 230 лет, в 1864 году проживали 343 человека. Поэтому, есть все основания полагать, что село было основано задолго до 1861 года. Оно указано и на плане генерального межевания Изюмского уезда Харьковской губернии, составленном после 1835 года (точная датировка последнего документа неизвестна). Однако в списке населённых пунктов по Барвенковской волости в памятной книжке Харьковской губернии за 1862 год Пригожее (как и Гавриловка) не указаны, - Пригожее числится лишь в аналогичном документе за 1863 год.

В 1957-1960 годах была построена железная дорога Дубово – Мерцалово, которая связала железнодорожные узлы Лозовая и Красноармейское. Однако, согласно первому ходатайству о строительстве железной дороги в данном направлении (1900 год), предполагалось примыкание последней к линии Славянск – Лозовая по Гавриловке. Впоследствии отдали предпочтение станции Дубово, поскольку профиль железной дороги с примыканием по последнему пункту позволял формировать тяжеловесные грузовые составы.

В 1957 году Шестаковская автоколонна организовала регулярное автобусное сообщение между Александровкой и Гавриловкой. Из Гавриловки автобус отправлялся в 14:00 по субботам, воскресеньям и понедельникам. В 50-х годах был приведен в порядок и грунтовой просёлок между данными сёлами: в годы Второй Мировой войны он был «перепахан» минами, оказался открытым всем ветрам. Комсомольцы разровняли грунтовку и высадили несколько тысяч саженцев тополя. А вот асфальт на данной дороге от Александровки до административной границы Донецкой и Харьковской областей появился лишь в 1970 году.

В настоящее время в Гавриловке работают: топливный склад, участок райавтодора, отделение ОАО «Барвенково-Агро». На территории сельсовета расположены Пригожевський государственный сортоиспытательный участок, подстанция РЭС, работает хлебопекарня Барвенковской союза потребительских обществ, ФАП. В окрестностях села есть несколько глиняных карьеров (например, в Новобогданово). В Гавриловке функционируют сельский клуб и учебно-воспитательный комплекс (общеобразовательная школа I-III ступеней, детсад). Есть несколько магазинов. В селах Африкановка, Котовка, Пригожее также действуют общеобразовательные школы, сельские Дома культуры, ФАПы и другие социально-культурные учреждения. На станции Гавриловка работает хлебоприёмный пункт.

Есть в Гавриловке и братская могила советских воинов – в годы Второй Мировой войны населённые пункты в зоне тяготения к железной дороге переходили из рук в руки по нескольку раз. Особенно тяжёлыми были бои за железную дорогу в феврале 1942 года. В течение 1942 года, железная дорога Славянск Шидловская – Лозовая – Лихачёво восстанавливалась дважды: после февраля – советскими войсками, в июне-июле – немцами. Точнее, местным населением, мобилизованным на восстановительные работы той или иной стороной того страшного противостояния. Имеются также свои воинские захоронения в районах Ковалёвки и Пригожего…


Село Малиновка и станция ДУБОВО

Село Малиновка – достаточно старинное. Уже на плане генерального межевания Изюмского уезда, составленном после 1835 года, Малиновка у истока реки Сухой Торец значится как деревня. Указана Малиновка в вершине балки Торец и на карте Ф.Ф.Шуберта. Точная дата основания села не установлена, но считается, что деревня была основана после 1861 года. В 1864 году во владельческой деревне Малиновка (Голодрабовка) при вершине речки [Сухой] Торец числилось 18 душ населения при 4 дворах.

Так бы и оставалась Малиновка безвестной деревней (а может быть – и исчезла бы с географических крат), если бы не железная дорога. В 1869/70 году было открыто движение по Курско-Харьково-Азовской железной дороге, на которой были открыты станции Надеждино (Близнецы) и Гавриловка. Станцию Дубово при деревне Малиновка открыли несколько позже. Примечательно: деревня Малиновка территориально принадлежала Харьковской губернии, станция – Екатеринославской. Станция Дубово – «реперная точка» на трассе Курско-Харьковско-Азовской дороги, поскольку именно здесь участок железной дороги Лозовая – Славянск уходит с водораздела Днепра и Дона в долину реки Сухой Торец, и опускается к Казённому Торцу. По водоразделу Днепра и Дона уложен участок железной дороги Дубово – Золотые Пруды (искл.), построенный в 1960 году.

Официальная историография ведёт летосчисление станции Дубово с 1908 года. Но документы дореволюционной эпохи открывают малоизвестные страницы истории сего полустанка. Первые упоминания о раздельном пункте в районе деревни Малиновка в доступных документах по линии министерства путей сообщения датированы второй половиной 80-х годов XIX века. То есть, на 20 лет раньше официальной даты рождения станции Дубово. В «Указателе русских железных дорог» Скорино И.А. (1887 год) на 395-й версте от Курска указан разъезд Малиновка, что совпадает с современной станцией Дубово.

В указателе пассажирских сообщений 1894 года на участке Надеждино – Гавриловка значится разъезд № 14. Тогда по разъезду останавливались товаро-пассажирский и почтовый поезда в сообщении Курск – Ростов, и обратно. В 1897 году по разъезду № 14 останавливались пассажирские поезда Харьков – Ростов и Москва – Ростов, последний – с беспересадочными вагонами Харьков – Дебальцево.

В 1901-1902 годах был составлен проект Руднично-Лозовской железной дороги, - от линии Лозовая – Славянск до станции Рудничная, современная Рутченково, - в котором пунктом примыкания последней к участку Лозовая - Славянск указан разъезд № 14, что в 28 верстах от Лозовой и 397 верстах от Курска. Верстаж совпадает с таковым, приведенным в «Путеводителе» 1887 года, от станции Лозовая-Азовская до Малиновки (в последнем источнике - 27,5 вёрст). Таким образом, нет сомнения, что Малиновка и разъезд № 14 - один и тот же раздельный пункт, расположенный на месте современной станции Дубово. Дополнительное подтверждение тому – схема Южных железных дорог, прилагаемая к «Материалам по обследованию железных дорог. Южные железные дороги» (1910 год). В последнем документе на участке Лозовая – Славянск указан разъезд № 14 Дубово.

И, напоследок, согласно «Коммерческой записке о проектируемой линии Цареконстантиновка – Гришино – Краматорская» (1916 год) к разъезду № 14 Малиновка должна была примыкать соединительная ветка к станции Золотой Колодезь (проектируемая станция Токмакской железной дороги верстой севернее уже существующей станции Мерцалово).

Данное несоответствие официальной историографии дореволюционным документом требует дополнительного исследования вопроса о возникновении станции Дубово. Можно предположить, что датой основания станции железнодорожное ведомство считает только такую, которая соответствует обустройству соответствующего путевого развития, строительству соответствующих зданий и сооружений, осуществлению соответствующих кадровых назначений и т.д. Но как тогда с этим увязать тот факт, что в указателе пассажирских сообщений 1911 года (официальном документе министерства путей сообщения) раздельный пункт Дубово указан разъездом, а не станцией? В 1911 году по Дубово останавливались 4 пары пассажирских составов Харьков – Ростов: 3 пассажирских (№№ 4р с вагонами Екатеринослав – Луганск, 10р с вагонами Харьков – Мариуполь и 12р с вагонами Полтава – Ростов) и 1 товаро-пассажирский. Только Питерский скорый (№ 8р) проследовал Дубово без остановки.

Во «Всеобщем календаре» за 1914 год также числится разъезд Дубово. Такой же статус у раздельного пункта Дубово указан в соответствующей таблице официальных указателей пассажирских сообщений за 1913, 1916, 1917, и даже 1922-23 и 1925 годы.

По состоянию на 1963 год, от станции Дубово отправлялись 2 пригородных поезда в сутки до станции Красноармейское. С 1965 года одна из пар пригородных поездов Красноармейского назначения была продлена до Иловайского, а с 1969 года она же была установлена в сообщении Лозовая – Иловайское. В первой половине 90-х годов ХХ века количество пар пригородных поездов из Дубово на Мерцалово – Красноармейск было увеличено до 4 в сутки, но к 2007 году они были либо отменены, либо переведены в разряд хозяйственных (с возможностью проезда пассажиров), а в 2009 году – заменены автобусной развозкой.

Сейчас на станции Дубово находится несколько грузовых терминалов. Ранее производилась погрузка с местного карьера. Не смотря ни на что, продолжает работать Мерцаловская ветка, по которой подаются грузовые вагоны, - как порожние, так и с углём, - а также путейская техника, иногда даже засылаются под маневровым тепловозом пригородные электропоезда из Славянска в Красноармейск.

Можно предположить, что в 1908 году разъезду Малиновка лишь присвоили наименование Дубово. Дубовая балка, которая, судя по всему, и дала новое название разъезду, расположена в 6,5 километрах севернее станции. В настоящее время дубов по ней нет. Село Дубовое, расположенное в указанном районе, было основано лишь к 30-м годам прошлого века, то есть спустя 50 лет после открытия разъезда Малиновка и станции Дубово, и после войны восстановлено в 1956 году. По состоянию на 1937 год, в деревне Дубово (Дубовое) числится 23 двора, в Малиновке – 62 двора. По состоянию на 1984 год, в Малиновке проживали 220 человек, в Дубово – 110 человек. В 2001 году население Малиновки, по сравнению с 1984 годом, увеличилось и составило 276 человек, а в Дубовом – наоборот, уменьшилось до 55 человек. То есть, не станция Дубово была названа в честь села Дубовое, а наоборот!

Итак, информация о дате возникновения станции Дубово в 1908 году, которую мы черпали из советских источников по линии МПС, не соответствует действительности. Информация о том, что раздельный пункт Дубово был изначально обустроен как станция, не соответствует действительности. Как видим, завершать исследования по данному вопросу ещё рано.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Pablo
сообщение 21.11.2016, 10:14
Сообщение #2


Активный участник
***

Группа: Опытные пользователи
Сообщений: 303
Регистрация: 12.3.2008
Из: Харьков
Пользователь №: 33



Тут есть альбом видов упомянутой Курско-Харьково-Азовской железной дороги.


--------------------
И была весна начало мая
И цвели в трамваях контролеры
Людям компостировали мозги
И кому-то раздавили яйца

Он вошел с тяжелым пистолетом
Обвязанный пулеметной лентой
И махая самурайской саблей
Он сказал: "Мы едем в Гонолулу"
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Ответить в данную темуНачать новую тему

 



RSS Текстовая версия Сейчас: 28.11.2024, 12:53

ХАРЬКОВ Турист