Новости. Общественный транспорт: первые шаги

Газета "Время", 01.06.2016.

Жители Харькова изо дня в день пользуются услугами общественного транспорта. Наши читатели спрашивают, когда в губернском городе он появился и в каком порядке?

Первым видом общественного транспорта, который освоили харьковцы, был междугородний — почтово-пассажирский дилижанс. С 1852 года на нем можно было доехать до Москвы за пять суток. 22 мая 1869 года первый поезд прибыл в Харьков из Курска. Внутри города появления общественного транспорта пришлось ждать. А до этого каждое уважающее себя харьковское семейство имело свой экипаж для выездов даже в соседние дома и лавки. Те же, у кого не хватало средств на свой шарабан или дрожки, а также приезжие, пользовались услугами извозчиков, которых называли «ваньками».

С 1871 года в городскую думу начали обращаться люди и компании с проектами строительства конки в Харькове, но положительного ответа не получали. 2 марта 1881 года подданный короля бельгийцев Леопольда ІІ Клеман Бонне предоставил думе обоснование построения в Харькове конно-железной дороги, которое было принято. Так бельгийское общество получило концессию на строительство и эксплуатацию конки в городе на 42 года. Движение было открыто 24 сентября 1882 года по одноколейному маршруту от вокзала до Сергиевской площади. Затем было проложено еще несколько маршрутов. Строительство конных путей завершилось к 1896 году. Дальнейшее развитие этого вида транспорта было затруднено из-за конфликта Бельгийского общества с городским головой А. К. Погорелко, который в начале XX века выступил за электрический трамвай.

16 сентября 1917 года городская дума рассмотрела вопрос о прекращении движения по Харьковским конно-железным дорогам. Окончательно была закрыта конка в Харькове 23 марта 1919 года.

Движение трамвая в Харькове было открыто 3 июля 1906 года двенадцатью моторными вагонами производства MAN по узкоколейному (1000 мм) одноколейному маршруту с восемью разъездами протяжённостью 3,8 км «Павловская площадь — Балашовский вокзал». С самого начала движения трамвай принадлежал и эксплуатировался городскими властями. По договору с бельгийскими хозяевами конки трамвайные рельсы не должны пересекать конные. К 1923 году пути, ранее принадлежавшие конке, были либо разобраны, либо электрифицированы. Трамвайная линия проходила и там, где о ее существовании не помнят даже старожилы, например по Кладбищенской (Муранова) до ныне снесенного Всехсвятского кладбища на Холодной горе (ныне стадион «Трудовые резервы»). Не прижился трамвай и на большей части Сумской.

В 1910 году были первые попытки создания в Харькове автобусного движения: была открыта линия «Вокзал—Сумская», которая просуществовала до начала войны. Лишь в 1925 году автобусный транспорт стал регулярным.

1 мая 1939 г. была открыта первая линия харьковского троллейбуса по такому маршруту: «Дом Красной Армии (Университетская горка) — ЦПКиО им. Горького». Тогда же на месте нынешней Зеркальной струи появилось первое депо.

Сергей Чепижный.

URL оригинала: http://timeua.info/post/kharkov/obshestvennyj-transport-pervye-shagi-04017.html
Разделы по теме:
Рубрики:   Трамвай, Троллейбус, Автобус, Город и область

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.