Новости. Эссе автомобилиста

УРА-Информ.Харьков, 13.09.2007.

Я пишу эти заметки в пробке. Стою уже больше часа. И мысли мои рождены далеко не положительными эмоциями…

Коллапс власти происходит не в политической импотенции, а в нормальных бытовых вещах. Недалек тот час, когда власть будет меняться не из-за межпартийной борьбы, а в силу стихийного бунта автомобилистов, как самой продвинутой части населения. Пробки в Харькове - это тот звоночек, который извещает о будущем кризисе. Первая декада сентября убедила всех водителей, что после отпуска в центре города делать нечего. Ехать туда можно только в случае крайней необходимости, при этом нужно запастись терпением и никуда не торопиться. "Стоячая" Пушкинская, непроходимые подъезды к ней справа и слева, богом проклятая Рымарская, время от времени замирающая Сумская… Кто этого не знает! А теперь еще добавился перекресток Клочковской и спуска Пассионария, и замирающий по дороге к центру новый Ивановский мост. Если уже проспект Правды парализуется во второй половине дня, то что там говорить про постоянную пробку на перекрестке Шевченко и Журавлевских склонов. Город стал. Утром по дороге на работу я каждый день слышу длинный перечень "тянучек" из Киева. Значит, это не только наше внутригородское явление, а общенациональное.

С грустью вспоминается, как спокойно передвигался по городу в воскресенье. Какое это удовольствие! Я просто чувствовал, что психологически меняюсь сам. То вдруг парочку на переходе пропустил, и они ответили мне улыбкой, то инвалидную Таврию, которая упорно шла в левом ряду, не стал обгонять справа, а подождал, чтобы этот неопытный водитель спокойненько из крайнего левого свернул направо. В рабочий день такой вежливостью я не отличаюсь. Как и все могу рвануть по трамвайным путям или пойти на кирпич, объехать пробку по встречной или проскочить светофор со словами: "Не такой уж он и красный…"

И это не потому, что я такой плохой. Таких как я - большинство. Это условия выживания. Человека очень легко сделать скотиной, нужно только создать ему соответствующие обстоятельства.

Вот, собственно, об условиях, которые мне создают, я и хотел бы поговорить. Не буду клеймить гаишников, то, что над ними смеются - гораздо более суровый приговор. Да, ни в одной пробке их не увидишь, а когда вместо светофора ставят регулировщика, обязательно будет затор даже там, где его никогда не было. И дело даже не в том, что встречаешься с ними чаще на тихой улочке, например, повернув с Полтавского шляха налево перед вокзалом (а "низ-з-зя"!), или мирно караулящими 40 км на Красном луче.

Они, как раз в отличие от настоящей власти, живут по принципу целесообразности и не сильно мешают водителям. Разве что отнимают время на изъятие "проездного" стоимостью 10 гривен. Когда-то лет десять назад, когда я только начинал делать телесериал "Наложники", мы с Киршем сняли сюжет на проспекте Ленина. Тогда еще только строилось метро, и движение возле Дома проектов было перекрыто. Я, как упавший с Луны, спрашивал, глядя на кирпич: "Почему все ездят, если нельзя?", а Александр Викторович со знанием дела объяснял, что у нас страна такая - нельзя, но все можно. Этот принцип целесообразности сохранился и сейчас. Скажем, согласно знакам, нельзя ездить по площади Свободы. И если бы это соблюдалось, то по Сумской вообще возле стекляшки всегда была бы пробка. Даже в выходные. Нет, иногда они все же появляются на самой большой площади Европы. Но истинная причина - или необходимость быстро собрать денег, или кто-то приехал. Это - отдельная тема.

У Задорнова был замечательный монолог "Товарищ генеральный секретарь, приезжайте к нам еще". И фасады красили, и улицы асфальтировали к его приезду. Только времена изменились, сейчас хочется простонать: "Не надо к нам приезжать!.." Неужели нельзя было миллионную подпись в Киеве поставить? Ведь город и так лежит, а тут просто парализуется. Причем, сознательно. И не только по случаю приезда президента, но и любого лидера политической партии. А их у нас… Молодцы латвийцы, после саммита НАТО у себя в столице выставили организаторам на сто тысяч убытка из-за перекрытия транспортных магистралей. Это - власть. Ее начинаешь уважать. Власть - это не тот, кто следит за выполнением правил. Этот тот, кто эти правила устанавливает. Конечно, суровость правил смягчается всеобщим их невыполнением, и гаишники часто ссылаются на то, что не они знаки и светофоры устанавливают, они, мол, только следят за соблюдением правил. А устанавливает их МРЕО. Я всю жизнь мечтал посмотреть на того человека, который это делает. Я не знаю, коллегиальный это орган, или один человек, но почти уверен, что знаю, как он выглядит. По глазам. Это именно он (или они) на перекрестке Московского проспекта с Академика Павлова установили светофор, который прерывает движение из центра красным. Хотя на Т-образном перекрестке и знаке "только налево" с Салтовки - логики в этом никакой. Пешеходов там днем с огнем. Если бы там поставить кнопку на светофоре для пешеходов - она бы заржавела. (В конце концов, выкопали бы подземный переход там, а не на Баварии возле шерстомойки.) А рядом в ста метрах к велозаводу перед мостом вообще нет светофора. И каждый день там творится нечто невообразимое. Если знать статистику ДТП в этом месте, можно было бы утверждать, что это геопатогенная зона, если не понимать, что это простое головотяпство. А вот светофор на Динамовской или выезде с Барабашова на ту же Академика Павлова (который работает и ночью) - это просто работа диверсанта. Его можно сравнить только со знаком ограничения скорости "40", который подарили гаишнику на день рождения. Те, кто ездит утром по Бажана, согласятся, что двустороннее движение там, так же, как и по Чубаря, это… как бы это помягче сказать… недальновидность. А отсутствие светофора на повороте с Салтовки на Шевченко каждое утро доводит жителей "спальни" до белого каления. Примерам нет числа…

Но это как бы констатирующая часть моего эссе.

Должна быть и конструктивная.

Попробую. Прежде всего, если секретарь думает про сейчас, а не про завтра, то и сейчас ничего не получится, и завтра у него не будет. Хоть городской секретарь, хоть генеральный. Если дороги у нас ремонтируют по будням, а не по выходным, то значит, чиновник не думает сделать лучше, он вообще не думает. А возражения про то, что нужно платить двойную зарплату - беспомощная ерунда плохого руководителя.

Когда строили ивановский мост, ведь кто-то же предлагал сделать мост эстакадой прямо со спуска Пассионария через Клочковскую с развязкой кленовым листом. Не хватило денег? Глупость. Китайцы 40 лет проектировали свою железную дорогу от Шанхая в Тянь-Шань и создали очередное чудо света. Стена у них уже была. Я думаю, что египетские пирамиды - это тоже общенациональный проект, в котором человеческое величие руководителя осталось на века. Интересно, у китайцев и египтян денег больше? О чем вы, ведь эти бумажки печатают те же чиновники! Так почему убрать трамвай с Пушкинской для нас непосильный проект?

Думаю, что нынешняя политическая агония - это результат всей системы власти, ее неспособности управлять людьми и территорией. Пусть даже независимой. А на бытовом уровне каждый чиновник когда-нибудь столкнется с тем, что скорая помощь просто не успеет и к нему приехать из-за пробок, у кого-то жена вовремя в роддом не попадет, а кто-то на свидание к любимой не успеет.

Все, поехали. Пробка рассосалась. На некоторое время.

Владимир Какурин, для "УРА-Информ.Харьков"

Разделы по теме:
Рубрики:   Город и область

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.