Новости. Интервью генерального директора "Укрзалізниці" Владимира Козака

Офіційний сайт Регіональної філії "Південна Залізниця" АТ "Укрзалізниця", 19.09.2007.

Руководитель железных дорог Украины комментирует резонансные события и анализирует плюсы и минусы года работы в "Укрзалізниці": "За год создана надежная экономическая основа для дальнейшего развития ключевой отрасли страны".

Страна с головой погрузилась во внеочередную предвыборную гонку.

И едва ли не первой, еще до официального старта кампании, в жернова раскручиваемой политической мельницы попала железнодорожная отрасль. По стечению обстоятельств именно в этот период произошла крупная авария с казахстанским фосфором. Этого будто ждали определенные силы, чтобы нанести удар по политическим оппонентам. Однако уже есть результаты официального расследования, подтвержденные заключением независимых экспертов о том, что фосфор попросту был загружен в Казахстане не по нормам, и это спровоцировало аварию. Теперь весьма интересно, принесет ли хоть кто-нибудь извинения украинским железнодорожникам, профессионализм которых публично подвергали сомнению? Ведь они сделали все возможное, чтобы авария была локальной, максимально быстро ликвидировали ее последствия. А между тем, каждое слово политиков, порочившее железнодорожников, имеет реальную цену, которую заплатит страна в виде потерянного транзита или отвернувшихся партнеров.

Впрочем, сами железнодорожники на эти пустословные заявления мало обращают внимания. У них есть работа и конкретные дела, которые говорят сами за себя. Впервые за последние 12 лет работники отрасли могут отрапортовать о тысяче километров пути, модернизированного на протяжении всего семи месяцев, а еще ведь только август на дворе и до конца года этот показатель будет гораздо выше. Можно сказать и о 1,6 тыс. купленных за семь месяцев грузовых вагонов, что в два раза больше, чем за пять последних лет вместе взятых, о широкомасштабной автоматизации и т. д. Но, к сожалению, совсем игнорировать политическую обстановку сейчас тоже не получается. Как говорят, если ты не интересуешься политикой, она заинтересуется тобой. Поэтому редакция газеты обратилась к Генеральному директору "Укрзалізниці" Владимиру Козаку, чтобы узнать его мнение по поводу всего происходящего. А также, учитывая, что ровно год назад в августе 2006-го Владимир Васильевич возглавил полумиллионный коллектив железнодорожников, мы попросили его подвести итоги: что из задуманного удалось воплотить в жизнь, а что еще ждет своего часа.

- Владимир Васильевич, накануне нашей беседы в результате взрыва произошло крушение экспресса "Москва-Санкт-Петербург". Рассматривается единственная версия: несанкционированное вмешательство в работу железнодорожного транспорта. Там вся страна сопереживает вместе с железнодорожниками по поводу этой катастрофы. У нас в мае, в результате такого же постороннего вмешательства в работу железной дороги, разве что без взрыва, сошел с рельсов "Столичный экспресс" сообщением "Днепропетровск-Киев". И сразу, еще до разбирательства комиссии, обвинили железнодорожников. Кому, как вы думаете, выгодна эта "рельсовая война"? И, кстати, какую версию сейчас отрабатывает следствие по случаю с нашим экспрессом?

- Прежде всего, хочу выразить свое сочувствие коллегам из России. К сожалению, железнодорожный транспорт и у них, и у нас еще достаточно уязвим для такого рода вмешательств. Кому это выгодно, сказать сложно, но здесь необходимо обратить внимание на следующее: в России действительно вся общественность сопереживает вместе с железнодорожниками. И, что очень важно, сначала досконально изучаются причины инцидента, а не ищутся крайние. Политики не используют эту беду для сбора дивидендов. К сожалению, у нас все происходит по-другому. Идет определенная политическая борьба, и для многих, стремящихся во власть, любой несчастный случай, любое неприятное событие, к сожалению, становятся лишь поводом поднять свой имидж на чужой беде. А для того, чтобы понять, почему такие случаи происходят, нужно анализировать гораздо шире, искать проблему не только в работе транспорта…

Впрочем, стоит также отметить, что такие случаи на железных дорогах происходили и раньше. В Украине, скажем, из-за постороннего вмешательства в 2000 г. произошел сход пассажирского поезда под Казатином, при этом было травмировано шесть пассажиров. В 2005 г. на двое суток выбилось из графика движение на перегоне Волноваха-Карань Донецкой железной дороги из-за катастрофы с грузовым поездом. В том же 2005-м был допущен сход трех вагонов в пассажирском поезде "Луганск-Одесса", где люди были серьезно травмированы. Таких случаев, и даже посерьезней, можно приводить еще много, но суть в том, что тогда реакция была намного конструктивней потому, что они не становились, как сейчас, частью чьей-то политической кампании.

Что же касается следствия по "Столичному экспрессу", то, насколько мне известно, отрабатывается все та же версия - несанкционированное вмешательство в работу железнодорожного транспорта путем умышленного отвода остряка от рамного рельса. Уже практически сняты обвинения с дежурной по станции Расава и механика СЦБ, которым изначально инкриминировали эти действия. Поэтому кто и зачем совершил это преступление, нужно разбираться более тщательно.

- Владимир Васильевич, в последнее время звучит много заявлений по поводу критической ситуации с безопасностью движения на железных дорогах страны. Были обвинения в том, что опасные грузы перевозятся с нарушением правил и, в частности, что состав с фосфором, который загорелся под Ожидовом, якобы можно было спрятать в какой-то ангар и везти его ночью… Как вы прокомментируете эти заявления: могли ли железнодорожники в этой ситуации сделать больше, чем сделали?

- Причины, по которым появляются такие высказывания, я уже назвал. Я не говорю, что у нас все в полном порядке. Но, здесь нужно понимать, что безопасность движения, это огромнейший комплекс вопросов, которые не решаются за день-два. Поэтому проблемы, конечно, существуют, они закладывались годами, когда железную дорогу воспринимали исключительно как донора для государственного бюджета, притом, что никто не занимался обновлением парка подвижного состава, ремонтом пути и т.д. К отрасли относились как к благодетелю, который, не выделяя денег на модернизацию пути, строил дворцы и т.д. Это не могло пройти бесследно. В то же время, следует отметить, что грузооборот в нынешнем году увеличился более чем на 12 %, транзит вырос на 27 %. То есть, по стране курсирует намного больше поездов, но при этом количество инцидентов, связанных с безопасностью движения, сейчас меньше, ненамного - на три случая, но все же меньше, чем в прошлом году. И мы делаем все возможное, чтобы ситуация была контролируемой и не только сейчас, но и в будущем. Для чего и инвестируем сегодня в путь, в подвижной состав и другие инфраструктурные составляющие отрасли.

Что же касается перевозок опасных грузов, то они всегда перевозились на тех же условиях, что и сейчас. Есть определенный свод правил, который регламентирует транспортировку таких грузов. И тот, кто утверждает, что ранее эти поезда отставлялись в какие-либо ангары и тому подобное, - попросту нагло обманывает людей. Уверен, что политики, из чьих уст звучали такие фальшивые заявления, которые буквально смаковали эту беду, обманывают людей и в других ситуациях, поэтому у них нет будущего. Такой неприкрытой ложью они делают медвежью услугу и себе, и своим политическим силам, а главное, нашей стране. Но, как говорят, есть ведь суд не только земной…

Железнодорожники сделали все от них зависящее, без оглядки на усталость и опасность они ликвидировали эту аварию. Самолично выезжая на место аварии, я своими глазами видел, как эта беда объединила коллектив Львовской железной дороги. Если раньше при формировании команды там наблюдались определенные разногласия, то эта авария имела цементирующий эффект и сплотила железнодорожников Львовской магистрали вокруг ее руководителя, теперь - это коллектив единомышленников. Кроме того, беду со своими коллегами на западе Украины глубоко сопереживали все другие наши магистрали и охотно подставляли им плечо помощи.

Конечно, всем им неприятна была та грязь, которая настоящим селевым потоком проливалась на них в самые сложные дни. Но, уверен, что это закалило наш коллектив, и такими сплоченными железнодорожники Украины еще никогда не были.

Вполне допускаю мысль, что такие нечистоплотные выпады делаются в мой адрес и рикошетом задевают руководителей всех железных дорог Украины и каждого сотрудника отрасли не в последнюю очередь из-за того, что наша команда сформирована правительством Виктора Федоровича Януковича, а я являюсь членом Партии регионов. Но, смею заверить, что людей на руководящие посты нынешний Кабмин расставлял отнюдь не по политическим соображениям, на первом месте был профессионализм. По такому же основополагающему критерию сейчас сформирована команда и в "Укрзалізниці", и на дорогах. Да и нашим очернителям следовало бы задуматься, что весь этот массированный пиаровский удар пришелся, прежде всего, на крупнейшее предприятие страны, которым является "Укрзалізниця". Посмотрите на эти масштабы… Сегодня железнодорожным транспортом перевозится 86 % всех грузов, и как мы теперь выглядим в глазах наших партнеров и коллег? При росте на 27 % транзитных перевозок через Украину в 2007 г., "Укрзалізниця" получила доходов на 52 % больше. Кто понесет ответственность, если "благодаря" ложным обвинениям отрасль и государственный бюджет начнут терять доходы из-за того, что грузы станут обходить нашу страну?

Тем более, моя позиция всегда была и остается неизменной - железнодорожная отрасль должна быть вне политики. Я приемлю все политические взгляды, если человек профессионал и на своем месте. Выборы, будь-то очередные, срочные или досрочные, не должны отражаться на ритме железнодорожной сети. И я сделаю все, чтобы железные дороги не становились разменной картой в политических баталиях.

- Вы на внеочередных выборах в Верховную Раду баллотируетесь под № 94 в списке Партии регионов. Как это соотносится с тем, что отрасль должна оставаться вне политики, и, учитывая, что место у вас явно проходное, ваш выбор будет в пользу работы в законодательной или исполнительной власти?

- Я железнодорожник. И, если вы помните, легко отказался от депутатского мандата V созыва, когда пришел работать в "Укрзалізницю". Но сейчас нападки на отрасль настолько участились, стали такими целенаправленными, что не дают возможности полностью оставаться в стороне от политики. Сразу хочу предупредить, что ни в коей мере никаких своих взглядов я не буду навязывать своим подчиненным. Для меня главный критерий - профессионализм. Сейчас создана сплоченная и опытная команда как в "Укрзалізниці", так и на дорогах. И на выборы именно с этой политической силой я иду потому, что полностью уверен: только она сможет сохранить команду профессионалов в железнодорожной отрасли и защитит стальные магистрали от случайных людей. Ведь, если для меня и для всех железнодорожников ДСП - это дежурный по станции, то были здесь люди, которые эту аббревиатуру воспринимали, как древесно-стружечную плиту. Если для отдельных руководителей ПОНАБ - это была фамилия нерадивого сотрудника, из-за которого постоянно задерживаются поезда, то для меня это прибор, обнаруживающий нагрев букс. И таких, порой комических, но на самом деле грустных примеров я могу привести массу. Я считаю, что подобная некомпетентность ничего хорошего отрасли не приносит и такое не должно повториться.

Отрасли нужна стабильность. Правительство Виктора Януковича поддержало нас в вопросах глобальной модернизации инфраструктуры железных дорог и в вопросе массового обновления подвижного состава. Точно также в финансовом плане "Укрзалізниці" нынешний состав Кабинета Министров безоговорочно оставил 25 % на повышение заработной платы для железнодорожников. И на сегодня по итогам всего лишь семи месяцев мы уже повысили ее на 22,5 %. И если на начало года, по официальной статистике, железнодорожники были на 14-м месте по уровню зарплаты среди отраслей народного хозяйства страны, то сейчас мы уже вернулись в десятку и занимаем восьмое место. А по итогам года, уверен, выйдем на цифру повышения и в 30 %. Произойдет это за счет того, что мы больше экономим, больше зарабатываем и будем повышать производительность труда.

Решением Совета "Укрзалізниці" мы также восстановили бесплатные медицинские страховые полисы для наших ветеранов. Правда, была небольшая задержка при проведении тендеров, но сейчас уже все наши заслуженные ветераны будут обеспечены бесплатными медикаментами и лечением. Из таких кирпичиков не на словах, а на деле и складывается поддержка исполнительной властью нашей отрасли, у которой раньше только отбирали.

При содействии Кабинета Министров Украины нам удалось, наконец, начать реформирование отрасли. Оно будет проводиться с учетом опыта многих стран и, главное, сохранится социальная инфраструктура. Реформа даст нам возможность куда более весомо повышать зарплаты, в зависимости от квалификации сотрудника, от региона, где он работает и т. д. Таким путем пошли железные дороги России, которые сейчас находятся на третьем этапе реформирования, и теперь у них сотрудники получают действительно достойную заработную плату. И мы будем двигаться в этом направлении. Правда, здесь опять многое зависит от политической обстановки. Уже случилась "пробуксовка" из-за того, что в силу известных обстоятельств Верховной Раде было не до наших проблем. Теперь сложно прогнозировать, когда дойдет дело до подготовленной нами программы и законопроекта по реформированию.

- По вашим словам, "Укрзалізниця" нашла понимание у нынешнего состава Кабмина. В том числе благодаря этой поддержке, что из задуманного за год работы Генеральным директором вам удалось реализовать, какие планы на ближайшее будущее?

- На сегодня главным достижением команды "Укрзалізниці" я считаю то, что мы выстроили работу отрасли согласно экономическим законам. Провели переоценку основных фондов, как результат, начали появляться амортизационные отчисления в более-менее достаточном объеме для того, чтобы обновлять подвижной состав и модернизировать путь. Сейчас проводится аудит. Темп роста доходов наконец-то превысил темп роста расходов.

"Если на начало года, по официальной статистике, железнодорожники были на 14-м месте по уровню зарплаты среди отраслей народного хозяйства, то сейчас мы уже вернулись в десятку и занимаем восьмое место. А по итогам года, уверен, выйдем на цифру повышения и в 30%"

В целом, в конце прошлого и в течение нынешнего года мы заложили надежную экономическую основу для дальнейшего стремительного развития отрасли в 2008 и последующие годы.

За семь месяцев текущего года уже проведена глобальная работа по внедрению энергосберегающих технологий. Ведь это экономит отрасли сотни миллионов гривень. Сейчас самое пристальное внимание уделяется внедрению энергосберегающих систем и технологий, в частности, это БИС-Р и Дельта, которые попросту не дают воровать дорогостоящие энергоносители. Только они уже дали возможность сохранить 1224 т дизтоплива. В целом же, ряд проведенных мероприятий позволил нам при увеличении объемов работы на дизельной тяге за семь месяцев 2007-го на 8,3 %, по сравнению с тем же периодом прошлого года, уменьшить расход топлива на 4,1 %.

Еще одним важнейшим достижением "Укрзалізниці" я считаю внедрение системы автоматизированного коммерческого учета электроэнергии на дорогах, последующее заключение договоров с Национальной комиссией по регулированию электроэнергетики о том, что наши стальные магистрали смогут покупать по оптовым ценам электричество, получать плату за транзит. Сейчас такие договора подписываются со всеми облэнерго страны. Вся эта очень кропотливая работа теперь позволит экономить и дополнительно зарабатывать отрасли ежегодно до 300 млн. грн. Я считаю это более чем весомым достижением.

Изначально была также проблема больших долгов отрасли с не менее "увесистыми" процентами. Конечно, за 365 дней полностью расплатиться с ними мы еще не смогли. Но сам факт, что с 16-17 % ставок годовых по ранее взятым гривневым кредитам мы смогли добиться от банков перехода на ставки до 12 % - говорит о многом. На протяжении года ведется такая работа, и мы уже можем говорить об экономии 30 млн. грн. железнодорожных средств. То, что мы начали реформирование и решили провести международный аудит, чтобы показать открытость нашей работы, уже повысило уровень доверия к нам со стороны иностранных банков и партнеров. Подтверждением тому может быть контракт, который недавно заключила "Укрзалізниця" с британским банком "Барклайз" на сумму $ 550 млн. под небывало низкую процентную ставку либор +2,5 % годовых. На сегодня это около 8 % годовых. Раньше в Украине если и получали такие выгодные кредиты, то лишь под гарантии государства.

Изначально мы наметили провести масштабную модернизацию в отрасли. И могу со всей ответственностью сказать, что только сейчас, впервые за годы независимости Украины железные дороги стали вкладывать серьезные средства в покупку подвижного состава. Так, за эти семь месяцев, с учетом всевозможных трудностей тендерного законодательства, нами уже приобретено 1 тыс. 600 новых грузовых вагонов, что в два раза больше, чем за последние пять лет вместе взятых. Планируем продолжать такую работу. Отрасль получит до конца текущего года 43 единицы наиболее дорогого - тягового подвижного состава. На момент моего прихода было более 7 тыс. км путей с давно прошедшими сроками ремонтов. И вот прошло неполных восемь месяцев 2007 г., а у нас уже завершена модернизация тысячного километра пути, а ведь год еще не закончился! Мы планируем, что до холодов еще будет модернизировано около 350 км пути. Чтобы примерно сориентировать вас, о сколь серьезных капиталовложениях идет речь, скажу, что один километр такого обновленного пути обходится отрасли практически в $ 350 тыс.

И в таком объеме ремонт верхнего строения пути не осуществлялся последние 12 лет. Чтобы в 2008 г. превзойти и эти темпы ремонта путей, а нам, дабы войти в нормальное русло и избегать просрочек с ремонтом колеи, необходимо их повышать еще года четыре кряду, сейчас мы проводим закупку тяжелой путевой техники, которая значительно облегчит труд наших путейцев и ускорит процесс модернизации. До конца года на железные дороги страны будет поставлено 135 таких машин.

Также к этому сроку мы приобретем пассажирских вагонов на 165,5 млн. грн., в количестве 37 единиц. Новых электричек в этом году закупаем 18 единиц, а их за все 16 последних лет было приобретено лишь 34. И так далее.

Кроме того, стоит учитывать, что наши масштабные заказы мы размещаем на отечественных машиностроительных предприятиях, в том числе речь идет и о заводах, находящихся "под крылом" железнодорожной отрасли. Мы загружаем их работой и принципиально рассчитываемся с ними без малейших проволочек, что дает этим предприятиям возможность развиваться, оплачивать труд своих сотрудников. А ведь многие из них помнят, как еще в начале прошлого года им задерживали зарплату, не давали заказов, они "выбивали" долги с железных дорог. Поэтому, естественно, не было никакой уверенности в завтрашнем дне.

Более чем показательно то, что еще недавно начальники дорог буквально выпрашивали у "Укрзалізниці" финансирование на те или иные проекты. Сейчас же мы спрашиваем с начальников дорог за то, что они отстают в освоении средств на развитие основных фондов.

Мы всерьез занялись автоматизацией и развитием электронных систем управления, что уже сейчас позволяет нам экономить средства на эксплуатационных расходах, дает возможность в корне изменить в лучшую сторону отношения с грузоотправителями и грузополучателями, а также резко улучшить качественные показатели работы отрасли. Конечно, хотелось успеть намного больше за этот год, но думаю, что из намеченного в начале 2007-го уже к новогодним праздникам мы выполним все, что задумали.

На 2008 г. у нас стоят масштабные задачи по продолжению ремонта пути, по электрификации. Не менее объемная работа, особенно в пассажирском хозяйстве, предстоит у нас в связи с подготовкой к чемпионату Европы по футболу в 2012 г. Мы сейчас прорабатываем варианты, насколько будет повышаться скорость движения и на каких линиях. Моделируются скорости движения 160 и 200 км/ч. Рассчитывается, какие при этом будут нести затраты наши железные дороги. Уже сейчас можно сказать наверняка, что будет максимально разделено пассажирское и грузовое движение к этому времени.

""Впервые за годы независимости Украины железные дороги стали вкладывать серьезные средства в покупку подвижного состава".

Это уникальный шанс для отрасли получить выгодные инвестиции в развитие, и мы его не упустим. Основная фабула нашей концепции подготовки к ЕВРО-2012, которую мы окончательно утвердим в сентябре, будет рассчитана на то, чтобы все вложения, которые будут произведены до 2012 г. в инфраструктуру и развитие отрасли, приносили максимальную пользу нашим пассажирам, государству и после этого чемпионата.

Хочу также сказать, что даже при всем том износе инфраструктуры и оборудования, которое есть в отрасли, я считаю, что куда более остро стоит проблема, если можно так выразиться, "износа" кадров и профессионализма. И для нас сегодня одна из наиболее важных задач на ближайшее будущее - это формирование дееспособного кадрового потенциала отрасли и обеспечение нашим сотрудникам достойных условий работы и уровня оплаты труда. Ведь не секрет, что многие профессионалы ушли из отрасли в былые годы, встречались случаи, когда их могли уволить и по политическим мотивам. И этот кадровый "голод" уже ощутим. А тем более сейчас мы внедряем все больше современных технологий, соответственно, для работы с ними требуются высоко-квалифицированные специалисты. При этом сегодня мы, увы, нередко уже сталкиваемся с ситуацией, когда молодые специалисты, поднабравшись опыта, переходят работать в частные структуры. Именно поэтому сейчас разрабатывается программа закрепления кадров в отрасли. Она будет учитывать многие аспекты - это и социальная защита, в частности, обеспечение жильем, медицинское обслуживание. Реформирование, повторюсь, откроет нам гораздо большие возможности по увеличению заработной платы. Все эти наши инициативы поддерживает и профсоюз. И это лишь толика того, что мы планируем осуществить для того, чтобы профессия "железнодорожник" стала одной из самых престижных.

- Владимир Васильевич, в нынешний непростой период, когда звучат разные слова и оценки работы отрасли, какие слова как руководитель многотысячного коллектива вы хотели бы донести до каждого сотрудника отрасли?

- Понимаю, что не на всех наших предприятиях все хорошо. Есть и несправедливые наказания, есть и не совсем доверительные отношения. Может, не всегда хватает заработной платы, а вдобавок еще случается, что один работает не покладая рук, а другой, сильно не напрягаясь, получает такую же зарплату. Может, таких случаев и не много, но они есть. Еще не всюду руководители наших предприятий и подразделений с энтузиазмом подходят к работе, а порою и откровенно безразлично к ней относятся. Мы не будем мириться с такими проблемами. Их нельзя замалчивать, поэтому я призываю через газету, через профсоюзные организации, через вышестоящих руководителей говорить о наболевшем, мы вместе будем налаживать нормальный микроклимат в коллективах и делать все, чтобы железнодорожникам хотелось идти на работу.

Уверен: у нас единый сплоченный коллектив. Вглядываясь в карту Украины, я не замечаю там какой-либо политической окраски, а вижу большую страну, связанную и объединенную нашими стальными магистралями. И независимо от политических взглядов, все недостатки, которые есть, мы сможем устранить совместно. Мы сделаем так, чтобы имидж Украинских железных дорог рос в глазах наших партнеров, клиентов и коллег. У всех нас единая цель: процветающая отрасль, благополучие ее сотрудников и сильная Украина.

Записал Сергей НАДИН

Разделы по теме:
Рубрики:   ЖД транспорт

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.