Новости. Как Харьковский авиазавод выходит из кризиса? Интервью с и.о. гендиректора завода Сергеем Задорожным

МедиаПорт, 12.07.2007.

Новый руководитель Харьковского авиазавода Сергей Задорожный еще не избавился о приставки и.о., но уже разработал 5-летний план выхода предприятия из кризиса. Он не скрывает: на ХАЗе - действительно критическая ситуация. Но уверен: с кредиторами можно договориться, а желающих покупать харьковские самолеты - не мало.

Вы уже 2 месяца руководите авиазаводом, избавились ли Вы уже от приставки и.о.?

- Нет, к сожалению, не избавился. Это связано с тем, что сейчас решается вопрос о подписании со мной контракта. После того, как контракт будет подписан, приставка и.о. отойдет.

Срок контракта?

- Контракт подписывается на 5 лет.

Я не раз слышала, когда Вас называли "проходной", "временной фигурой". Что бы Вы ответили?

- Ну, что значит, проходной, временной?

То есть, Вы не считаете себя...

- Я не считаю себя временным человеком.

Тогда Ваши задачи, цели? Как Вы видите выход из кризиса?

- Задача стабилизировать предприятие. С момента моего назначения специалистами нашего завода, а так же специалистами концерна была разработана антикризисную программу. То есть, это не пустые слова: мы сделали прогноз на 5 лет. Финансовое состояние завода действительно оставляет желать лучшего, в связи с этим было бы утопическим заявлять, что мы за год, за полгода выполним какой-то контракт, можем сразу наладить тут всю работу - это не правда. Поэтому есть на сегодняшний момент реальная антикризисная программа: это активизация выгодных контрактов сегодня на предприятии, это реструктуризация долгов с банками, это совершенно другая кредитная политика, которая сейчас прорабатывается. Таким образом, оживить предприятие, стабилизировать его работу. Вот задачи вкратце. Ну, это задача любого руководителя. Руководитель и поставлен здесь, чтобы предприятие работало.

Эта программа одобрена, запущена в действие?

- Одобрена концерном, с этой программой ознакомлено министерство - у них там есть некоторые элементы сомнения, несогласия там с чем-то, это программа, бизнес-программа на 5 лет. Можно с целым рядом вопросов не соглашаться, но мы считаем, что это может быть так, если будут выполнены ряд условий со стороны государства, министерства, еще каких-то структур.

Давайте по пунктам. Реструктуризация долгов.

- Сейчас ведется активная работа с основными банками-кредиторами. И буквально вчера в Киеве состоялась встреча с основными кредиторами, есть полное понимание со стороны банков, что предприятие должно существовать, что никто его топить и уничтожать не собирается. То есть, банки готовы идти на встречу. Это базируется не просто так, на голословных заявлениях, под этим есть уже законодательная база. Это то, что сделано со стороны государства. Это постанова от 5 июля 2007 года, о выделении 200 млн грн. на погашение процентов по кредитам. Это бюджетные деньги.

Там четко прописано, как вы должны потратить эти деньги?

- Прописана процедура погашения - это через министерство. Мы прописываем, составляем договоры. То есть, вы имеете в виду - какому конкретно банку? Это решать нам - по согласованию с министерством.

То есть, вы не можете направить часть денег на то, чтобы закончить самолет и получить деньги от заказа?

- Нет, это целевые деньги, которые направлены исключительно на оздоровление отношений с банками. Это очень важно. То есть если я смогу сейчас договориться с банком о реструктуризации кредита, взять еще кредит, это и будут те деньги, которых будет достаточно или не достаточно для того, чтобы достраивать самолет.

Кем подписано постановление?

- Премьер-министром. Таким образом, банки сейчас увидели, что помимо процентов, которые может платить от своей деятельности непосредственно предприятие, оно гарантировано, что государство еще возьмет часть процентов по кредитам и погасит им долг. Это раз. Второе. Эта постанова подразумевает и там прописано, что она распространяется исключительно на те банки, которые не участвуют в исках против завода. То есть это своего рода стимул. Если вы хотите получить деньги - давайте договариваться. Что значит договариваться? Мы практически со всеми банками, со многими уже сделано - подписаны пролонгированные договоры, все идет к тому, чтобы у нас не было просроченных кредитных договоров. Это улучшает показатели и банка, и предприятия в целом.

Кто сейчас ваш самый крупный кредитор?

- (Улыбается). Эта информация... Я ее знаю, конечно, но зачем она вам? Хорошо. Что касается банка, который... Это "Проминвестбанк".

Самый крупный кредитор?

- Да. С которым у нас нормальные абсолютно отношения. С которым в Киеве вчера мы практически обо всем договорились. Есть еще ряд банков: "Укрэксимбанк", это "Кредитпромбанк", со всеми тоже у нас нормальные отношения. Есть мелкие банки, которым мы должны условно незначительные деньги, которые решают вопрос по-другому - подают иски. С ними будем тоже договариваться и объяснять. С крупными, как оказалось, гораздо проще договориться.

Сколько составляет тело кредита и процент Проминвестбанку"?

- (Улыбается) Я бы не хотел... Потому что эта информация... Я бы не хотел сейчас прессе называть эти цифры. Я имею право не называть эти цифры.

Это какие-то слишком большие цифры? Почему не хотите озвучивать?

- Ну, для кого как. Я считаю, нет. А вы услышите, напишете, и для кого-то покажется это очень большими цифрами. Я вам рассказал о господдержке, так же мы решаем и здесь в городе. Наконец-то мы с первого июля освободили себя от платы за землю. Это большая победа. То есть мы теперь не будем платить за аэродром, за площади, которые у нас здесь есть, этих денег, по нашим расчетам, будет хватать хотя бы на оплату энергоносителей, тоже хорошо.

Сколько вы платили в месяц за землю?

- Более 600 тысяч.

Сергей Николаевич, задержки по зарплате есть?

- Есть задержки... Была задержка по зарплате, вчера наконец нам удалось выплатить полторы зарплаты - за полтора месяца. Задолженность полуторамесячную мы погасили.

Сколько людей уволилось с начала 2007 года?

- К сожалению, люди уходят. Сказать, что много... По мне, так много. Ну, за месяц ушло порядка ста человек. 69 человек в этом месяце. Но поймите: это не наша проблема, это проблема всего производственного комплекса в целом. На ряде предприятий происходит то же самое. Да, здесь усугубило ситуацию, что была длительная задержка зарплаты. Ну, первый шаг сделан. Мы выплатили зарплату за полтора месяца. Да, это было непросто. Мы смогли убедить банк, большая помощь здесь была и со стороны правительства, потому что это был кредит государственного банка, то есть все понимали, что это стратегическое предприятие, которое должно быть.

То есть деньги для выплаты зарплат вы брали в кредит?

- Да, сегодня единственные деньги возможные - это только лишь кредитные. Любое поступление - либо от деятельности, либо кредитные. Сейчас, к сожалению, цель была одна - погасить часть зарплаты, успокоить народ, следующим шагом планируем провести действия по разблокировке счетов.

Сколько уже заблокированы счета?

- Та уже месяца три. Это взаимоотношения с банками. Кредит заканчивается, не гасятся проценты, не гасится тело кредита, банк подает в суд. Согласно решению суда, счета блокируются. Работа предприятия парализована.

Как долго на предприятии зарплаты выплачиваются из кредита?

- При мне первый раз.

Сейчас есть на заводе проверяющие?

- Сейчас нет.

То есть проверки уже закончились?

- Закончились-не закончились, я не знаю. Сейчас нет.

Уголовное дело, которое возбудило СБУ. Прокурор области заявил, что дело может стать очень громким, что растраты - многомиллионные. Не считаете ли Вы это заказом?

- Я не берусь судить. Я не хотел бы этот вопрос комментировать. Они считают - у них есть, наверное, основания, или нет оснований... Разберется суд. Если это дело будет.

Вас не вызывали на допросы?

- Нет.

Правда ли, что долги ХАЗа скупались в интересах российской "Альфа-групп"? Я имею в виду заявление СБУ.

- Мое мнение? Не правда. Долги ХАЗа "Альфа-групп" не скупались. Есть кредиты "Альфа-банка", как и в других банках коммерческих.

Размер кредита?

- Не крупный. В общей массе они не крупные.

Планируете ли вы продавать какие-то корпуса, площади ненужные?

- Все, что касается основной площадки - это вот, территория завода - ни-че-го не планируется продавать. Здесь полный технологический цикл, здесь ничего лишнего нет. Поэтому все, что "за забором" у нас, как мы говорим, здесь внутри, оно не лишнее. Поверьте. Я знаю, многие инициируют сейчас эти вопросы на разных уровнях - по поводу того, что здесь сейчас очень много лишней земли, пустые корпуса... Они не пустые. Они, может быть, недозаполненные, но нет ни одного корпуса, где бы ни работали люди.

А непрофильные организации?

- У завода есть соцкультбыт так называемый. Это и детсады, и база отдыха, и пионерский лагерь, и так далее… Но это, поймите правильно, в денежном выражении содержать их - не так уж много стоит. А продав их, мы не решим принципиальные вопросы для предприятия. Оно того не стоит.

Сколько сейчас самолетов в цехе окончательной сборки?

- Сегодня 7 "семьдесят четверок", это Ан-74, и 4 Ан-140.

Но сдать вы их пока не можете?

- Вы поймите, что самолет до определенного момента доходит, и чтобы двигаться дальше, нужно на него приобрести покупные изделия. Так вот сегодня оборотных средств на это нет, То, что может сделать завод, он уже сделал. Теперь нужно купить. Ну, условно: навигационный комплекс, двигатель, шасси, и так далее. То, что не производится на нашем заводе. Один из моментов антикризисной программы - это активизация выгодных на сегодня контрактов. Что-то подписано, что-то уже на стадии подписания. (Это контракты - ред.) Которые подразумевают продажу самолетов за хорошие деньги и получение предоплаты. Это те оборотные средства, которые будут получены от заказчика уже. Привлечение кредитных ресурсов - без этого нельзя сегодня обойтись, а так же активизация контрактов, по которым реально сегодня получить предварительную оплату. Сегодня с реализацией нашей техники проблем нет. Сегодня очень много желающих приобрести нашу продукцию. Особенно, то, что касается Ан-74. Например, Арабские Эмираты, Катар, Венесуэлла.

Будете ли вы повышать стоимость своих самолетов?

- Это нормальное явление. С учетом подорожания, с учетом роста зарплаты, с учетом роста цен на энергоносители, комплектующие - он не может дешеветь, самолет! Нормальная практика во всем мире.

А те самолеты, за которые вы уже получили авансовые платежи?

- Мы сейчас ведем с некоторыми, не со всеми еще удалось переговорить заказчиками, переговоры на предмет увеличения стоимости. Они понимают, что за эти деньги, за которые был подписан контракт, за эти деньги сделать его нереально. Мы не отказываемся, мы будем выполнять. Но сегодня средств для выполнения этого контракта на предприятии нет. Поэтому мы либо будем пересматривать стоимость контракта, что не есть популярная мера, либо с прибыльных поступлений будем по чуть-чуть финансировать эти контракты. С ливийцами и Лаосом мы уже обсуждали эти вопросы. Ну, не просто людям доказать, что нужно доплатить!

Автор: Мария Малевская

Разделы по теме:
Рубрики:   Авиатранспорт

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.