Новости. Маршрутки: Не нравится - ходи пешком

Газета "Новый день", 10.07.2007.

Если вам никогда не приходилось пользоваться услугами маршруток, вы счастливый человек. Хотя, с другой стороны, такой всплеск адреналина, как во время поездок в наших микроавтобусах, вы вряд ли получите где-нибудь еще. С этим не сравнятся ни американские горки, ни фильмы ужасов, ни даже бои гладиаторов.

Парадокс большого города - без маршрутных такси он не выживет, но как в этом транспортном средстве выжить нам, пассажирам?

На первый взгляд, маршрутки - необычайно удобный вид транспорта: вас достаточно быстро и относительно недорого доставят в пункт назначения. Но для того чтобы ваша мечта осуществилась, придется столкнуться с некоторыми проблемами.

Начнем с водителей: ощущение такое, будто все они - бывшие гонщики "Формулы-1", причем еще не осознавшие, что ездят не на болидах, а на гордости отечественного автомобилестроения. Педаль тормоза не используется в принципе (на поворотах скорость снижают только трусы) или используется крайне редко, в последний момент. Такое впечатление, что водитель нажимает на педаль тормоза с одной целью: посмотреть, как пассажиры сделают сальто в воздухе и насколько красивым будет приземление. Педаль газа, наоборот, не отпускается никогда. Такие мелочи, как знаки ограничения скоростей, в расчет не берутся.

Конечно, можно понять водителя. Возможно, он думает о том, как джигитом несется по бескрайним полям на сером скакуне. Возможно, закрывая глаза, чувствует ветер, который бьет изо всех щелей. А может, просто по-своему любит пассажиров и хочет доставить им радость и ощущения, которые они не забудут по гроб жизни.

Вам когда-нибудь приходилось платить водителю обычного такси за то, чтобы он надел повязку на глаза и вез вас до дома? Нет? Так разве не это мы делаем, когда передаем деньги водителю в тот момент, когда маршрутка летит по харьковским дорогам? Причем водитель обязательно обернется к вам, возьмет деньги, отсчитает сдачу до каждой копейки, уронит пару монет, наклонится и поднимет их, пожелает вам доброго пути. И все это не снижая скорости.

Любой порядочный водитель маршрутки считает своей священной обязанностью напугать пассажиров до смерти если не поездкой, то хотя бы объявлениями, которые щедро расклеены по всему салону так, чтобы из окон не было видно, куда же мы, собственно, едем. Тексты один лучше другого:

"Хлопнешь дверью - умрешь от монтировки";

"Место для удара головой";

"Пристегните ремни. Мы взлетаем";

"Я - опытный водитель. Это моя десятая маршрутка";

"Хочешь выйти - кричи".

Кстати, о выходе на нужной вам остановке. Если вы думаете, что для того чтобы выйти в нужном вам месте, достаточно просто намекнуть или сказать об этом водителю, то глубоко ошибаетесь. Нужно набрать в грудь побольше воздуха и изо всех сил крикнуть так, чтобы вас услышали жители ближайших микрорайонов. Но и это не спасет. Водитель ведь "тоже человек", и он, кроме того, что за рулем, еще и в окошко смотрит, о своем думает, радио слушает - ему не до вас. Поэтому он вас не услышит. В лучшем случае вы выйдете на следующей остановке (если очень попросите и пообещаете перенять голос Зыкиной).

А чего стоят сами маршрутки! Иные из них напоминают коробки, в которые по неизвестной причине набились люди. Люди же набиваются, вопреки всем законам пассажирского транспорта и природы, практически до отказа. (Однажды я насчитала в салоне маршрутного такси 22 пассажира, и это был не предел: водитель тормознул, чтобы посадить очередного.) Ну не может мягкосердечный водитель бросить на произвол судьбы несчастных пассажиров, одиноко ожидающих на остановке (а зачастую и где придется), когда их оттуда заберут! И плевать на инструкцию, в которую какой-то бессердечный сухарь вписал ограничения на количество пассажиров в салоне. Порой кажется, что шпроты чувствуют себя свободнее в консервной банке, чем люди в маршрутке. Как-то раз я ехала с работы раньше обычного и попала в час пик. Бедная маршрутка постепенно растягивалась от количества новоприбывших пассажиров; люди в ней сидели, стояли согнувшись, лежали друг на друге, разве что из окон не торчали. Всю дорогу я висела на локте какого-то мужчины, на ухабах страстно хватаясь за его воротник. Ехали мы еще ничего. Особенно мне понравилось, как водитель маршрутки начал давить на газ под песню "Черный бумер", обгоняя и подрезая всех, кто попадался ему на пути.

Неотъемлемый атрибут любого водителя - радио "Шансон". И под веселые песни о том, что все мы либо умрем, либо сядем, либо и то и другое вместе, время по дороге домой/на работу пролетает незаметно. Особенно весело ехать на переднем сиденье рядом с водителем: из радиоприемника доносится сиплый голос очередного шансонье, "елочка" качается… как будто в тюряге Новый год встречаешь. Но это зимой, а летом…

Несмотря на летнюю жару, маршрутками пользуются и пожилые люди, и те, кто страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями, нарушением дыхания. Делают они это не затем, чтобы развлечься, играя с судьбой в щекочущую нервы игру. Они ездят по своим делам, при отсутствии которых, поверьте, с удовольствием сидели бы дома под кондиционером или перед вентилятором, а не репетировали бы в импровизированных катафалках последний путь бренного тела.

Дело не только в горячем воздухе на улицах, но и в многочисленных пробках на харьковских дорогах. Открытые окна помогают лишь тогда, когда машина двигается по свободной трассе с достаточной скоростью, допустим по проспекту Ленина. В центре же города, когда маршрутка по причине столпотворения беспрестанно сигналящих автомобилей плетется со скоростью черепахи, поездка превращается в кошмар, и пассажир напоминает курицу, которая медленно поджаривается в гриле. Духота становится просто невозможной, и нельзя без содрогания смотреть на страдания маленьких детей и пожилых людей, изнывающих от жары и нехватки воздуха в тесном салоне.

Есть ли выход из этой ситуации, серьезность которой, уважаемый читатель, вы можете себе представить, поскольку знакомы с ней не заочно? Если для комфортной транспортировки пассажиров транспортные средства, о коих идет речь, не приспособлены, то их хотя бы надлежит оснастить соответствующим оборудованием. В большинстве маршрутных такси наличествуют только обогреватели воздуха в салоне, которыми пользуются в холодную погоду. Соответственно, надо оснастить микроавтобусы и мини-кондиционерами, способными создать в салоне необходимую прохладу в жаркий летний день. Но, полагаю, эти затраты, равно как и комфорт пассажиров, не входят в планы руководителей фирм, занимающихся транспортировкой людей. Я уже не говорю о замене несоответствующих машин на подходящие. Это походит на откровенный шантаж типа "Не нравится - ходи пешком!".

Решение этой проблемы, мне кажется, всецело находится в компетенции Министерства транспорта и связи. Однако вызывает сомнение, что высокопоставленные чиновники данного ведомства пользуются общественным транспортом.

Вот и приходится нам, пассажирам, каждый день испытывать неудобства, связанные с поездками в маршрутном такси. Но ведь что удивительно: только в этом виде транспорта практически мгновенно возникает чувство единения пассажиров. Только тут мы остро ощущаем, что у нас у всех общая судьба. Поэтому каждый день, выходя на остановку и выглядывая маршрутное такси, с надеждой и верой думаешь о том, что оно остановится, проезд обойдется в пару гривень и тебя действительно высадят на нужной остановке и не испортят настроение. В это так хочется верить...

Елена МОРОЗОВА

Разделы по теме:
Рубрики:   Автобус

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.