Новости. Вокзал для двоих: кассира и перекупщика. Сегодня билетный спекулянт - это профессия

Газета "Время", 23.11.2007.

В среду вступило в действие постановление Кабмина "О внесении изменений в Порядок обслуживания граждан железнодорожным транспортом". Теперь железнодорожные билеты вновь стали бесфамильными. В этот же день ваш корреспондент побывал на вокзале "Харьков-Пассажирский".

На первый взгляд, возле касс ничего не изменилось. Все те же озабоченные лица, небольшие, но унылые очереди… Разве что теперь в руках кандидатов в пассажиры не деньги и документы, а только бумажники и кошельки. Семь лет кассиры проставляли фамилию и номер паспорта в бланк билета. А проводники вагонов сверяли данные в билете с документами и личностью пассажира. Кстати, сделать это было нелегко. Особенно зимой, ночью и еще на станции, где состав останавливается на считанные минуты. Впрочем, если при этом у кого-то и обнаружат билет на чужую фамилию, чаще всего проблему можно было решить за 10 - 15 гривен.

Большинство комментариев вышеупомянутого постановления сводились к тому, что теперь вместо желаемого упрощения процедуры покупки билетов опять появится их дефицит, а с ним - очереди и процветание спекуляции в периоды пикового спроса. И наша железная дорога вернется к схеме, когда билеты в кассах приобрести невозможно, а поезда уходят наполовину заполненными. Однако в кассовом зале вокзала "Харьков-Пассажирский" спекулянтов билетами не было видно. Впрочем, сейчас не сезон и время было не самое подходящее - первая половина дня. За информацией пришлось обращаться в милицию.

- Не буду скрывать - именные железнодорожные билеты были для нас очень удобны, - говорит старший оперуполномоченный ГСБЭП линейного отдела милиции на ЮЖД Олег Петров. - Не единичными были случаи, когда мы снимали с поезда разыскиваемых преступников. Теперь их розыск усложнится…

Что ж, многое в нашей жизни имеет свою оборотную сторону. Кстати, в прошлом году МВД трижды пыталось "пробить" постановление, согласно которому железнодорожный билет дополнялся еще несколькими паспортными данными. Но в демократических странах (к чему стремится и Украина) такие вещи считаются контролем за перемещением граждан, а следовательно - ограничением их свободы. Зато борьба со спекуляцией билетами является обязанностью правоохранителей.

- Ваши взгляды на этот вопрос давно устарели, - сообщил начальник линейного отдела милиции на станции "Харьков-Пассажирский" Евгений Столяренко. - В Украине сегодня нет понятия "спекуляция". Что касается тех, кого вы называете "спекулянтами", то они стали предпринимателями, "оказывающими услуги населению по приобретению билетов". Что подтверждается соответствующей лицензией. И сотрудники милиции не имеют права мешать их деятельности. Сколько таких бизнесменов сегодня работает на вокзале? До десятка. Мы всех их знаем - в прошлом году к нам поступали на них жалобы, и мы собирали копии лицензий. Но массовой частной торговли железнодорожными билетами у нас на вокзале не было. Что будет сейчас - посмотрим…

В нашем случае милиционеры действительно могут только наблюдать. Хотя, по словам начальника Линейного управления на Южной железной дороге УМВДУ на транспорте Николая Цвиры, еще недавно правоохранители неоднократно пытались противостоять перепродажам билетов. Обращались в исполкомы, выдавшие такие патенты, в налоговые органы… Все впустую. Такие предприниматели являются плательщиками единого налога. А их деятельность вписывается в рамки закона. Тем более, что уже имеется немало наших сограждан, которые не желают стоять в очередях и для которых, скажем, две цены за один билет не кажутся чрезмерными. И вообще, когда нужно уехать, а билетов нет, люди не торгуются. Тем более, что у "спекулянтов", как правило, только хорошие места - нижние полки и купе вдали от туалетов. Кстати, в Украине вообще существует и растет платежеспособный спрос на качественные пассажирские услуги.

По подходу, укоренившемуся еще со времен СССР, администрация железнодорожного транспорта как орган госуправления занималась обеспечением пассажиропотоков государства, а не оказанием услуг по перевозке каждого конкретного пассажира. Но сейчас среднестатистический пассажир становится моложе, его доходы растут, и иногда он готов платить больше. Но - лишь в случае адекватного улучшения сервиса. Вот только уровень комфорта на железной дороге пока не отвечает ожиданиям пассажиров. По их мнению, кроме привычных услуг - кофе, чая, а также постели, в стоимость билета должны входить медицинское обслуживание, гарантия безопасности поездки (в том числе - от пьяных пассажиров), обеспечение досуга и т. д. Отдельной проблемой могут стать соседи по купе. Правила пассажирских перевозок гласят, что "каждый пассажир имеет право занимать, как правило, одно место согласно приобретенным проездным документам". Но сегодня можно также ("при наличии свободных мест") выкупить отдельное купе в купейном вагоне для проезда одного, двух или трех пассажиров. А один пассажир имеет право на двухместное купе в вагоне "СВ". Все официально (разве что не очень понятно, как должно фиксироваться "наличие свободных мест") - такой проезд оформляется на одном бланке билета, на котором делается отметка "отдельное купе". Более того, сейчас в Украине курсирует 19 VIP-вагонов. Каждый из них имеет 7 - 11 СВ-мест и оснащен кухней, конференц-залом, комнатой отдыха с двуспальной кроватью, кабинетом с письменным столом, душем и ванной. Кроме того, при желании, его пассажир может воспользоваться кухней для приготовления любых блюд. Стоимость аренды VIP-вагона составляет около 200 гривен в час, плюс оплата всех 11 СВ-мест. Можно не сомневаться, что билетами на такие места частные предприниматели не обеспечивают.

Пути, по которым к "спекулянтам" попадают билеты, общеизвестны. Во-первых, официальный - ни один закон не запрещает одному и тому же человеку купить десятки билетов сразу на разные поезда. Согласно правилам перевозок - "до 9 проездных документов на одно лицо". Учтем, что приобретение билетов для перекупщиков - это работа. А для пассажиров… Первому встречному кассир даже такое количество вряд ли продаст. Но давно не секрет, что каждый из упомянутых вокзальных предпринимателей имеет знакомых кассиров. Они всегда были ключевым элементом в перепродажах, составляя неотъемлемую часть "билетной мафии", массово скупавшей билеты, которые реализаторы затем продавали на вокзалах. Именно кассирам, когда билеты были именными, по мобильным телефонам диктовали фамилии кандидатов в пассажиры. А сейчас работа билетных бизнесменов еще больше упростилась.

По мнению начальника пассажирского управления "Укрзалізниці" Леонида Лобойко, бороться с перепродажей билетов можно только одним способом - перестать покупать билеты с рук. Неблагодарное дело - спорить со специалистами. Но рискну подсказать еще одну уже испытанную и, к сожалению, малоэффективную меру - ужесточение контроля за кассирами. Правда, отменяя именные билеты, Минтрансу поручили "утвердить меры по повышению персональной ответственности должностных лиц за соблюдением на железных дорогах порядка организации продажи билетов".

Есть еще варианты, которые предоставляет технический прогресс. В мае руководство "Укрзалізниці" объявило о планах организовывать (со следующего года) продажу железнодорожных билетов через Интернет. Один из вариантов предусматривает возможность пассажира самостоятельно распечатать на принтере билет (после заказа его в Интернет и уплаты банковской карточкой). А в поезде у проводника будет устройство для проверки штрих-кода такого билета. Второй вариант - после заказа и оплаты пассажир получает пароль, который на вокзале вводит в специальный терминал, выдающий билет.

Бесспорно, за дистанционными системами продажи билетов есть будущее. С другой стороны, в Украине сейчас насчитывается всего лишь около 9 миллионов пользователей Сети. (Для сравнения - в США их 165 миллионов, Китае - 137 млн., Японии - 55 млн., Германии - 33 млн., Великобритании - 30 млн.). И вообще, при внедрении таких систем украинская железная дорога столкнется со значительными не техническими трудностями. Например, по украинскому гражданскому праву договор (а железнодорожный билет является договором на перевозку пассажира) не может быть заключен в электронной форме. Без законодательного оформления электронной подписи все системы продажи через Интернет могут носить только "информационный" характер. Пользователь может забронировать в Сети билет, но выкупать его все равно прийдется в кассе (или у курьера, как это происходит в украинских Интернет-магазинах).

Эффективная борьба с таким явлением, как спекуляция железнодорожными билетами, тоже без изменений законодательства невозможна. Разве что избавиться от дефицита билетов. Но для этого нужно увеличить число поездов в популярных направлениях в давно известные (как железнодорожникам, так и пассажирам) периоды. Почему бы в "выездные" для Харькова дни - понедельник и пятницу - не отправлять в Киев, например, в 23.30, дополнительный состав? Сегодня же в начале недели билет в купейный вагон на 63-й поезд так просто не купишь...

Аркадий ГЕНКИН.

Разделы по теме:
Рубрики:   ЖД транспорт

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.