Новости. Валерий Гук: Жизнь — это движение, а в мегаполисе — тем более

Газета "Время", 16.04.2008.

Жизнь в городе — это прежде всего передвижения из дома на работу, учёбу, в супермаркеты, иногда в кинотеатры, реже в театры и чаще в больницы и поликлиники.

Раньше передвигались на трамваях и троллейбусах, в автобусах и поездах метрополитена, кое-кто на автомобилях, некоторые пешком и почти никто на велосипедах. А велосипед, между прочим, как определили ученые ООН, — самый устойчивый вид транспорта, так как не зависит от бензина и газа, их стоимости и наличия, и скорость поездки на нём «от двери — до двери» намного быстрее наземного электрического транспорта. Но в городе нет велопутей и велостоянок.

Сегодня из-за ничтожно малого для нужд перевозок количества трамваев и троллейбусов, переуплотнения пассажиров в редко курсирующих поездах метрополитена (10 человек на одном квадратном метре, а всего 1250 человек в поезде) и пригородных электричках, больших очередей на посадку в микроавтобусы, многие харьковчане бросились покупать автомобили. Но власть имущие бума не предвидели и не удосужились заняться строительством новых дорог, ремонтом и реконструкцией существующих главных магистралей Харькова, жилых улиц и местных проездов. В результате половина жителей города утром, днём и вечером стоит в заторах или медленно ползет в сплошных потоках автомобилей. Там же находят себе место и трамваи, и троллейбусы, и автобусы. Так что стоим все, а нужно жить и передвигаться всё быстрее и быстрее.

Основная причина того, что мы «хорошо стоим» в заторах, давимся в поездах метрополитена, в трамваях, троллейбусах, автобусах и что в Харькове под влиянием «блестящего» благоустройства и «успешного» «Жилкомсервиса» стало невозможно жить, — это безграмотность, а ещё хуже полуграмотность наших чиновников и их помощников. Не без оснований великий Достоевский в своих «Бесах» охарактеризовал полуграмотность, полунауку как «страшный бич человечества, хуже мора, голода и войны». А мы пока стоим в заторах. Одни обещания: то создадим одностороннее движение в центре, то построим эстакаду через парк им. Шевченко к р. Лопань, то снимем (сохраним) трамвай или расширим, или нет ул. Пушкинскую, то реконструируем до невозможности к нему подъехать существующий аэропорт, то создадим Металлист-сити, в котором, судя по проектам в Интернете, 45 тысяч болельщиков только за три часа доберутся до трибун. После футбола без давок, заторов и дорожно-транспортных происшествий не уехать.

Но мы, харьковчане, не желаем больше стоять в заторах и гибнуть в транспортных авариях. Пешеходы не желают попадать под колеса. Им нужно своё гарантированное пространство для спокойного движения. А где оно?

Нам нужно безопасно, быстро и комфортабельно, как во всём мире, передвигаться в своих автомобилях. Но — полумолчим, полубоимся возмутиться и предпочитаем полуехать на полудорогах. Полуживем в полугороде.

Освещения на улицах и дорогах почти нет, светофоры иногда работают, но их полувидно, разметки и вертикальной, и горизонтальной нет, т. е. необходимой информативности для движения по правилам никакой. Зато штрафуют и забирают права «по полной». Кто отвечает в Харькове за организацию безопасного движения: ГАИ или департамент транспорта?

Если ГАИ, то штрафовать за её отсутствие не могут. Если департамент транспорта, то штрафовать надо его. Хватит полужаловаться, полупросить и полудействовать. Объединимся в кооперативы на стоянках и гаражах, кооперативами вольемся в ряды «Товарищества участников движения» (офис по пер. Театральному, 4, этаж 8), как это в России и в Европе, и будем твёрдо помогать нашим слугам улучшать нашу жизнь в городе. Харьков не должен быть особым, уникальным полугородом, а нормальным и удобным для проживания всех его жителей с нормальным аэропортом, способным перевозить 3 миллиона пассажиров в год, для чего нужны три взлетные полосы и три терминала, а в будущем — в два раза больше. База для организованного и безопасного движения создана и хранится в строительно-архитектурном университете на кафедре урбанистики.

Валерий Гук, один из авторов создания в Харькове метрополитена, дипломант ЮНЕСКО, профессор градостроительства.

Разделы по теме:
Рубрики:   Метро, Трамвай, Троллейбус, Автобус, Авиатранспорт, Город и область

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.