Новости. Сегодня день рождения харьковского трамвая

Медіа-група "Об'єктив", 03.07.2002.

В этот день, правда, по старому стилю, девяносто шесть лет назад из депо на Петинской, ныне Плехановской, улице вышел на маршрут первый в нашем городе электрический трамвай. Он был основным конкурентом конки, которая в этом году могла бы отметить свой стодвадцатилетний юбилей.

До введения трамвая основным видом транспорта были извозчики – ваньки (по-харьковски) и конка, пущенная, кстати, сто двадцать лет тому назад. Потребностей двухсоттысячного города, каким был Харьков в начале прошлого века, конка не обеспечивала, к тому же она была слишком тихоходной и громоздкой. Поэтому отцы города заговорили о трамвае, который уже во всю использовался в крупных городах России, не говоря о Западной Европе.

На Петинской улице, сейчас это Плехановская, на месте школы ДОСААФ было первое трамвайное депо, где 3 июля 1906 года состоялось торжественное открытие харьковского трамвая. На торжестве, как полагается, присутствовал весь харьковский бомонд во главе с вице-губернатором (самого губернатора не было в городе), городским головой и гласными, то есть депутатами думы. После молебна трамвай отправился к Балашовскому вокзалу, а оттуда на Павловскую площадь (сейчас площадь Розы Люксембург).

Тогда трамвай не пошел по центральным улицам. По соглашению с бельгийским акционерным обществом, которому принадлежала конка, линии трамвая и конки не должны были ни пересекаться, ни проходить рядом.

Позже этот вопрос будет решен в пользу трамвая. А пока десять вагонов ходили от Балашовского вокзала до конечной остановки на Павловской площади. Этот путь трамвай проделывал за двадцать семь минут с восемью остановками. Скорость - двенадцать верст в час, тогда как у конки – только шесть. Билет стоил пятак. Кстати, в первый день трамвайных билетов было продано на пятьсот рублей. Трамвай пришелся харьковчанам по душе.

До революции трамвай перевозил около миллиона человек ежегодно. Кстати, сейчас такое же количество, но ежедневно.

Филипп Дикань

Разделы по теме:
Рубрики:   Трамвай

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.