Новости. У Харькова есть шанс получить деньги на метро этим летом

Газета "Вечірній Харків", 31.07.2012.

Пока приостановлено строительство «Победы», корреспондент «Вечернего Харькова» разыскала свидетеля и непосредственного участника возведения первых станций метрополитена.

Холодногорская ветка была сдана в эксплуатацию около сорока лет назад. Строить метро приехали в Харьков опытные специалисты из разных городов Советского Союза, оборудование изготавливали на заводах всей страны.

На груди ветерана метрополитена Геннадия Корикова множество значков. Восемь из них обозначают каждый пусковой участок Харьковского метрополитена, в запуске которых он участвовал. Общий трудовой стаж Геннадия Корикова – 42 года, и половину из них он посвятил Харьковскому метрополитену. Почетный железнодорожник, ветеран метрополитена Геннадий Кориков – потомственный железнодорожник. Начало династии положил его отец Михаил Павлович, на долю которого выпали две войны – гражданская и Великая Отечественная – и трудные годы восстановления народного хозяйства. Вся его жизнь была связана с железной дорогой, причем три десятилетия он трудился на ЮЖД. На железной дороге работала и жена Михаила Павловича, поэтому никто не удивился, когда сын Кориковых решил принять семейную эстафету и надеть железнодорожную форму.

Геннадий Кориков окончил Уральский электромеханический институт инженеров транспорта и в 1964 году приехал по распределению в Харьков. Работал на ЮЖД, на Харьковском заводе электромеханического оборудования, начальником отдела оборудования на базе ГУ Министерства транспортного ТО Министерства путей сообщения. В 1975 году его пригласили на должность инженера отдела комплектации оборудования в дирекции строящегося метрополитена – заказчика строительства подземки.

Дирекция строящегося метрополитена была создана в 1968 году (позднее дирекция вошла в состав подразделений метрополитена).

– Когда началось строительство метро, костяк специалистов строящейся подземки составили железнодорожники, – говорит Геннадий Михайлович. – В их число влились и бывшие выпускники Уральского электромеханического института инженеров транспорта, которые обеспечивали проектирование, изготовление и поставку оборудования для пусковых объектов метрополитена. Наш метрополитен 30 лет находился в правлении Министерства путей сообщения, после распада СССР метрополитен вошел в состав «Укрзалiзницi», нас по-прежнему считали железнодорожниками.

Харьков специализировался на оборудовании для связи

Геннадий Кориков пришел на работу в дирекцию строящегося метрополитена в 1975 году, когда открывалось отделение на первом участке первой линии метрополитена от станции «Улица Свердлова» до станции «Московский проспект» протяженностью 9,8 км с восемью станциями. Вступил в должность инженера отдела комплектации оборудования – в его обязанности входило обеспечение строящихся участков подземки оборудованием.

– Я курировал службу снабжения сигнализации и связи: обеспечивал метрополитен системами связи и автоматикой, в том числе и противопожарной, для железнодорожных путей, для электрификации метрополитена и так далее, – говорит Геннадий Михайлович. – Поставка оборудования проводилась централизованно, через Главное управление инженерно-технического обеспечения. Главный склад Южной железной дороги находился на станции «Основа». Надо сказать, что в системе Министерства путей сообщения существовал всесоюзный трест «Транссигналсвязьзаводы», в состав которого входили многочисленные электротехнические заводы, выпускающие продукцию для нужд железнодорожного транспорта СССР. С большинством из них заключались договоры на поставку по прямым связям. Немалую часть оборудования выпускали и харьковские предприятия: заводы ХТЗ, «Промсвязь», «Южкабель», «Электротяжмаш», авиационный завод, ХЭМЗ, «Хартрон», релейный завод, завод электротехнического оборудования МПС, «Кондиционер». Харьков специализировался на промсвязи – оборудовании для громкой связи оповещения пассажиров, диспетчерской связи. А еще в харьковских мастерских выпускали запчасти для эскалатора.

Харьковское метро стоил весь Советский Союз

Чтобы достать для метрополитена многочисленный ассортимент нужной техники, инженеру отдела комплектации дирекции строящегося метрополитена пришлось колесить по всей стране. Оборудование для харьковской подземки поставляли из разных городов бывшего Советского Союза. Вагоны подземных составов поставлял Мытищинский завод, Ленинградский электротехнический завод изготовлял реле, Лосиноостровский электротехнический завод – пульты для диспетчеров, опытный электромеханический завод Московского метрополитена производил для Харькова турникеты. Из Москвы прибыли в Харьков и первые в нашем метрополитене эскалаторы. Для харьковского метро трудился и Днепропетровский завод «Светофор», который поставлял светофоры. Вентиляторы везли из Свердловска (ныне Екатеринбург), где находился единственный в Союзе завод, выпускающий вентиляторы нужного размера – ведь в подземке должна быть очень мощная система вентиляции. Также поступало оборудование из Тирасполя, Волгограда, Киева, Артемовска, Уфы, Саратова и даже с Кавказа. Некоторые устройства «ехали» за тысячи километров. К примеру, в Советском Союзе было слабо развито производство необходимого для метрополитена противопожарного оборудования – приходилось летать за этим «дефицитом» в Уфу и в Свердловск.

Метрополитен оправдал себя

– Безусловно, метрополитен был необходим городу, – не сомневается Геннадий Кориков. – Градостроительные и транспортные проблемы в городе тесно переплетены, и без подземки просто невозможно было бы решать текущие и перспективные вопросы их взаимодействия. Без метрополитена транспортная система мегаполиса никак не смогла бы удовлетворить город-миллионник Харьков.

В этом году Харьков не получил ни копейки на строительство метро

Из государственного бюджета на строительство харьковского метро в этом году средства не выделялись.

– Если сейчас работы по строительству метро ведутся, то только за деньги городского бюджета, – говорит председатель Харьковской облгосадминистрации Михаил Добкин. – На сегодня ни одной копейки из государственного мы не получили. Я говорю это не для оправданий, а для объективного понимания ситуации.

По мнению губернатора, причина, по которой строительства метро не финансируется из госбюджета, – большой отток средств из государства в счет погашения долга перед МВФ, а также проведение Евро-2012.

– Обслуживание государственного долга Украины из-за политики некоторых безответственных личностей обходится стране ежегодно в 90–100 млрд грн., – объясняет Мизамл Добкин. – Кроме того, более 40 млрд грн. мы платим как разницу по цене за газ. Это не цена газа, а разница, которую мы не перекладываем на плечи населения, не повышаем тарифы на тепло и горячую воду. Огромное количество средств, которые могли бы быть потрачены на развитие государства, просто «вымывается» за пределы страны. Поэтому сегодня масштабные строительные проекты идут очень тяжело. И не забывайте, что мы потратили год на подготовку нашей инфраструктуры к Евро-2012. Исходя из этого, на такие проекты, как строительство метро, не оставалось практически ничего.

Однако, по словам Михаила Добкина, у Харькова все же есть шанс получить деньги на метрополитен уже в конце этого лета.

– Когда я был в Крыму на рабочей встрече с президентом Украины, мы обсуждали этот вопрос, – рассказывает Михаил Добкин. – На сегодня даны поручения рассмотреть возможность финансирования строительства харьковского метрополитена во второй половине августа – начале сентября за счет привлечения кредитных средств. Недавно Верховная Рада приняла все необходимые документы, чтобы мы могли получить 3,6 млрд. долл. кредита от Китая. Я не исключаю, что из этой суммы мы сможем получить 300 млн грн. на строительство метро.

В память о каждом пусковом участке
Геннадий Кориков награжден медалью «За доблестный труд», знаком «Почетному железнодорожнику», в 1995 году ему присвоили звание «Ветеран метрополитена». Ветеран гордится восемью метрополитеновскими значками. Ввод в эксплуатацию каждого пускового участка в Харьковском метрополитене празднуют торжественно и вручают значки специалистам, которые трудились над его открытием.

Автор: Марина Ефанова

URL оригинала: http://vecherniy.kharkov.ua/news/66637/
Разделы по теме:
Рубрики:   Метро

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.