Новости. «Укрзалізниця» решила отцепить вагоны с непрофильной «социалкой»

Газета "Время", 15.08.2016.

Намерение главы правления «Укрзалізниці» Войцеха Балчуна «отказаться в будущем от ряда непрофильных для деятельности предприятия активов», вызвало определенную панику в ведомственных гостиницах, спортклубах и больницах.

Войцех Балчун уже попросил помощи у Министерства инфраструктуры Украины для реализации этих своих планов. А пока что в Харьковской области, как уже рассказывало наша газета, «Укрзалізниця» прекратила оказывать финансовую помощь волейбольному клубу «Локомотив». В начале нынешнего года по этой же причине прекратила существование футбольная команда «Локомотив» города Купянска. Борется за выживание один из самых современных в Украине харьковский Дворец спорта «Локомотив»…

Как известно, государственная администрация железнодорожного транспорта была создана в 1991 году. С 1 декабря 2015 года началась хозяйственная деятельность ПАО «Укрзалізниця». Государственная железнодорожная монополия «Укрзалізниця» ежегодно приносила стране около $1,5 млрд. прибыли за счет грузоперевозок, налогов и сборов. Она объединяет шесть железных дорог (21,6 тысячи километров путей), около 4 тысяч локомотивов, 123 тысячи вагонов и 300 тысяч сотрудников. Во владении акционерного общества находится свыше 50 предприятий, которые обеспечивают должную работу головной компании, и примерно около 140 различных структурных подразделений. Теперь около 50 предприятий и учреждений, которые ранее были отдельными юридическими лицами, меняют свой статус. В этом перечне вагоноремонтные заводы, проектно-изыскательские институты, ряд проектно-конструкторско-технологических бюро и т. д. Теперь они становятся единым организмом с «Укрзалізницей» и будут ее филиалами. В том числе в компании объединятся и шесть железных дорог, которые хоть и находились в поле влияния «Укрзалізниці», но всегда держались несколько обособленно и от нее, и друг от друга.

При этом в условиях низкого качества автомобильных дорог, после фактического уничтожения речного и морского флота железная дорога остается наиболее конкурентоспособным, безопасным и востребованным видом транспорта. Однако капитальные инвестиции в развитие железнодорожного транспорта снижались все последние двадцать пять лет, а интенсивность использования инфраструктуры и локомотивов существенно возросла. Что усугубило износ основных фондов «Укрзалізниці».

По итогам 2015 года «Укрзалізниця» получила чистый убыток в размере 4,7 млрд. грн. Только на финансирование медицинских учреждений «Укрзалізниці» в государственный бюджет ежегодно закладывалось около 1 млрд. гривен (между тем финансирование всей сферы здравоохранения, к примеру, в 2014 году составило 7,4 млрд. грн.). В них ежегодно обслуживались 1,2 млн. человек. При этом, как известно, доступ в больницы ведомственной медицины ограничен. Теперь национальная стратегия реформы системы здравоохранения на 2015–2025 годы предусматривает только три уровня больниц, которые войдут в единую сеть: местные больницы — региональные больницы (географические регионы) — национальные референтные центры. Специализированные, узкопрофильные медицинские учреждения объединят в многофункциональные медицинские центры. До последнего времени в Украине насчитывалось более 4 тысяч ведомственных учреждений системы здравоохранения. В том числе, 13 станций скорой медицинской помощи, 260 стационаров и почти 1,5 тысячи амбулаторий и поликлиник. Но ведомственные лечебные учреждения должны остаться только у МВД и в Министерстве обороны.

Первой в стране от своих больниц начала избавляться «Укрзалізниця», которая в данный момент переживает корпоратизацию. До прошлого года «Укрзалізниці» подчинялось 94 медицинских учреждения, которые являлись частью социальной инфраструктуры железнодорожной администрации. Теперь 83 медучреждения переходят в коммунальную собственность и будут финансироваться из местных бюджетов. Впрочем, по состоянию на 10 февраля сего года только по 54 учреждениям были утверждены соответствующие акты приема-передачи органами местного самоуправления. К примеру, харьковские центральная клиническая больница ГП «Укрзалізниця» (ЦКБ-5) и Дорожная клиническая больница ст. Харьков ЮЖД пока остаются в ПАО.

Так уж сложилось исторические, что в «Укрзалізниці» всегда было много непрофильных активов. Например, государственные резиденции. Такие активы теперь могут быть проданы. Как уже указывалось, список непрофильных активов ныне составляется Министерством инфраструктуры. И в него «войдут активы, которые не относятся к операционной деятельности железнодорожного транспорта». Что же будет со всем этим хозяйством, с сотнями тысяч гектаров земли, больницами, вузами, жильем и т. п.?

Руководитель «Укрзалізниці» поляк Войцех Бальчун сейчас выстраивает новую бизнес-модель. При этом он понимает, что здесь нужны законодательные изменения. Без этого невозможно создать правовые нормы деятельности железнодорожного транспорта, акционерных обществ и трудового законодательства. Но «если сохранять правовые нормы, опирающиеся на историческую реальность, то никаких изменений не будет».

Аркадий ГЕНКИН.

URL оригинала: http://timeua.info/post/kharkov/ukrzal-znicya-reshila-otcepit-vagony-s-neprofil-noj-socialkoj--04711.html
Разделы по теме:
Рубрики:   ЖД транспорт

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.