Новости. У Харькова будет новая станция метро

Еженедельник "Объектив-НО", 03.02.2005.

Строительство Алексеевской линии метро, приостановленное в конце прошлого года из-за отсутствия денег и стройматериалов, возобновляется. Это значит, что в мае 2007 года у харьковчан появится новая станция метро — «Интернациональная». Заметим — о называвшейся еще летом дате пуска 23 августа 2006 года речь уже не идет...

Денег, как всегда, нет

Котлован на пересечении улиц Ахсарова и Людвига Свободы был вырыт много лет назад, чуть ли не в советские времена, когда и строили-то по-другому: «Можно сравнить строительство станции, допустим, «Советская», перегоны строили в четыре смены, шла, кипела работа, — говорит горный мастер Эдуард Глазунов. — Тогда же вопрос не стоял в деньгах, а стоял вопрос в материалах. А сейчас — наоборот». В декабре прошлого года встал вопрос о прекращении работ: у метростроевцев закончились и деньги, и материалы. Примерно тогда же стало известно, что областной бюджет, который взял на себя основную часть финансирования строительства метро в прошлом году, в текущем не даст метростроителям ничего. Все заложенные в нем средства в сумме 12,5 млн грн пойдут на погашение кредита по участку, введенному в эксплуатацию в 2004 году.

Горсовет заложил в бюджет 6 млн грн. Однако для выполнения программы строительства на этот год метростроителям необходимо 34 млн грн — 26 млн грн для обеспечения работы метростроевцев и 8 млн грн — на проектирование, оборудование, технадзор, а также переустройство инженерных коммуникаций.

По словам мэра Владимира Шумилкина, 7 млн грн согласились предоставить родному городу народные депутаты-харьковчане — из 28 млн инвестиционных средств, предусмотренных в госбюджете для Харькова.

Остальные деньги, надеется мэр, можно будет взять из государственной казны — в рамках государственной программы развития метрополитенов в Украине. «Я считаю, что надо ставить перед собой эту амбициозную задачу по сдаче следующей станции, — говорит Владимир Шумилкин. — Эти 13 миллионов дают нам некий временной резерв для того, чтобы по оставшимся 21 миллиону сегодня начинать работать с Кабинетом Министров... Считаю, что государство должно поддерживать программу. И мы будем убеждать Кабинет Министров, чтобы на паритетных условиях подключиться. И тогда уже, даже если 13 есть сегодня в городе и хотя бы половиной поучаствует государство, нам уже понятно, что есть 26. Где есть 26, уже легче подойти к цифре 34».

Однако, по словам Шумилкина, свои возможности по финансированию строительства метро Харьков в этом году уже исчерпал. «Сегодня необходимо убедить всех, от кого зависит дополнительное финансирование из госбюджета, в том, что Харькову очень нужен метрополитен», — сказал городской голова.

Немного обнадежил харьковчан председатель комитета Верховной Рады по вопросам строительства, транспорта, ЖКХ и связи Валерий Пустовойтенко, который на прошлой неделе вместе с мэром ознакомился с ходом строительства новой станции. Он отметил, что для такого мегаполиса, как Харьков, расширение метрополитена очень актуально, поэтому правительство готово решать вопрос финансирования его строительства. «Мы будем протежировать при изменении бюджета на этот год, чтоб те 25 миллионов, которые город просит, были обязательно в бюджете, и закончить в срок те станции», — сказал Пустовойтенко.

Несмотря на это заявление Пустовойтенко, проявлять излишний оптимизм по поводу господдержки было бы, как минимум, преждевременно. Бюджет этого года принят с колоссальным дефицитом, и его пересмотр вряд ли будет характеризоваться особой щедростью Кабмина по отношению к финансированию подобных проектов. Пока еще можно надеяться на лучшее и, по мере сил, лоббировать соответствующее решение...

А строить надо

Нынешний год, говорят строители, является решающим — первые выделенные городом деньги дают возможность не заморозить стройку: «Эти шесть миллионов первые для нас важнее, чем десятки миллионов, которые мы получали в прошлом году, — говорит Юрий Войтюк, председатель ОАО «Харьковметрострой». — Потому что речь идет о сохранении коллектива — коллектива строителей-подземщиков, которые имеют высокую квалификацию и которые так нужны городу для дальнейшего строительства... Самое главное — эти деньги нам дают возможность раскрыть станцию, закупить материалы и продолжать работать».

Метростроевцы, в свою очередь, обещают не разочаровать харьковчан. Говорят, 9 мая 2007 года город получит такую станцию метро, каких до сих пор у него не было. «Интернациональная» не будет похожа ни на одну из своих предшественниц: «Станция будет иметь очень красивый вид, — говорит председатель правления «Харьковметростроя» Юрий Войтюк. — Таких станций, как «Интернациональная»... не будет, потому что эта станция совершенно другой конструкции. В один ряд будут колонны, это будет все в монолите. Если все станции мы строили раньше в сборном железобетоне — мы смотрим Ботанический Сад, 23 Августа — конструктивно все это одинаково, это два ряда колонн. Эта станция будет построена вся в монолите, впереди будет только ряд колонн и такие же балконы с обеих сторон. Это будет похоже немножко на «Научную», но она будет более широкая, с рядом колонн по центральной части».

О грустном

Конечно, переживать неприятности стоит по мере их поступления, но проблемы этого года меркнут перед проблемами следующего. Для того чтобы закончить строительство участка до станции «Интернациональная», в 2006 и 2007 годах понадобится 90 и 70 млн грн. Основная часть этих денег пойдет на приобретение и монтаж оборудования. Кроме того, с завершением проходки туннелей до «Интернациональной» проходчиков будет необходимо обеспечить работой на следующем участке — а на это тоже потребуются деньги. Следующий этап строительства — продление линии на 1,17 км до станции «Проспект Победы» — потребует около 197,0 млн грн. Параллельно с вводом участка до станции «Проспект Победы» необходимо построить электродепо «Алексеевское» на 100 вагонов, общая стоимость строительства которого составляет 70,0 млн грн. Понятно, что такие деньги на строительство, или хотя бы основную их часть, может выделить только государство. Что, кстати, было бы вполне логично: в разговорах, кому метро больше нужно и кто за него должен платить, как-то ускользает простое детское соображение: в отличие от муниципального Киевского метрополитена, Харьковский является государственным предприятием в структуре Минтранса. По идее, прежде всего заботиться о его благополучии должно было бы родное министерство. Как, кстати, и о благополучии «Харьковметростроя», контрольным пакетом которого также владеет государство. И удивительно, когда плановый инфраструктурный объект строится не в плановом ритмичном режиме, а героическими усилиями всех причастных. Специалисты считают радикальным решением проблемы «Государственную целевую программу развития метрополитенов Украины на 2005-2010 годы», которая лежит в Кабмине и которую последний не торопится принимать. Она призвана, в частности, закрепить принципы долевого участия государства, областных и городских властей в строительстве метро. Как отнесется к этой программе новый Кабмин — пока можно только гадать...

Для справки:

Длина строящегося участка — 2,6 км. Для сравнения: пусковой участок «23 Августа — Ботанический Сад» — 2,5 км. После ввода в эксплуатацию станции «Интернациональная» длина Алексеевской линии будет около 11 км — по протяженности она будет длиннее Салтовской.

Наталья Гончарова

Разделы по теме:
Рубрики:   Метро
Линии метро:   Олексіївська лінія
Станции и объекты метро:   "Олексіївська"

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.