Новости. Переходя улицу, посмотрите на номера приближающихся машин

Газета "Время", 10.06.2004.

Как известно, несколько дней назад министр внутренних дел Украины Николай Билоконь обратился к участникам дорожного движения с открытым письмом. Министр высказывает вполне обоснованное беспокойство (в Украине каждые 12 минут происходит ДТП) растущим уровнем «дорожно-транспортного» травматизма и называет его основные причины. В частности, «грубое игнорирование Правил дорожного движения водителями и пешеходами».

К сожалению, почти одинаковы в Харькове шансы пострадать от наезда автомобиля как у тех, кто переходит дорогу по правилам, так и у тех, кто эти правила не знает или не соблюдает. Всегда спешащие (иначе зачем такую дорогую машину покупал?) водители почти не обращают внимания на пешеходов. Предвидя возражения специалистов, привожу некоторые примеры.

На улице Академика Павлова рядом с известным супермаркетом стоит светофор с «кнопкой». Но лишь наивные и неопытные люди считают, что все машины остановятся здесь на красный свет. Кстати, в этом и состоит главная опасность — кто-то затормозил, а кто-то пролетает мимо на полной скорости. Как пешеходу определить намерения водителя? Утешит ли попавшего в больницу (в хорошем варианте) пешехода тот факт, что он переходил дорогу по правилам?...

Харьковский перекресток улицы Кирова и Московского проспекта относится к категории сложных. Расположенная здесь станция метро «Площадь Восстания» имеет четыре выхода, но, как ни странно, все они расположены на одной стороне проспекта. Разумеется, движение машин здесь регулирует светофор. Однако зеленый свет пешеходам горит 20 секунд. Имеющие хорошую стартовую скорость молодые мужчины преодолевают проезжую часть и за меньшее время. И не потому, что хотят похвастать своими физическими кондициями. Дело в том, что часть у разрешенного для броска пешеходов времени отнимают машины, которые проехали перекресток почти на желтый свет. Кроме того, мигающий зеленый «пешеходный» свет предупреждает о том, что машинам разрешен правый поворот с улицы Кирова. В общем, перекресток здесь возвращающимся с Конного рынка старушкам удается преодолеть не менее чем в три приема. Впрочем, и у мужчин не всегда хватает духу не броситься бегом к тротуару, когда в двух шагах от них начинают реветь двигатели готовых к рывку автомобилей.

Не намного меньшие опасности (разве что с меньшим риском для жизни) подстерегают самих водителей. Даже в нашем Кабмине признают, что более 90 проц.(!) сети украинских дорог требуют ремонта. Но «в связи с постоянным недофинансированием дорожной отрасли, уровень которого за последние годы не превысил 36 проц. от потребности, ежегодно не ремонтируется около 40 тысяч километров дорог, и с каждым годом объемы их увеличиваются». Особенную угрозу безопасности движения, как считают специалисты, «создают неровности дороги, которые возникли в результате несвоевременного проведения восстановительных ремонтов покрытия». Стоит ли удивляться тому, что большинство автовладельцев не так следит за другими «участниками дорожного движения», как за ямами на своем пути. И мало кого волнует то, что, объезжая подобные препятствия, они мешают движению, а зачастую вообще оказываются на встречной полосе движения. Разве что рядом окажется дорогая иномарка с «крутыми» номерами.

Мы уже рассказывали о том, как в Украине проходит акция по замене номеров старых типов на новые номерные знаки — с национальным флагом страны. (Между прочим, такие таблички с номерами хотя и выдаются бесплатно, но обходятся в 114 гривен 25 копеек. С другой стороны, за процедуру перерегистрации обладатели новых номеров платят 211 грн. 68 коп.). Как известно, со времени независимости Украины система госномеров в нашей стране неоднократно менялась (что и сегодня не мешает многим автомобилям ездить с давно устаревшими номерами). Сначала прежний советский стандарт дополнился буквой «І». Затем на номерах появилось изображение государственного флага Украины и изменились буквенные сочетания, обозначающие регионы. Взятый страной курс на Европу привел к решению сократить с 28 до 12 (входящих как в украинский, так и латинский алфавит) число используемых в номерах букв. Сейчас у нас введено 10 типов номерных знаков для различных транспортных средств. Напоминаем, что новые номера (в том числе и «автобусные») выдаются исключительно по желанию владельцев автомобилей при регистрации и перерегистрации автотранспорта. Новые номерные знаки (за некоторыми исключениями) становятся собственностью автовладельца. При продаже автомобиля они (номера) сдаются на хранение. Если в течение пяти лет бывший автовладелец купит новый автомобиль, он может установить на нем свои старые номера.

В третий раз за последние несколько лет сменили цвет транзитные номера. До недавнего времени они были синие, потом — зеленые, теперь получили красный фон и наклейку месяца выдачи. На номерных знаках, изготавливаемых по индивидуальному заказу, теперь можно разместить, кроме слова, и логотип. Сохранили черный фон «военные» номера и голубой фон — номера машин работников органов внутренних дел. Номера автомобилей, прицепов и автобусов имеют восемь знаков и по две буквы — слева и справа. Сочетание букв слева обозначает регион, справа — серию номерного знака. Фон таких номерных знаков белый (для обычного транспорта) или желтый (для маршруток, автобусов и такси). Кроме этого, слева у них расположен прямоугольник, разделенный на две равные части голубого и желтого цвета. Есть на номере также герб Украины и код ua. Белые номера с литерой D означают, что машина принадлежит дипломатическому представительству, консульству, представительству международной организации или члену семьи кого-то из их персонала. Новые номера имеют другую систему обозначения регионов. В Киеве теперь выдаются номера с кодом АА, в Донецке — АН, в Днепропетровске — АЕ, в Крыму — АК, ВІ — в Полтавской области, АХ — в Харьковской… Индекс II означает «общегосударственные» номера. Разумеется, будут специальные знаки единой серии для автомобилей, используемых для «передвижения лиц, в отношении которых осуществляется государственная охрана, а также руководителей Верховной Рады, членов Кабмина, руководителей госкомитетов и т. п.». Предполагается, что число автомобилей со специальными номерами теперь снизится в 10 раз. Хотя всем хорошо известно, что спецномера быстро размножаются. Отметим, что хозяева автомобилей с такими номерами на дорогах и улицах чувствуют себя сравнительно вольготно. Так что увидев такую машину на перекрестке, лучше ее пропустить.

Аркадий ГЕНКИН.

Разделы по теме:
Рубрики:   Город и область

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.