Новости. Четвертая смена

Газета "Метрополия", 03.03.2006.

30 лет Наталья Емельяновна Васюк работает в Харьковском метрополитене. Начинала дежурной по посту централизации на станции "Московский проспект". Последние 22 года работает в 4-й смене ЕДЦ поездным, а сейчас - старшим поездным диспетчером.

Если поездной диспетчер руководит только одной линией, то старший отвечает за работу всей диспетчерской смены и руководит всеми тремя линиями Харьковского метрополитена.

- Когда в Харькове начали строить метрополитен, бывший начальник службы движения Петр Иванович Фартушный пригласил меня, дежурную по станции "Шебелинка", работать в подземку, - рассказывает Наталья Емельяновна. - Я подумала: работа новая, специфика интересная. К тому же, хотелось себя реализовывать. Ведь в метрополитен пришла новая техника, последние достижения науки. Интересное оборудование, новый коллектив... И я согласилась.

- В метро, наверное, ритм работы напряженней?

- Да. Если на ЮЖД в экстренном случае можно было обдумывать свои действия 5-10 минут, то здесь иногда и минута - непозволительно много. Диспетчер метрополитена должен реагировать в разных ситуациях, таких, например, как остановка поезда на перегоне, попадание человека на путь. И даже если все без сбоев необходимо постоянное пристальное внимание: что происходит сейчас на линиях? Все ли работает исправно? Сейчас на первой линии в час пик работает 26 составов. Если хотя бы один задержится на минуту, идет сбой во всей работе. И многое в такой ситуации зависит от диспетчера.

- Что вы предпринимаете в таком случае?

- Останавливаем поезда, и диспетчер занимается регулировкой: делает оборот в промежуточных станциях с путем развития, регулирует пассажиропотоки. Если не успеваем вывозить пассажиров, даем команду ограничить вход пассажиров на станцию до восстановления нормального режима работы. Если же работа идет нормально, диспетчер контролирует выполнение графика движения поездов, работу всего оборудования, устройств. Поездному диспетчеру подчиняется энергодиспетчер, диспетчер электромеханической службы, эскалаторный диспетчер, диспетчер службы АТС... Главная задача - безопасность пассажирских перевозок.

- У вас много учеников...

- Те, кто начинал со мной на "Московском проспекте", сейчас работают поездными диспетчерами. В моей смене трудится С.Н.Василенко, на первой линии - А.Б.Павлова. Здесь, в ЕДЦ, начинали работать вместе с В.В. Парфеновой. Поездными диспетчерами стали В.Н.Олейник, Т.Н.Введенская, А.В. Коваль, (все - со станции "Московский проспект"). Дело в том, что станции -"Московский проспект", "Исторический музей", "Героев труда" - были своеобразной "кузницей кадров" диспетчеров. Они - самые напряженные по поездной работе. И если люди смогли поработать там, прошли "закалку" - смогут работать и здесь, в ЕДЦ.

- И дочь ваша, говорят, по шла по вашим стопам?

- Дочке, видимо, понравилась моя работа. Она тоже работает поездным диспетчером, только в службе движения Южной железной дороги. Там же трудится и ее муж.

- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать поездной диспетчер?

- Требовательностью к себе и к своим подчиненным. Нужны знания. А еще - никогда не зазнаваться и делиться своими знаниями с другими. Мы постоянно учимся: такова специфика работы. Меняются инструкции, устройства... 10 лет на зад диспетчера полностью перешли на компьютеры. Все это нужно было осваивать.,

- Но ведь работать стало легче?

- Конечно. Теперь в ЕДЦ поступает больше информации, и процесс перевозок, работы оборудования можно лучше контролировать. Появилась возможность получать больше информации при нарушениях. Мы можем отследить, как работал метрополитен в течение 30 последних суток.

- Наталья Емельяновна, диспетчерский коллектив в основном - женский?

- Да, так сложилась традиция, что коллектив поездных диспетчеров, в основном, женский. Ведь раньше на дежурной по станции - должность, с которой многие начинали, была работа контролера, кассира, уборщицы. С та ой задачей лучше справится женщина. Но сейчас в диспетчеры начали приходить и мужчины. Наверное, это можно объяснить тем, что появилось больше техники, компьютеров.

...Смена поездного диспетчера длится 12 часов, с 8 утра до 20 вечера. ЕДЦ работает круглосуточно. Завтра Наталья Емельяновна идет в ночь. И так - уже 31 год, на страже безопасности работы такого гиганта, как метрополитен.

Разделы по теме:
Рубрики:   Метро
Станции и объекты метро:   "Турбоатом"

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.