Новости. Почему упал самолет?

Газета "Новый день", 01.02.2006.

Прошел месяц после падения самолета Hawker HS-125 в Комсомольское озеро на окраине Харькова, а причины аварии остаются неизвестными. Да и сама операция по извлечению обломков самолета со дна водоема, которая велась 3 и 4 января, проходила в атмосфере строгой секретности, под защитой милицейского оцепления. Журналистов не пускали на место происшествия и не давали никаких комментариев. Только сейчас стали известны некоторые подробности тех работ.

Авария произошла на глазах у десятков людей

«К посадке готов», — это были последние слова, услышанные от пилота авиадиспетчерами. Через несколько минут, в 10.15 утра 2 января легкий самолет бизнес-класса Hawker HS-125 должен был приземлиться в аэропорту «Харьков». Однако связь с машиной внезапно прервалась, а сама она исчезла с экранов радаров. Самолет обнаружили на окраине города в Комсомольском озере.

Свидетелями аварии стали десятки человек – местные жители и рыбаки, решившие в праздничное утро посидеть на берегу с удочкой. По словам очевидцев, самолет летел с сильным шумом, низко наклонив одно крыло. За несколько секунд до аварии он начал сливать топливо (это обязательная процедура, выполняющаяся перед аварийной посадкой, – чтобы снизить вероятность взрыва), потом резко пошел на снижение, зацепился выпущенными шасси за забор частного дома, плашмя ударился о землю, вспыхнул и, уже разваливаясь на части, ушел под лед.

Не успели невольные зрители авиакатастрофы опомниться, как на берег прибыла первая машина спасателей. Место происшествия выглядело жутко: обуглившиеся ветви деревьев, сильный запах гари, разбросанные по берегу обломки. Над водой виднелась только часть хвоста самолета. В прибрежных камышах нашли изувеченные тела мужчины и женщины, видимо, выброшенные во время удара самолета о землю...

Как сообщили в Восточном региональном координационном центре авиационных работ по поиску и спасению МЧС Украины, разбившийся самолет выполнял рейс «Шереметьево–Харьков». Здесь он должен был взять группу туристов и отвезти их во Францию. Кстати, по словам харьковского предпринимателя Юрия Сапронова, заказывавшего этот рейс для своих родных и друзей, одним из пассажиров самолета Hawker HS-125 должен был стать сын харьковского мэра. Сама машина принадлежала (или была арендована) московской авиакомпании «АВКОМ». Соответственно, и экипаж самолета состоял из москвичей.

По сведениям отправляющей стороны, в момент аварии на борту должен был находиться только экипаж – командир Максим Дубовка, второй пилот Сергей Шклянников и бортпроводница Юлия Еремеева (всем им было около 30-ти лет). Второй пилот и стюардесса после катастрофы остались лежать на берегу озера. Командир экипажа оказался на дне вместе с самолетом.

Поскольку, по мнению экспертов, спасать после аварии было уже некого, работы по извлечению из водоема тела пилота и его разбившейся машины было решено отложить на следующий день, когда приедут киевские специалисты и представители московской авиакомпании.

16 часов подо льдом

Самая ответственная часть операции легла на команду харьковских водолазов – за два дня они провели подо льдом озера в общей сложности 16 часов. Им предстояло вначале сделать видеосъемку утонувшего самолета, потом найти тело погибшего пилота, а затем поднять со дна все части машины. К работам были привлечены самые опытные специалисты (за плечами у каждого из них не меньше пятнадцати лет стажа и четырех тысяч часов подводных работ), тем не менее водолазы признают: это была одна из самых сложных операций в их практике.

Подводная разведка заняла около полутора часов. Разбросанные по дну части самолета снимались специальным герметизированным видеомонитором, соединенным кабелем с телевизором и видеомагнитофоном на земле. Таким образом, авиационные специалисты, находившиеся в кунге на берегу озера, могли видеть то же, что и передвигавшийся по дну водолаз.

— То, что я увидел, спустившись под воду, мало напоминало самолет. Больше всего это было похоже на вскрытую консервную банку: относительно целый низ и начисто снесенный верх, — рассказывает профессиональный водолаз и преподаватель оперативно-тактической кафедры Академии гражданской защиты Валерий Бондарь. – Узнать можно было разве что хвостовую часть, остальное представляло собой груду обломков, соединенных обрывками коммуникаций. Понятно, что остаться живым в такой аварии было просто невозможно.

На поиски тела командира экипажа много времени не ушло – пилот лежал на дне рядом с тем, что осталось от самолета. После того как погибшего вынесли на берег, приступили к извлечению частей самолета. Со дна поднимали абсолютно все, имеющее отношение к самолету: от обломков размером с сигаретную пачку до относительно целой фюзеляжной части длиной около десяти метров.

Вскоре в остатках корпуса самолета нашли главный предмет, способный пролить свет на причины аварии — так называемый «черный ящик» (который на самом деле не черного, а оранжевого цвета). А вот с поиском некоторых частей пришлось помучиться. Например, долго не могли найти левое крыло. Потом выяснилось, что от него попросту ничего не осталось: ударом крыло разнесло на мельчайшие обломки.

На второй день водолазам предстояла особенно кропотливая работа – прочесывание подводной территории в поисках небольших деталей на участке размером примерно 100 на 30 метров.

— Это называется «движение вдоль ходового конца», — поясняет Валерий. – Конец — или, говоря вашим сухопутным языком, веревка — прокладывается перпендикулярно берегу на всю ширину обследуемой территории и натягивается, как струна, при помощи якоря-кошки. Вдоль этого ориентира и двигается водолаз. Проходит полностью, затем конец одновременно перемещается вбок на метр-полтора и обследование дна продолжается. Шаг за шагом, метр за метром, все на ощупь, все при нулевой видимости, с опасными предметами, со значительной растительностью, подо льдом, в холодной воде. Больше полутора часов в таких условиях не выдержать. Выбрался на берег, переоделся, согрелся в кунге горячим чаем – и снова на берег, становиться в состав водолазного расчета.

Для того чтобы увезти с места происшествия все собранные обломки самолета, потребовалось три КамАЗа. Сейчас все собранные детали проходят экспертизу, которая должна определить, что стало причиной аварии.

«Пилот самолета — настоящий герой»

Как сообщили в пресс-службе прокуратуры Харьковской области, уголовное дело по факту катастрофы самолета было возбуждено в день аварии – статья 276 Уголовного кодекса «Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации воздушного транспорта». Но сколько времени потребуется для того, чтобы установить причину падения самолета, сейчас никто не берется предположить даже приблизительно.

По словам прокурора области Василия Синчука, следствие сейчас рассматривает несколько основных версий авиакатастрофы, в их числе – возможная ошибка в действиях диспетчеров «Украэроруха», которые вели самолет на посадку.

Правда, специалисты координационного центра авиационных работ по поиску и спасению относятся к такой версии скептически. По их мнению, о вине диспетчера можно было бы говорить, если бы, допустим, самолет шел на посадку в условиях плохой видимости, вынужден был маневрировать по командам или же, например, диспетчер не отреагировал бы на сообщение о внештатной ситуации на борту. В данном же случае тревожных сигналов не поступало, видимость была хорошая – до 10 км, и пилот уже отрапортовал о том, что видит полосу и идет на посадку. Сомнения у специалистов вызывает и так называемый «человеческий фактор»: опытность и профессионализм экипажа не вызывает сомнений, о внезапном сердечном приступе, настигшем пилота за штурвалом, тоже говорить не приходится. Скорее всего, причина катастрофы кроется в технических неполадках. Но, как рассказал один из оперативных работников координационного центра, установить истину будет очень непросто:

— Причина — в несовершенстве «черного ящика». Средства объективного контроля на этом самолете были первобытные. Поэтому, насколько я понял, никакой существенной информации расшифровка самописца не дала, — сказал он. – Знаю по личному опыту: если «черный ящик» сохранился и с него списаны параметры, то установить причину летного происшествия – дело буквально считанных часов. Здесь же до сих пор ничего не известно. Боюсь, что информацию о настоящей причине аварии экипаж унес с собой.

Официальные лица от комментариев пока воздерживаются. Неофициальные же специалисты сходятся во мнении, что в сложившейся ситуации пилот вел себя максимально правильно.

— Мы еще в первый день, осмотрев местность, сказали: пилот самолета – настоящий герой, — говорит Валерий Бондарь. – Ведь упади самолет на жилые дома, которыми окружено озеро, – и жертв могло быть намного больше. Он же не только увел машину от жилой зоны, но и попытался найти хотя бы малейшую возможность посадить самолет на озеро. В принципе, он выбрал оптимальное место для посадки и сделал все необходимое в сложившихся условиях, используя малейшую возможность выжить и давая шанс своим товарищам (ведь в гражданских самолетах нельзя катапультироваться). Тела второго пилота и стюардессы располагались так, что было понятно: их выбросило вместе. Скорее всего, командир экипажа, производя аварийную посадку, отправил ребят в хвостовую часть – ту, которая будет наиболее безопасна при катастрофе. Он давал им шанс…

«Мы падаем!..»

По словам сотрудников Центра пропаганды Управления ГУ МЧС в Харьковской области, выезжавших сразу после аварии к Комсомольскому озеру, на месте происшествия был отец второго пилота Сергея Шклянникова. Растерянный от внезапно свалившегося на него горя мужчина рассказал, что Сергей — бывший харьковчанин и каждый раз, оказываясь здесь, он старался встретиться в аэропорту с родственниками. Так было и в этот раз: сын позвонил с мобильного телефона и сообщил, что скоро будет – уже пошли на снижение. Потом послышался какой-то шум, помехи, и последнее, что услышал отец, был возглас: «Мы падаем!..» Прибыв на место аварии, мужчина не сразу смог опознать в найденном на берегу изуродованном теле своего сына. Говорит, что поверил только когда увидел на погибшем необычный шнурок от мобильного телефона – в точности такой, как у его сына…

Членов экипажа самолета Hawker HS-125 похоронили в Москве. Но близкие и знакомые погибших никак не могут поверить в произошедшее. По словам людей, знавших их, это был очень хороший и опытный экипаж. Говорят, за несколько дней до рейса в Харьков у их самолета при посадке в Риге лопнуло колесо. Сейчас в этом можно разглядеть некое предзнаменование, предупреждение о куда более серьезной опасности…

— В этом самолете погибла моя лучшая подруга, — рассказала на форуме МГ «Объектив» коллега Юлии Еремеевой Наталья. – Девочка была уникальная, вытащили из резерва, вся больная полетела – мы так никогда не летали, судьба… Очень больно всем, никто не верит. Я летала семь лет, ушла, Бог отвел, а Юлю устроила в «АВКОМ». Эта компания перевозит VIP-пассажиров, попасть в нее у нас считается высшим пилотажем. Рейс, наверное, был незапланированный, но там так часто: едешь с рейса домой, звонят — разворачиваешься и едешь обратно. Экипаж был самый классный, мне кажется, Юлька и полетела-то из-за этого… Сложилась практика — обычно стараются списать катастрофу на людей (экипаж), их уже нет, стерпят (думаю, и в России, и в Украине). А что произошло, мы не узнаем никогда, это уж точно… На мобильнике висит ее sms с поздравлением, и рука не поднимается стереть. Она со всеми попрощалась…

Евгения ЧЕМОДАНОВА

Разделы по теме:
Рубрики:   Авиатранспорт, Происшествия

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.