Новости. Лоу-косты гонят из Украины

Газета "Сегодня", 01.12.2014.

Иностранные компании могут "улететь" из нашего неба. Эксперты: рынку угрожает монополия

В украинском небе назревает скандал: Госавиаслужба собирается ужесточить порядок предоставления прав на эксплуатацию воздушных линий. Согласно новым правилам, которые разработали в ведомстве, авиакомпаниям придется раскрывать информацию о собственниках. И работать в Украине смогут только те компании, более 50% капитала которых контролируется государством или гражданами Украины. Причем летать за рубеж такие компании смогут только после того, как год поработают на внутренних линиях. Таким условиям отвечает только одна украинская компания — "Международные линии Украины" (МАУ), которую контролирует губернатор Днепропетровской области, Игорь Коломойский, говорят эксперты. И предупреждают: остальные иностранные компании, работающие на нашем рынке, среди которых — и лоу-косты, не смогут отвечать новым правилам и будут вынуждены уйти из Украины. "Сегодня" выясняла, когда новые нормы вступят в силу и чем опасна нашей стране монополия одной отечественной компании.

ЧТО ДАЛЬШЕ. Приказ с новыми правилами Госавиаслужба в Министерстве юстиции уже зарегистрировала. Но в ведомстве решили приостановить вступление в силу этого документа — из-за скандала, поднявшегося на авиарынке. "В связи с поступлением многочисленных обращений субъектов хозяйствования Министерство юстиции обратилось к Министерству инфраструктуры и Госавиаслужбу с предложением провести открытые общественные обсуждения по этому приказу", — сообщили в министерстве. И добавили: после учета всех предложений, высказанных общественностью, Минюст проведет правовую экспертизу данного приказа.

РЕАКЦИЯ. По мнению представителей авиакомпаний, если инициатива Госавиаслужбы станет реальностью, иностранный капитал не сможет участвовать в нашей авиаотрасли, что приведет к резкому снижению зарубежных инвестиций на этом рынке, а о каком-либо развитии воздушных перевозок придется вообще забыть. Перевозчики говорят, что выполнить все требования Госавиаслужбы под силу только одному-единственному крупному украинскому авиаоператору — МАУ, а всем остальным они принесут убытки и закрытие бизнеса. "Сегодня устанавливается монополия — как в небе, так и на земле. Причем не только авиакомпании, но даже компании, которые предоставляют услуги по обслуживанию самолетов и поставок топлива, вытесняются с рынка методами админдавления. Монополия не только препятствует развитию отрасли, но и снижает уровень безопасности полетов. Иностранные компании уже рассматривают варианты выхода с украинского рынка. А это означает зависимость цены билетов, а также качества и доступности перелетов только от одной компании, что недопустимо", — отметил гендиректор "Атласджет Украина" Сергей Подгородецкий. А в компании "Визз Эйр Украина" даже заявили, что намерены уйти из Украины, если новые правила заработают.

В МАУ не понимают, почему все "шишки" после решения Госавиаслужбы посыпались им на голову. "Сейчас много говорят о том, что новые правила монополизируют рынок и сделают невозможным приход сюда лоу-костов. Я спрашиваю: откуда такое мнение? Пожалуйста, прилетайте и работайте! О каком монополизме речь? На приход лоу-костов влияют не правила, а емкость рынка, достаточный пассажиропоток", — заявил руководитель МАУ Арон Майберг. А правила Госавиаслужбы, по его словам, — "это существенный шаг в сторону присоединения Украины к Соглашению об объединенном авиапространстве и открытом небе с ЕС".

ЭКСПЕРТЫ. По мнению отраслевых аналитиков, инициатива Госавиаслужбы не сделает рынок прозрачным. "Это шаги, которые могут привести к запрету здоровой конкуренции. Видимо, политика Госавиаслужбы, на которую имеет влияние одна из крупнейших украинских компаний, направлена на то, чтобы создать привилегированные условия на рынке для одного перевозчика. А остальные авиакомпании, по сути, будут просто "выдавлены", — отмечает эксперт в сфере транспорта Александр Кава.

Согласен с этим и юрист авиа­отрасли Андрей Гук: "В Госавиа­службе говорят, что авиакомпании должны раскрывать информацию о своих собственниках. Но будет ли публиковаться эта информация в открытых источниках? Вряд ли. Соответственно, трудно будет проследить, кто является собственником авиакомпаний, как с украинским, так и с зарубежным капиталом. Поэтому, если чиновники хотят сделать рынок прозрачным, то для начала нужно публиковать все решения, требования и другие инициативы".

Что такое лоукост-перевозчик

Лоукост-авиакомпа­нии — бюджетные перевозчики, предоставляющие свои услуги пассажирам по более низким ценам, чем другие перевозчики, за счет отказа от допуслуг. Например, у них можно перевезти бесплатно не 20 кг багажа, как обычно, а 5—10, в полете нет бесплатной еды и напитков, но их можно купить. Билеты выдают только в электронном виде и без указания места в салоне, а сдать купленный заранее билет или переоформить его на другую дату нельзя. Среди типичных характеристик лоукост-компаний — увеличение стоимости билета по мере уменьшения свободных мест, один пассажирский класс (эконом) для увеличения числа мест в салоне, один тип самолета, что сокращает затраты на подготовку персонала и техобслуживание, выполнение одним самолетом 3—4 и более авиаперелетов в день, использование второстепенных аэропортов и простые маршруты без пересадок.

"Аэрофлот" РФ не пускают в Харьков и Днепр

Госавиаслужба Украины запретила российской компании "Аэрофлот" совершать полеты в Харьков и Днепропетровск, которые россияне планировали возобновить с 1 декабря. При этом "Аэрофлот" продолжит летать в Киев (сейчас совершает 52 рейса в неделю). Глава Госавиаслужбы Украины Денис Антонюк не уточнил, по какой причине был введен запрет и сколько он продлится. Напомним: с 5 мая три компании из РФ ("Аэрофлот", "Трансаэро" и "Ютэйр") сами прекратили полеты в Днепропетровск, Харьков, Одессу из соображений безопасности — после того как в небе над Донбассом террористами был сбит малайзийский "Боинг".

Как сообщили нам в "Трансаэро" и "Ютэйр", они и не планировали возобновлять рейсы, так как полеты сейчас убыточны из-за низкого пассажиропотока. А вот "Аэрофолот" 27 ноября заявил о желании возобновить рейсы с 1 декабря в эти города, кроме Одессы, но день спустя получил отказ.

Минтранс России уже призвал Мининфраструктуры отменить запрет как незаконный, ибо, по их мнению, он нарушает соглашение от 1994 г. о воздушном сообщении и сотрудничестве в области воздушного транспорта. Независимый эксперт Алесандр Гречко, бывший первый замглавы Госавиаслужбы, уверен, что причины недопуска российских авиаторов в другие города Украины, кроме Киева, — чисто экономические и направлены на поддержку интересов крупнейшего нашего авиаперевозчика — МАУ. "Сейчас эта компания — монополист на российско-украинском рынке, ведь все, кому надо лететь в глубь России, делают это через Киев, сказал нам Гречко. — Если пустить "Аэрофлот" в Днепропетровск и Харьков, значит, пассажиропоток в РФ через Киев серьезно уменьшится. Чтобы наши перевозчики не несли убытки, было принято такое решение".

Автор: Александр Панченко, Коновалова Христина

URL оригинала: http://www.segodnya.ua/economics/enews/lou-kosty-gonyat-iz-ukrainy-573453.html
Разделы по теме:
Рубрики:   Авиатранспорт

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.