Новости. Евгений Водовозов. О «лимитах льготников», лизинге и судьбе улицы Пушкинской

Газета "Время", 07.02.2007.

Беседа с директором департамента транспорта и связи Харьковского горсовета Евгением Водовозовым

— Куда, бабуся, лезешь! У нас лимит льготников закончился!

— В газете написали, что вы самовольничаете!

— Если хотите, ступеньку еще выше поднимем — вообще не зайдете…

Далее следовал поток обид и унижений. Этот разговор, «подслушанный» в одном из коммерческих автобусов, я пересказала директору департамента транспорта и связи Харьковского горсовета Евгению Водовозову.

Маршрутки: очевидное-неофициальное

— С технической точки зрения, все сказанное — самая настоящая глупость, — сказал Евгений Наумович. — Водители много что у нас говорят, к сожалению. Переоборудовать автобус, чтобы в него было труднее войти, невозможно.

— Тем не менее, судя по числу обращений в нашу редакцию, такие перебранки — не редкость. С другой стороны, попытавшись получить в мэрии четкий список льготных категорий населения, имеющих право на бесплатный проезд в коммерческом автотранспорте, я так и не смогла это сделать. Чиновники отправляли меня друг к другу по замкнутому кругу.

— Это неудивительно. Мы не составляем список льготных категорий, этим занимается государство. Но могу заверить — в маршрутках должны возить льготников по тем же законам, что и в остальных видах транспорта.

— Так есть ли ограничения количества льготников на маршруте?

— Официально — нет.

— А неофициально?

— Неофициально — есть, и это объяснимо. Мы прекрасно понимаем, что в маршрутках слишком мало посадочных мест, и перевозчики из материальных соображений вынуждены устанавливать так называемый лимит.

— То есть на ограничения есть ваше молчаливое согласие?

— Нет молчаливого согласия. Я против этого, но факт остается фактом. С каждым водителем не договоришься. В автобусах вообще не может быть никаких лимитов. Здесь я категорически за то, чтобы по соответствующим удостоверениям перевозили всех, кто их имеет. На самом деле, льготников не такое уж большое количество, чтобы они могли составить проблемы для автобусов. Если на один рейс их много, то на другой их может не быть вообще. В том числе и из-за таких проблем я против «Газелей» на улицах Харькова. Кроме того, несмотря на все предупреждения, они продолжают возить стоящих пассажиров. Это опасно для жизни. Если эти микроавтобусы переполняются, надо увеличивать размер транспорта.

— Кто-то компенсирует затраты перевозчиков на обслуживание льготных категорий?

— Официально — государство должно платить, реально же это касается только маршрутов общего пользования. Их восемнадцать, цена на проезд там регулируется, и они используются в местах, где нет электротранспорта. Впрочем, и на их обслуживание компенсация поступает не в полном объеме.

— Где же выход из ситуации?

— Государство обязано начать отвечать за свои действия. У владельцев коммерческих маршрутов должна быть возможность вести такой учет бесплатно перевезенных, который можно подтвердить. В общем, пока абсолютно законного способа регулирования этой проблемы мы не видим.

— В то же время, собирая перевозчиков на совещания в мэрии, представители власти нередко напоминают им, что в городе на каждый маршрут — огромный конкурс. Дескать, не нравится — уходите. Таким образом, это выгодный бизнес, несмотря на большое количество льготников и прочие видимые проблемы?

— Поверьте мне, желающих очень много. Все идет к тому, что автопарки хотят развиваться в сторону увеличения и намерены вкладывать деньги. Банки их готовы финансировать. Если это профессиональные транспортники, которые работают здесь из года в год, совершенно естественно — они просто развивают свой бизнес. Чем больше автомобилей, тем легче перевозчику. Не все было плохо в Советском Союзе, и не дураки придумали, что автопарки должны быть большими и распределяться по районам. С моей точки зрения, автопарк, находящийся на ХТЗ, не должен возить людей на Алексеевке. Не нужно, чтобы автобус проезжал утром и вечером через весь город. С этим тоже надо работать.

«Горэлектротранс» возит всех

— С тех пор, как был представлен новый директор «Горэлектротранса», прошло около 8 месяцев. Предложена ли реальная схема вывода предприятия из кризиса? Как оно сейчас «себя чувствует»?

— Ситуация, конечно, остается кризисной.

За несколько месяцев невозможно все исправить, учитывая, что проблемы накапливались годами. Государство и здесь игнорирует свои обязательства по компенсации проезда льготников.

Социальная сфера для предприятия в нынешней ситуации — огромная роскошь. Идет передача ее городу. Имеется в виду база отдыха, пионерский лагерь, общежития, депо №1, вокруг которого было столько шума.

Внедрение «электронного кондуктора», которое мы планируем, — это и идея, и проект нового генерального директора. Мы работаем над этим уже семь месяцев и «под большой лупой» рассматриваем каждый пункт.

— Как надо будет пользоваться этим самым «кондуктором»?

— Вы заходите в троллейбус через первую дверь, подносите свою карточку к определенной установке достаточно большого размера, чтобы каждый мог увидеть. Загорается зеленый свет, и вы проходите через турникет. Это чуть-чуть усложнит посадку, но в то же время ее упорядочит, приведет к тому, что прекратится перегруз, который мы наблюдаем во всех видах транспорта, — ведь нынешняя система не позволяет нам четко контролировать разрешенное количество мест. А там будет табло, на котором указано, что сюда может зайти, скажем, еще десять человек.

— Представляю, что будет твориться на остановках в часы пик. Там и без того толпа.

— Толпа, потому что сегодня все так устроено. Подойдите на конечную любого автобуса, где посадка производится только через переднюю дверь. Там стоят нормальные очереди.

— А как насчет пожарной безопасности? Получается, что все двери окажутся заблокированными?

— Это исключено. Система устроена так, что в течение секунды все двери будут открыты. Хочу подчеркнуть — свои выводы по поводу внедрения «электронного кондуктора» будут делать очень многие специалисты, в том числе и представители пожарной инспекции. Главное требование для всех нас — именно безопасность пассажиров.

— Сколько стоит такое устройство?

— Город не собирается в это вкладывать ни копейки. Естественно, будет привлекаться инвестор, которому предложим какие-то условия, чтобы это было выгодно и ему, и «Горэлектротрансу».

— Желающие уже нашлись?

— Есть несколько фирм, готовых инвестировать этот проект. Будет объявлен тендер. Конечно, мы посмотрим, как это будет работать. Вероятнее всего, сначала мы проведем эксперимент. По идее, уже с 2008 года «электронные кондукторы» появятся везде. Тогда начнется и нормальный учет льготников.

— Вы утверждаете, что количество реальных льготников неизвестно. Каким образом тогда насчитывается компенсация?

— Допустим, ветерану войны положено шесть поездок в месяц, из такого расчета и определяют сумму компенсаций в соответствии с бюджетными возможностями. Но ведь есть люди, которые ездят часто, а есть те, кто вообще не выходит из дома. Реального учета нет. Надо заметить к тому же: «Горэлектротранс», в отличие от частных перевозчиков, никому не отказывает.

— Бюджетное финансирование «Горэлектротранса» существенно?

— В этом году из городского бюджета планируется выделить 20 млн. грн. Кроме того, из местной и государственной казны обещают на 15 млн. грн. — на обновление подвижного состава.

— Не раз была свидетелем того, как водитель трамвая собирал с пассажиров плату за проезд. Харькову не хватает кондукторов?

— Да. Кого-то не устраивает зарплата, кого-то увольняют из-за невыполнения обязательств. На самом деле, кадровый голод в «Горэлектротрансе» большой — не хватает также водителей. Впрочем, такая же проблема и у частных перевозчиков.

— Конфликт, связанный с закрытием депо и протестами его сотрудников, полностью урегулирован?

— Да. Все, кто захотел, переведены в другое депо, остальные написали официальный отказ. Соответственно, эти люди будут сокращены (подчеркиваю, не выставлены на улицу) согласно действующему законодательству.

— Недавно были закуплены новые трамваи и троллейбусы. Власти гордятся заключенным договором лизинга. Объясните людям несведущим, почему лизинг — это так хорошо?

— Лизинг — это один из видов кредитования. Взять заем под троллейбус сложно. Все банки требуют дополнительных гарантий в виде недвижимости, каких-то решений сессии и так далее. Лизинг же предполагает, что залогом данной сделки является сам предмет лизинга. Мы понимали, что денег на обновление парка трамваев и троллейбусов нам быстро не найти, а необходимость в этом была уже катастрофическая. За всю историю независимой Украины в нашем областном центре закуплено восемь троллейбусов в 2002 году. С постсоветского периода количество транспорта в Харькове уменьшилось вдвое, ведь троллейбус серьезному капитальному ремонту не подлежит. Сейчас мы каждый день наблюдаем в городе старенькие троллейбусы и водителей, копошащихся под этими машинами.

В общем, мы провели тендер, на котором свои услуги предложили три лизинговые компании.

— Почему в качестве поставщика вы выбрали именно российский завод имени Урицкого?

— Цена их троллейбуса на 200 тыс. грн. ниже, чем украинского. Кроме того, наша ремонтная база полностью подготовлена под эти троллейбусы. А многие нововведения, за последние годы примененные на заводе, — это реакция на замечания, которые еще в советские годы направляли харьковские специалисты на это предприятие.

— Когда харьковчане смогут увидеть в работе новые трамваи?

— Совсем скоро. Там совсем новая техническая база, и идет процесс обучения специалистов.

В транспортных сетях

— Транспортная схема города, которую вы обещали завершить к весне, будет готова в срок?

— Если все будет в порядке, успеем. Схема эта не такая легкая, как хотелось бы. Но, надеюсь, после ее внедрения движение в городе упорядочится, пробок станет меньше. Правда, надо понимать, что она заработает не сразу, а после того, как схему утвердит сессия горсовета. Ее реализация будет разбита на этапы.

— Почему не выполняется решение горисполкома об одностороннем движении по центру Харькова?

— Сейчас оформляется проект установки дорожных знаков, и как только все будет готово, решение начнет выполняться.

— Власти уже решили, какой будет Пушкинская? Я знаю, что вы, например, являясь страстным автолюбителем, эту улицу объезжаете десятой дорогой.

— Это правда, потому что по ней сегодня невозможно ездить. Мы еще не решили для себя, как действовать. Идет процесс изучения, который должен завершиться к концу февраля.

— Трамвай останется, как вы думаете?

— Я не знаю. Но убежден: снять трамвай — это не значит оставить всю Пушкинскую без транспорта. Надо сразу придумывать замену — причем, не «Газелями», водители которых потом начнут отказываться возить пенсионеров.

— Теперь о личном. Вы — один из самых молодых чиновников. Зачем вам госслужба?

— Стоять на месте не хочется. Я вполне самодостаточный человек, и считаю, что для своего возраста сделал хорошую карьеру. Очень благодарен «Макдональдсу», который вообще научил меня работе. Там я начал с нуля и через четыре месяца уже занимался обучением персонала. Правда, потом мне это перестало быть интересно. Попробовал поработать в банковской сфере, совершенно осознанно пошел трудиться именно в отдел кассовых операций, но буквально через полгода уволился — статика не для меня. Потом занимался наукой. Писал диссертацию, но работать же нужно. Создал проект развития таксопарка, которым затем руководил. Когда я уходил, там было уже не 22 автомобиля, как в начале, а 260.

Понимаете, в бизнесе рано или поздно наступает предел. Наладив схему работы, приходится искать своему потенциалу другое применение. Здесь — интересная, понятная мне работа, в которой я могу себя полностью проявить. Тем более, что в этой службе нет пределов роста. Ты постоянно что-то делаешь для людей, все время в динамике, каждый день — новые проблемы.

— А деньги как зарабатывать?

— Моя жена занимается бизнесом, реализует наши общие идеи, и они никак не связаны с моей деятельностью. Я не стремлюсь к миллионам.

— Какая тема вашей диссертации?

— «Реструктуризация предприятий в условиях переходной экономики».

— Хоть иногда изменяете своему джипу «Мицубиси», пересаживаясь в трамваи или троллейбусы?

— Конечно, это тоже часть моей работы.

Инна Питя.

Разделы по теме:
Рубрики:   Трамвай, Троллейбус, Автобус
Перевозчики:   Депо №1

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.