Новости. Деньги вместо льгот: быть или не быть?

Газета "Время", 16.06.2011.

Правительство наконец-то одобрило концепцию государственной программы экономического и социального развития Украины на 2012 год.

Кроме прочего, программа предусматривает «постепенную замену положенных законодательством льгот и субсидий адресной денежной социальной помощью». Уместно напомнить, что всего месяц назад руководство нашей области (об этом заявил заместитель председателя облгосадминистрации Игорь Шурма) предложило Кабинету министров провести в Харькове пилотный проект по монетизации льготы на проезд в электротранспорте.

Как «сопрягаются» эти две инициативы?

Киев — Харьков

Прежде чем говорить о возможной монетизации льгот по-харьковски, стоит вспомнить о таком важном документе, как Концепция государственной целевой программы создания единой информацион­но-аналитической системы учета и управления средствами социальной сферы с использованием электронной социальной карточки на 2010–2013 годы. Документ разработан Министерством финансов Украины в 2010-м и в ноябре того же года утвержден постановлением Кабмина.

Для харьковчан он крайне важен, ибо предусматривал, что в «2010—2011 годах электронная карточка будет внедрена как эксперимент в Киеве, Харьковской и Черновицкой областях». Киевской городской, Харьковской и Черновицкой облгосадминистрациям было поручено подготовить калькуляции затрат на проведение эксперимента и в месячный срок подать их Минфину. Минфин в свою очередь обязался предусмотреть в проекте госбюджета средства на внедрение электронной социальной карточки. Но в течение года средств на реформаторский эксперимент, похоже, так и не нашли. В этой ситуации предложение Харькова касательно монетизации льгот на гор­электротранспорте выглядит как попытка «давления снизу».

В то же время на сайте Харьковской облгос­администрации в разделе «Социальная защита: актуальные вопросы» в рубрике «Новости» об инициативе по монетизации льгот на горэлектротранспорте ни слова. Да и последняя «новость» датирована сентябрем 2010-го. Обращение в главное управление труда и социальной защиты облгосадминистрации, которое одно из самых заинтересованных «лиц» в этой проблеме, также результатов не имело. Там ответили, что считают «нецелесообразным поднимать тему предполагаемой монетизации льгот».

Тем не менее, есть вопросы, на которые хотелось бы услышать ответы. Скажем, в Харькове есть районы, в которых нет ни трамвайного, ни троллейбусного сообщения. Как в таком случае будет решаться вопрос с монетизацией? Далее: каким образом монетизация будет увязана с введением (как обещают, в скором будущем) единого проездного билета, который предназначен и для поездок на метро? Колоссальный блок проблем связан с пригородом. Для жителей Харьковского района трамвай такой же привычный вид транспорта, как и маршрутка. В случае реализации инициативы по монетизации льготники из ближайшего пригорода окажутся в затруднительном положении. С одной стороны, многие административные и медицинские учреждения, к которым они «привязаны», находятся в районном центре, то бишь в Харькове, с другой — добраться до них станет значительно дороже.

На все эти вопросы стоило бы ответить до, а не после региональной реформы.

Реформа — это учет и контроль

В настоящее время социальная помощь, которая предоставляется в трех направлениях: социальные льготы, социальная помощь и субсидии — является слишком сложной и непрозрачной. Лишь 56,8% бедных (то есть тех граждан, которые имеют доходы ниже прожиточного минимума) получают хотя бы один вид социальной помощи. Распределение государственных социальных трансфертов несправедливо: меньше 23% их общей суммы попадает к бедным, остальное (а это около 17 млрд. грн. ежегодно) оказывается в руках «небедных» граждан, констатируют авторы упомянутой выше концепции. Но не только эти причины заставляют специалистов задуматься о судьбе социальных льгот. Отсутствие эффективного механизма учета размера социальной помощи, необходимых расчетов между органами государственной власти с организациями, которые предоставляют услуги, провоцируют сложности при подготовке проектов бюджетов всех уровней. В обычной жизни это проявляется на каждом шагу. Каким образом можно компенсировать, скажем, убытки от перевозки льготного «контингента», если перевозчик не может доказать, что указанные им данные соответствуют истине? И как они могут соответствовать, если билеты в общественном транспорте в том же Харькове водитель выдает не всегда и не везде, а современных электронных способов учета пассажиропотока в регионе просто не существует? И есть ли в таком случае основание верить, что озвученная местными властями сумма убытков от перевозки льготников соответствует действительности, а, скажем, не завышена? Решение этой и многих других проблем в Минфине видят в персональном предоставлении и учете социальной помощи и льготы на транспорте, в сфере ЖКХ, в медицине через Единый государственный автоматизированный реестр льготников (укр. — ЄДАРП). Планируется, что те, кто имеет право на льготу, получат электронную социальную карточку, с помощью которой и будут рассчитываться за полученные услуги: оплачивать проезд в транспорте, коммунальные услуги, покупку лекарств и тому подобное. Понятно, что внедрение столь масштабной реформы исключительно затратно и вначале требует создания электронной системы, посредством которой будет осуществляться учет и расчет. Уместно заметить, что теоретически ЄДАРП могла бы войти в систему так называемого электронного правительства, о котором в Украине заговорили еще в 2002 году и которое могло бы преобразовать жизнь простого украинца, на деле защитив его от коррупции. Но дальше разговоров в узком кругу специалистов дело практически не пошло. Хотелось бы верить, что ЄДАРП в этом плане повезет больше. По крайней мере, в Российской Федерации подобная система уже внедряется.

«Братский» опыт

В России в 2005 г. была проведена масштабная реформа по монетизации льгот. Проходила она бурно и вызвала массовый протест, но сказать, что провалилась — погрешить против истины. Первые социальные карты там появились в 2002 году, а с 2005-го владельцы социальных карт обрели возможность получать разнообразные виды социальной помощи, в том числе льготного проезда в городском общественном транспорте и по железной дороге. Но проблем до сих пор предостаточно, ведь пока российская система социальных карт работает на региональных уровнях — в пределах отдельных городов и регионов. Например, для того дабы все льготники имели равные возможности, необходимо, чтобы социальные карты работали как в режиме online, так и в режиме offline, когда операции по считыванию содержимого карты выполняются без связи с серверами в так называемом «отложенном» режиме. Ведь не все регионы имеют нужную коммуникационную среду, и в отдаленном селе не всегда есть возможность воспользоваться электронной карточкой на месте. Существует масса проблем и по «связыванию» региональных проектов в один общероссийский. Тем не менее, Федеральное агентство по информационным технологиям активно продвигает идею интегрированной информационной системы поддержки предоставления и учета государственных услуг населению на основе унифицированных социальных карт. Как утверждают инициаторы проекта, «с помощью такой карты можно будет получать медицинские услуги в поликлинике, осуществлять налоговые платежи, пользоваться льготами при проезде в общественном транспорте. В перспективе эта карта сможет заменить водительское удостоверение и выполнять разнообразные платежные функции, подобно обычной дебетовой или кредитной карте». Украинское правительство инициировало сходный с российским проект, но пытается избежать ошибок восточного соседа. Удастся ли?

В 2011 году размер денежной выплаты на проезд в глубинке России, согласно официальной российской статистике, составил от 900 рублей (примерно 230 гривен) до 2045 рублей (примерно 500 гривен). Стоимость проезда в российском общественном транспорте в среднем 12—15 рублей. То есть на минимальную денежную компенсацию россиянин может совершить около 60 поездок в месяц — примерно 2 в день. В Украине методика расчетов пока не озвучивается. Но в одном из интервью Сергей Тигипко как пример привел именно такое соотношение — 4 гривни в день, что примерно и соответствует тем же 2 поездкам. Вполне возможно, что это простое совпадение. Однако не мешает вспомнить, что массовое неприятие нововведения в России было вызвано как раз низким уровнем денежных компенсаций и опасением, что инфляция быстро «съест» и эти небольшие суммы. По-видимому, норматив, по которому будет рассчитываться денежная выплата (то есть количество положенных на один день поездок) может стать реальным «камнем преткновения» в проведении реформы. Второе возможное «слабое звено» — будет ли зависеть размер выплаты от уровня дохода. Игорь Шурма заверяет, что будет. Но как это все осуществится на практике, неизвестно, ведь пока отечественные реформистские попытки в этой сфере носят скорее декларативный характер.

Оксана Богдан

URL оригинала: http://timeua.info/160611/41934.html
Разделы по теме:
Рубрики:   Метро, Трамвай, Троллейбус, Автобус, ЖД транспорт

Комментарии

SPIKE2010
20.06.2011 20:07
А может лучше сократить список льготного контингента?Зимой видел,как женщина в отличной норковой шубе,нагло лезла в маршрутку с удостоверением ветерана труда.А человек который платит 100% стоимости остался на остановке.
Моё мнение,-сначала пересмотреть статьи льготного проезда,а потом можно думать о монетизации.

igorg
21.06.2011 08:14
Цитата(SPIKE2010 @ 20.6.2011, 20:07) *
А может лучше сократить список льготного контингента?Зимой видел,как женщина в отличной норковой шубе,нагло лезла в маршрутку с удостоверением ветерана труда.А человек который платит 100% стоимости остался на остановке.
Моё мнение,-сначала пересмотреть статьи льготного проезда,а потом можно думать о монетизации.



Я вообще не понимаю что это за льгота "ветеран труда" или "дети войны". В моем понимании льготы должны даваться малообеспеченным слоям населения, инвалидам, пусть это будут участники боевых действий. Но когда щимяться в переполненную маршрутку "ветераны труда" едущие на работу и имеющие доход 3 тыс грн. это нонсенс.
Если уж государство дает людям льготы в виде бесплатного проезда - так пусть оно его и компенсирует в полном объеме, а не на 20%. в итоге получается что за их бесплатный проезд платят работники транспорта в виде недополученной или несвоевременно выданной зарплаты и пассажиры, которые платят 1,5 грн. Уверен что если бы сделали проезд в трамвае и троллейбусе 0,75-1 грн и отменили бы льготы ветеранам труда и пенсионерам ГЭТ приносил бы прибыль.
Льготы если и должны остаться так это:
инвалиды войны
участники боевых действий
дети - сироты
инвалиды 1 группы
инвалиды по зрению
работники ГЭТ
ликвидаторы аварии на ЧАЭС категория 1,2

SPIKE2010
22.06.2011 06:06
А как-же судьи и кандидаты в президенты,депутаты :-))

igorg
22.06.2011 08:54
Цитата(SPIKE2010 @ 22.6.2011, 6:06) *
А как-же судьи и кандидаты в президенты,депутаты :-))



не кандидата нада оставить, пусть ездит на троллейбусе агитирует....

Просмотреть соответствующую тему на форуме.

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.