Новости. За что штрафуют студентов?

Газета "Время", 13.12.2011.

Две наших читательницы-пенсионерки почти одновременно написали в редакцию недоуменно-возмущенные письма о том, что в Харьковском метрополитене их внуков-студентов незаконно оштрафовали.

«Мой внук не смог подтвердить свою льготную бесконтактную электронную карту на проезд в метро своим же студенческим билетом. Он просто-напросто забыл студенческий билет дома, — пишет Анна Зинченко. — Проездной у парня сразу изъял милиционер на станции. Мы живем в нескольких минутах от метро и поэтому уже через небольшой промежуток времени внук предъявил забытый билет. Парень опаздывал на лекции. Он показал охране студенческий, чтобы забрать свою проездную электронную карту. Но не тут-то было. Ему предложили буквально выкупить свой документ за… 40 гривен, пояснив, что это штраф за безбилетный проезд. Электронную карту он все-таки в тот день не «выкупил», так как я его попросила купить мне лекарства. Как же можно так пользоваться статьей о штрафах за безбилетный проезд? Ведь безбилетного проезда не было? Квитанцию о штрафе выдали, но я все равно считаю, что это новый вид рэкета».

Письмо другой нашей читательницы описывало аналогичную ситуацию, а буквально через пару дней моя дочь, студентка, оказалась в абсолютно таком же положении. Оставив в библиотеке на абонементе студенческий билет, она не смогла при входе в метрополитен на станцию «Маршала Жукова» подтвердить свою бесконтактную электронную карту студенческим билетом. Электронная карта осталась у дежурной по станции. Но получить ее дочь смогла только в обмен на корешок от квитанции об уплате штрафа в 40 грн.

Станция как вотчина

Чтобы прояснить эту конфликтную ситуацию и ответить на резонно поставленные читателями вопросы, я спустилась на станцию метро «Маршала Жукова». Штраф был выписан дежурной по станции Еленой Николаевной Слюсар. На просьбу разъяснить, на каком основании штрафуют харьковских студентов и где это прописано в Правилах пользования метрополитеном дежурная пояснила, что подобная информация — «конфиденциальная», и никаких интервью журналистам она не дает. Хотя от дежурной Елены Слюсар требовалось выполнение своих должностных обязанностей. И не более того.

Что же касается «конфиденциальности», то на официальном сайте КП «Харьковский метрополитен» к разделу «Публичная информация» отнесен п. 5 «Перевозка пассажиров», куда входит инструкция по пользованию бесконтактными электронными картами, а также формы оплаты проезда в метрополитене. На просьбу пригласить начальника станции или указать то место, где его можно найти, Елена Слюсар пригласила охрану, на этом все мои попытки что-то узнать закончились. Для всех сотрудников станции «Маршала Жукова» законы не писаны. Здесь своя вотчина.

Хорошо, мы уже привыкли, что часто попросту плюют на общегосударственные законы, но тут проигнорировали даже свои ведомственные инструкции.

Поскольку в Правилах пользования Харьковским метрополитеном в п. 4.3. сказано: «Пассажир имеет право: на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации об условиях проезда и предоставления транспортных услуг; пассажир имеет право обратиться к начальнику станции для решения поставленных вопросов и для решения спорных вопросов о предоставлении транспортных услуг соответственно нормам действующего законодательства».

Помимо этих прав, журналист имеет и профессиональное право на предоставление информации (и даже публичной) в соответствии с Законом «О доступе к публичной информации». Этот революционный закон, инициированный в ВР и БЮТовцами, и регионалами, призван устанавливать правовую ответственность за отказ предоставить такую информацию. Подчеркиваю: речь идет об ответственности.

БЭК уже содержит все данные о пользователе

Обратившись за разъяснением к генеральному директору КП «Харьковский метрополитен» Михаилу Карамшуку, редакция получила ответ со ссылкой на указ президента от 31 марта 1999 года №309 и постановление Кабинета министров Украины от 5 апреля 1999 года №541 относительно льготного проезда студентов и учеников ПТУ. Также в ответе имеется ссылка на Правила пользования городским электротранспортом. Там совершенно справедливо сказано, что «за безбилетный проезд взимается штраф в соответствии со ст. 135 Кодекса Украины про административные правонарушения и штраф оплачивается в 20-кратном размере, что составляет 40.00 грн». За безбилетный проезд. Но не за проезд по своей электронной карте. Также никакой причинно-следственной связи между упомянутым постановлением Кабмина о безбилетном проезде и штрафом студента за проезд по собственной электронной карточке я, простите, не вижу. Во всяком случае, в постановлении Кабмина нет ни слова о том, что БЭК, подкрепленный студбилетом (с интервалом во времени) дает право на взимание со студента штрафа за безбилетный проезд. Да и сам указ, как и постановление Кабмина, датирован 1999 годом, когда электронных карточек для студентов еще и в помине не было, а следовательно, законодатели не могли прописать положения о БЭК.

В не столь давние времена, когда БЭК только вводились, заместитель председателя Харьковской областной организации профсоюза работников образования и науки Украины Сергей Борисенко сетовал, что «в метро отказывались выдавать карты студентам, пока не будет предоставлена база данных на каждого студента». В официальном описании БЭК указано, что «Студенческая карточка содержит в своей памяти идентификационные данные пользователя, а также принадлежность его к учебному заведению». В этом же описании упомянута ст. 135 КУ «Про административные правонарушения» и сказано, что «штраф взыскивается при передаче льготной карты БЭК иным лицам или использовании карточки одновременно несколькими лицами. В случае выявления такого нарушения, пассажиры оплачивают штраф в 20-кратном размере от стоимости проезда». Ни слова мне не удалось отыскать о том, что правомерно взыскивать со студента штраф за проход по своей же БЭК при отсутствии на текущий момент студенческого билета. В листовках-инструкциях по пользованию БЭК для проезда в Харьковском метрополитене, которые доступны каждому пассажиру, ни в общих положениях, ни в порядке пользования также ничего не сказано относительно «безбилетного» проезда по собственной карте.

Общественную значимость поднятого мною вопроса подтвердил зам. генерального директора по эксплуатации КП «Харьковский метрополитен» Анатолий Однорогов.

— Действительно, многие студенты обращаются с жалобами на подобные штрафы, — рассказал Анатолий Семенович. — У меня была подобная ситуация, когда я забыл дома права, сел за руль и меня в десятке метров от дома остановили. Я пообещал, что сейчас же принесу права, но был оштрафован на кругленькую сумму. Было очень обидно. Весь день все валилось из рук. Понимаю студентов, для которых и 40 гривен может быть немалой суммой. Жаль, что молодые ребята разочаровываются в законности права в нашей стране. Так быть, конечно, не должно. Все юридические нюансы вам может грамотно пояснить начальник службы пассажирских перевозок КП «Харьковский метрополитен».

В установленном порядке 10 ноября я лично отвезла в канцелярию метрополитена повторный редакционный запрос на имя начальника службы пассажирских перевозок КП «Харьковский метрополитен» Данильченко Оксаны Дмитриевны с просьбой пояснить не формально, а в доступной для пассажиров форме все юридические нюансы возникшей коллизии. До сих пор ответа от КП «Харьковский метрополитен» не последовало. Хотя все сроки, установленные Законом «О доступе к информации», давно прошли.

Нина Спасская

URL оригинала: http://timeua.info/131211/52488.html
Разделы по теме:
Рубрики:   Метро

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.