Новости. Эх, дороги…

Газета "Время", 15.05.2013.

В одном из украинских кроссвордов читателям с чувством юмора предлагалось отгадать «то, что у нас всегда в заплатах». Слово из шести букв. Правильный ответ: «Дороги».

На извечные вопросы «Что делать?» и «Кто виноват?» в плохом состоянии дорожных покрытий мы попросили ответить главного инженера ДП «Харьковский облавтодор» Игоря Турченко.

— Игорь Викторович, по каким нормативам сегодня строят дороги в Украине? Соответствуют ли отечественные СНиПы реальной экономической ситуации и как они соотносятся с международной стандартизацией?

— Современные нормативные документы в основном соответствуют международным стандартам. Однако в реальности карьеры не могут дать щебень в необходимом количестве того качества и с теми показателями, какие требуются по ДСТУ. В битумы требуемой адгезии необходимо добавлять поверхностно-активные добавки. Современные нормативные документы на строительство опережают реалии нашей экономики. В принципе это правильно, поскольку надо стремиться к улучшению, иначе можно не только остаться на месте, но и значительно отстать.

— Малая трещина на дороге, образовавшаяся осенью, весной становится большой. Виной тому, среди иных причин, может бьть замерзание водных стоков. Распространенный в таком случае способ частичного, или, как принято говорить, ямочного ремонта дорог приводит к тому, что дороги разрушаются еще быстрее. Каковы альтернативы такому ремонту?

— Я хочу разрушить миф о том, что ямочный ремонт приводит к разрушению дорог. Это не так. Ямочный ремонт устраняет динамические нагрузки.

Альтернативы ямочному ремонту нет, просто его может быть значительно меньше, если бы выдерживались межремонтные сроки. Капитальный ремонт проводится раз в 12–15 лет, а текущий ремонт — раз в 4–5 лет.

Для того чтобы было понятно, о чем идет речь, поясню: трещинообразование на дорогах, как правило, бывает трех видов: температурное (в результате разницы температур в зимний и летний периоды, в зависимости от марки применяемого битума в асфальтобетоне; отраженное трещинообразование (если на существующем покрытии имелись трещины и на него уложено свежее покрытие суммарной толщиной менее 12 см, то по истечении года в новом покрытии появляются трещины в тех же местах, где были трещины на старом покрытии; трещинообразования недостаточного модуля упругости (беспорядочные трещины, сопровождаемые просадками, разломами и др.) Температурные и отраженные трещины не приводят к образованию ямочности и устраняются методом заливки этих трещин в холодный период, перед весенним потеплением, так как в этот момент трещины наиболее раскрыты. Однако если эти работы не выполнить, в отдельных местах может образоваться ямочность. Трещинообразование в результате недостаточности модуля упругости обычным ямочным ремонтом устранить невозможно — в этом месте необходимо либо заменить основание, либо его усилить. Для этого проектный институт должен дать определенное проектное решение, поскольку фактических причин ослабленного основания может быть достаточно много. Это и подтопление воды, и слабые грунты, недостаточная толщина основания и др.

— Год от года Харьков все больше загружается транспортом. Это дополнительные нагрузки на дороги. Сегодня во всем мире технологии дорожного покрытия совершенствуются. Например в США дороги выдерживают перепады от -50°С до +50°С. При этом гарантийный срок дорог составляет 15—20 лет. Какие технологические новшества дорожного покрытия взяты на вооружение у нас в стране? Каковы гарантийные сроки покрытий в Харькове? Есть ли устройства для оценки состояния дорожного покрытия?

— В Украине строятся автодороги с покрытием из щебеночно-мастичного асфальтобетона и асфальтобетона на битумно-полимерном вяжущем. Гарантийные сроки покрытий в Украине 5 лет при строительстве и капитальном ремонте. Однако не надо путать гарантийный срок эксплуатации и срок службы покрытий. Если гарантийный срок дорог до 20-ти лет, это не значит, что в этот период на проезжей части ничего не делается. Через каждые 4–5 лет необходимо выполнять заливку трещин, устранение мелких дефектов и др. В Украине есть приборы для анализа и оценки состояния дорожного покрытия. С их помощью измеряют ровности, коэффициент сцепления, определяют модуль упругости и другие характеристики.

— Применяют ли в Харькове резино-полимерные битумные вяжущие приготовления асфальтобетонных покрытий повышенной долговечности?

— Да, в области применяются.

— Кем и как проверяются траты денежных средств в сфере дорожного хозяйства? Какая структура пришла вместо КРУ? Имеет ли ревизор беспрепятственный доступ к документам?

— Расходование денежных средств проверяется сотрудниками ГФИ, СБУ, прокуратурой. Ревизор имеет доступ к тем документам, которые принадлежат к сфере его компетенции согласно закону Украины.

— Каковы результаты проверки деятельности ДП «Укравтодор» в Харькове?

— О результатах говорить пока рано — в судебном порядке идет разбирательство.

— Кто является основным подрядчиком в Харькове и области? По какому принципу распределяются подряды? Бюджет «Укравтодора» на 2012 год составил 9,4 млрд. грн. В полном ли объеме были освоены средства по Харьковской области? Каков бюджет на 2013 год?

— Основной подрядчик в Харьковской области «Харьковский облавтодор». Заказчик разыгрывает тендер на определенные работы. Кто выиграл тендер, тот и подрядчик. По 2012 году задание по Харьковской области выполнено в полном объеме. Кроме того, были выполнены работы, которые не профинансированы в 2012 году.

Сколько выделено денег на Харьковскую область в 2013 году, журналистам лучше узнать у заказчика — Службы автомобильных дорог в Харьковской области.

— Расскажите, какие работы на автодорогах города и области в настоящее время определены как первоочередные.

— Первоочередные работы по ДП «Харьковский облавтодор» — это ямочный ремонт сети дорог общего пользования, приведение в порядок дорог после зимы.

— Всем понятно, что цена плохих дорог — человеческие жизни. И все-таки, сколько на сегодняшний день стоит 1000 м2 дорожного покрытия?

— Все зависит от параметров покрытия (толщины, ширины, вида материала покрытия и многого другого.) 1000 м2 дорожного покрытия стоит от 150-ти до 220 тыс. грн.

Нина Спасская

URL оригинала: http://timeua.info/150513/74761.html
Разделы по теме:
Рубрики:   Город и область

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.