Новости. Не Ж/Дали? Любишь кататься — люби и обязательный обед

Газета "Время", 20.06.2006.

Путешествия в поездах станут еще дороже.

О том, чем вызвано резкое повышение цен на билеты, а также о предстоящих нововведениях на железных дорогах Украины, среди которых бурно обсуждаемая в обществе идея внедрения обязательного питания в поездах, мы расспросили генерального директора «Укрзалiзницi» Василия Гладких.

— Скажите, пожалуйста, с чем связано подорожание железнодорожных билетов?

— Вот уже несколько лет цены на перевозку в украинских поездах оставались неизменными. Тем временем все остальные цены растут постоянно, из-за чего увеличиваются убытки железной дороги.

Пассажирские перевозки, вообще-то, и раньше не были прибыльным бизнесом. Убытки от них «Укрзалiзниця» традиционно покрывает за счет товарных перевозок. В прошлом году эти потери составили 2 миллиарда 400 миллионов гривен. И нынешнее повышение необходимо для того, чтобы несколько сократить эту цифру, так как на прибыльность мы даже после этого не выйдем.

— Насколько увеличилась стоимость билетов?

— Согласно постановлению правительства — на 50 процентов. Однако реальная цена для пассажиров выросла приблизительно на 43 процента. Дело в том, что повышается только величина железнодорожного тарифа, а, например, комиссионный сбор, который также включен в стоимость билета (около 6 гривен), остается неизменным.

— Вы говорите, что даже после нынешнего подорожания «Укрзалiзниця» будет нести убытки. Означает ли это, что повышение цен продолжится?

— Да, но уже не так резко. С 1 января 2007 года планируется увеличить их на 10 процентов, с 1 апреля — еще на 10 процентов и с 1 июля — снова на 10 процентов.

Кроме того, мы предлагаем правительству перейти к практике, которая уже применяется у наших соседей — в России и Польше: регулировать только цены на проезд в плацкартных вагонах, где ездят граждане с невысоким достатком.

А цены на места в купейных и спальных вагонах сделать рыночными. Чтобы «Укрзалiзниця» сама могла их устанавливать в зависимости от спроса, сезона и других обстоятельств. Ведь в комфортных вагонах ездят люди, которые могут заплатить за билет полную цену.

А то ведь получаются парадоксы. Например, в столичном экспрессе «Киев — Днепропетровск» у нас сейчас появилась новая услуга — перевозка автомобиля в специальном вагоне. Услуга эта стоит 400 — 600 гривен и пользуется огромным спросом. Очередь желающих стоит. В то же время пассажир, заплативший несколько сотен гривен за перевоз машины, покупает билет для себя в том же поезде всего за 30 гривен. Я считаю, что это несправедливо. Пусть он заплатит 150 гривен за проезд в первом классе и пользуется всеми преимуществами комфорта.

— Главный аргумент противников повышения цен таков: цены растут, а вагоны и сервис — все те же. Логично.

— Это действительно проблема. За годы независимости «Укрзалiзниця» купила всего 100 новых вагонов. Между тем износ подвижного состава уже достиг 80 процентов. Старые вагоны хоть и ремонтируются, но уже никак не могут обеспечить современный уровень комфорта. Кроме того, они не рассчитаны на движение с большими скоростями. А «Укрзалiзниця» в последние годы стремится внедрять скоростные дневные поезда, которые со временем должны вытеснить нынешние ночные. Естественно, для этого нужен современный подвижной состав.

Тем временем украинские машиностроители уже научились делать вагоны, отвечающие самым высоким требованиям. Но на закупку нужны деньги.

В нынешнем году «Укрзалiзниця» планирует приобрести сразу 100 новых вагонов. А в следующем — 300. Так что увеличение цен обернется для пассажиров повышением качества перевозок.

Кроме того, все новые вагоны и локомотивы проектируются таким образом, чтобы они могли развивать скорость до 200 километров в час. Поэтому поездки в новых составах станут не только комфортнее, но и значительно короче.

— На каких маршрутах можно будет увидеть новые вагоны?

— К концу года вагонами «Украина-2» будет укомплектован поезд «Киев — Москва». Он сможет двигаться со средней скоростью 150 километров в час, благодаря чему появится возможность доехать до столицы России значительно быстрее, чем сейчас.

Позднее состав таких вагонов выйдет на маршрут «Киев — Харьков», а к следующему лету планируется запустить ускоренный поезд из столицы в Крым.

— Много шума наделало ваше заявление о грядущем внедрении обязательного питания в поездах. Почему вдруг возникла такая идея?

— Не все пассажиры успевают захватить с собой в дорогу еду. Людям приходится покупать пищу на станциях у торговцев, которые приходят к поездам. Но кто контролирует качество этих продуктов? Случаи отравления бывают довольно часто.

А если человек не покупает еду на станциях, то всю дорогу он голоден. Недавно я ездил в Донецк и решил пройти по поезду — посмотреть, как дела у пассажиров. В одном вагоне вижу такую картину: сидит женщина и ест курицу. От курицы исходит такой запах приятный! У меня даже аппетит разыгрался, хотя я недавно перекусил. А рядом едет женщина с двумя детьми. Они просят есть, а она им отвечает: «Потерпите. У меня с собой нет ничего». Так должны же мы накормить таких пассажиров?!

— Когда появится новая услуга?

— Сейчас этот вопрос изучается. Питание введено в двух вагонах поезда «Киев — Москва». Человек, покупая билет, сам выбирает — ехать ему в вагоне с питанием или без. Пассажирам этих двух вагонов мы предлагаем заполнить анкеты, в которых они могут высказать свое отношение к нововведению. Первые результаты таковы: 90,2 процента пассажиров либо одобряют такую услугу, либо относятся к ней безразлично. Отрицательное мнение о питании в поезде сложилось менее чем у 10 процентов респондентов.

— Чем же кормят пассажиров?

— На данный момент это наборы вроде тех, которые подают в самолетах. Однако мы планируем в будущем предоставлять нашим пассажирам настоящие горячие обеды. Для этого новые вагоны оборудуют микроволновыми печами, термосами и другими необходимыми устройствами.

— Существуют ли примеры подобного сервиса в других странах?

— Да. Мы перенимаем опыт наших соседей из Польши и России, где во многих поездах такая услуга существует. В России, например, в поездах подают очень хорошие обеды, в состав которых входит вкуснейшая солянка. Это фирменное блюдо российских железнодорожников. А мы в наших вагонах будем подавать настоящий украинский борщ.

— Во сколько же обойдется такое питание? Ведь, возможно, многим людям оно будет не по карману.

— Мы понимаем, что финансовые возможности пассажиров разные. Поэтому предполагается, что цены на питание будут отличаться в зависимости от вагона. Сегодня мы ориентируемся приблизительно на такие цифры: пассажирам спального вагона обед обойдется в 17 — 20 гривен, купейного — в 14 — 16 гривен, плацкартного — в 5 — 7 гривен. Естественно, это будут разные наборы продуктов.

— «Укрзалiзниця» ежегодно перевозит миллионы людей. Чтобы их всех накормить, нужны огромные производственные мощности. Смогут ли железнодорожники справиться с этой задачей?

— Мы обратимся к специалистам. Будет проведен тендер среди фирм, занимающихся общественным питанием. Победит та, которая сможет обеспечить приемлемые цены и качество пищи.

— Каких еще нововведений следует ожидать украинским пассажирам в ближайшее время?

— Планируется внедрение новой системы продажи билетов. Пассажир сможет приобрести билет не только на определенный поезд, но и на маршрут. То есть пассажир, которому нужно проехать из одной точки страны в другую с пересадкой, получит возможность не заботиться о билете в пункте пересадки, а сразу приобрести проездной документ на весь маршрут. Предполагается, что такая услуга появится на украинских железных дорогах в конце 2007 года.

Роберт ВАСИЛЬ.

Разделы по теме:
Рубрики:   ЖД транспорт

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.