Новости. В Харькове спасли от декоммунизации росписи в ДК железнодорожников

Газета "Вечірній Харків", 14.03.2016.

Двум настенным росписям, принадлежащим кисти известного советского художника Евгения Лансаре, брата художницы Зинаиды Серебряковой, удалось избежать уничтожения.

Более того, чиновники хотят присвоить им статус памятника искусства советского периода.

Речь идет о двух росписях в фойе Центрального дома культуры и техники ЮЖД (улица Котлова), которые в 1932 году написал Евгений Лансаре. Площадь каждой картины — 40 квадратных метров, панно висят друг напротив друга. Одна работа называется «Партизаны Кавказа приветствуют Красную Армию» (на ней изображены буденовцы с красным флагом). На другой картине, представляющей «Встречу комсомольцев с крестьянами Крыма», комсомольцы передают крестьянам книгу Владимира Ленина. Живописи относятся к направлению соцреализма, поэтому администрация ДК «Железнодорожник» посчитала их пропагандистскими. Но искусствоведы вступились за эти картины. По их мнению, Лансаре ставил своей задачей не популяризацию советской власти и коммунизма, а воспевание красоты природы Крыма и Кавказа.

— Принятый в прошлом году закон «О декоммунизации» не распространяется на художественные произведения — тогда бы нам пришлось вычистить половину художественных фондов, — отмечает директор Харьковского отделения Украинского этнологического центра Института искусствознания, фольклористики и этнологии имени М.Т. Рыльского НАНУ Михаил Красиков.

Евгений Лансаре — крупный художник, а его панно в Харькове — единственные монументальные работы в Украине (остальные в России), говорят специалисты. Из его картин в фонде Харьковского художественного музея хранится лишь «Портрет девочки Айсорки» (1925 г).

— Росписи были выполнены в 1930-е, то есть являются родными для интерьера. Несколько лет назад их отреставрировали специалисты из Худпрома, тогда же был поднят вопрос о необходимости их занесения в реестр культурных ценностей. Было несколько обсуждений, и все сошлись во мнении, что ничего особо коммунистического в их содержании нет — это монументальные пейзажи со стаффажем. Мнения о художественности в исполнении расходились, но признавалась историко-культурная значимость. В результате панно официально занесены в реестр культурных ценностей, — добавляет искусствовед, доцент кафедры теории и истории искусства Харьковской государственной академии дизайна и искусства Андрей Корнев.

Кстати, к двум злополучным панно в ДК «Железнодорожник» судьба изначально не благоволила. Как только художник закончил над ними работу, они не понравились госслужащим: на картинах отсутствовали фигуры Ленина и Сталина, а сюжет, хотя и был на коммунистическую тематику, но на довольно отвлеченную. Во время Второй мировой войны здание ДК пострадало, и по росписям пошли трещины. В 1950-е годы панно решили прикрыть другими картинами — уже с фигурами Ленина (в окружении пионеров) и генсека КПСС Никиты Хрущева (с колхозниками). Правда, до сих пор неизвестно, кисти каких художников принадлежали те работы. Чуть позже картины-ширмы сняли — дальнейшая судьба их неизвестна, а панно Лансаре снова оказались на виду.

В 1970-е тогдашний директор Харьковского художественного музея Николай Работягов вместе с приглашенными московскими реставраторами пытался восстановить монументальную живопись Евгения Лансаре.

— К сожалению, реставрация была сделана неквалифицированно — тонировка, цвет не совпадали, внешний вид панно был неудовлетворительным, — отмечает художник-реставратор (в том числе и этих панно), доцент кафедры реставрации станковой и монументальной живописи Харьковской государственной академии дизайна и искусства Вячеслав Шулика.

В конце 1970-х — в начале 1980-х годов росписи снова закрыли другими картинами. И лишь в 2011 году в преддверии Евро-2012 Южная железная дорога выделила средства на реставрацию картин. А осенью 2015 года после принятия закона «О декоммунизации» встал вопрос: подпадают ли картины художника под запрет или нет?

— В законе есть положение: произведение искусства не подлежит декоммунизации, если оно имеет художественную и историческую ценность. Здесь историческая ценность имеется — это росписи известного художника, причем единственная сохранившаяся в Харькове монументальная живопись 1930-х годов — очень интересного периода художественной жизни. Кроме работ Лансаре, все другие были уничтожены. Например, монументальные росписи Михаила Бойчука уничтожили, поскольку художник был репрессирован в 1937 году. Росписи сделаны профессионально, композиции оригинальны. Панно были специально разработаны для ДК, это не переписка. А еще в них присутствуют впечатления и восприятие Лансаре художников Ренессанса — внук Лансаре рассказывал, что теплая цветовая гамма на панно была позаимствована у художников Возрождения, — объясняет Вячеслав Шулика.

Чтобы росписи не смущали больше коммунистической символикой, реставратор предлагает разместить возле них аннотации с указанием, что данные работы — не пропаганда советской власти, а росписи интересного именитого художника и нашего соотечественника (Евгений Лансаре прожил в своем имении под Харьковом большую часть жизни).

Чиновники в итоге решили сохранить монументальные росписи Евгения Лансаре. Более того, в конце марта на совете по охране культурного наследия будет рассмотрен вопрос о присвоении им статуса «памятник искусства советского периода». Тогда уникальную живопись нельзя будет уничтожить — она будет под охраной государства.

По заверению директора Департамента культуры и туризма Харьковской ОГА Олега Яцыны, документы, необходимые для внесения в Госреестр двух харьковских росписей Лансаре, уже готовы.

Кстати, о том, что росписи Евгения Лансаре были под угрозой уничтожения, семье художника, которая сейчас проживает в Москве, не сообщали.

— Мы надеялись, что наших сил будет достаточно, чтобы образумить чиновников, — пояснил Михаил Красиков.

Автор: Дарья Зеленская

URL оригинала: http://vecherniy.kharkov.ua/news/117444/
Разделы по теме:
Рубрики:   ЖД транспорт

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.