Новости. Есть очередной генплан!

Газета "Событие", 01.07.2004.

Принятие нового генерального плана Харькова — бесспорно, главное из более чем сорока решений сессии горсовета, ставшей последней перед летними депутатскими каникулами. В таких случаях говорят: «Свершилось!» Несмотря на целый букет сомнений, то же самое сказали и народные избранники, проголосовав практически единогласно за стратегию развития города, призванную сменить старый план долгосрочных перспектив, по которому мы жили с 1986 года.

Вице-мэр Владимир Бабаев назвал свежий документ настольной книгой горисполкома. Что он имел в виду? Если честно, то понятно не вполне. Ясно одно: городские власти искренне и непоколебимо верят в то, что город наконец-то получил солидный документ, где прописан буквально каждый шаг, который необходимо сделать для того, чтобы «все было хорошо». В свою очередь, разработчики плана — в основном, конечно, киевские специалисты, но не без помощи харьковских — убеждают их, что так оно и есть.

Между тем на самом деле статус нового генплана, на наш взгляд, совершенно не-определенный. Можно назвать это статистическим исследованием. Можно — всеобъемлющим прогнозом на ближайшую четверть века. Можно... никак не называть. Суть от этого не изменится. Равно как никуда не денется и тот факт, что в дорогостоящей разработке, увы, так и не наблюдается намека на определение границ города, очертаний важнейших транспортных развязок, схем водопонижения и хотя бы первичных проектов застройки тех или иных микрорайонов.

Зато есть в числе многих прогнозов и такой: количество автомобилей в Харькове к 2026 году увеличится вдвое! Непонятно только, что мы будем делать с этими автомобилями? От них уже сегодня трудно дышать, а если не решить вопрос с транспортными развязками, стоянками, парковками, то...

Разработчики генплана, которые вместе с городскими властями сразу после принятия документа на сессии горсовета дали совместную пресс-конференцию, конечно, говорят удивительные вещи. Например, утверждают, что новое жилье отныне будет строиться с непременным обеспечением места парковки каждому жителю — строго по количеству квартир. Ну... так рекомендуют. Опять же, о том, где мы возьмем деньги для того, чтобы в течение ближайших 20 лет построить жилья на 6 млн. кв. метров, речь не идет. О таком в генпланах не пишут.

Допустим. Однако странно, как на подобных вещах можно настаивать, зная, что они, пожалуй, заведомо не могут быть выполнены?

Впрочем, заместитель председателя Госкомитета Украины по строительству и архитектуре Юрий Казмирук, который тоже принял участие в общении с журналистами, так не считает. Он сообщил, что сегодня строительная отрасль в стране является одной из приоритетных, вследствие чего объемы капиталовложений в нее увеличиваются год от года. Например, только в прошлом году — более чем на двадцать процентов. Но разве в этом контексте не подразумевается в основном столичное благополучие, основанное на особом статусе Киева, который всасывает в себя средства всей страны?

Наверное, заглядывать в будущее, да еще и такое далекое — всегда неблагодарное занятие. Вероятно, именно поэтому В. Бабаев, оценивая работу Киевского института «Гипрогород», сообщил следующее: «Я как профессионал и человек, который всю свою жизнь посвятил строительству, очень тронут и удовлетворен этой работой».

А потом, когда нужно было пояснить, в каком же направлении предлагают нам идти разработчики в решении той же проблемы автомобильных пробок на центральных улицах города, заявил: «Что будет через двадцать лет, мне сложно сказать. Вы задаете такие вопросы, что я выгляжу дилетантом... Чтобы на них ответить, нужны соответствующие документы, СНИПы и т. д. Разве мы знали еще в начале года, что бензин подорожает на пятьдесят процентов?»

Надо отдать должное Владимиру Николаевичу: как человек действительно компетентный он нашел возможность этим не ограничиться, вот только якобы исключительные качества генерального плана сюда, увы, не «пришьешь». «Главное, чтобы к развитию нашего города мы подходили не как политики, а как менеджеры и управленцы. Не мной сказано: ни один политик не работает на перспективу. Мы уже начали рассматривать развязку по ул. Клочковской с выходом ее на площадь Розы Люксембург, ее предстоит закончить. В следующем году планируем привлечь кредитные ресурсы для этой работы. Вторая развязка — это ул. Шевченко — ее надо вывести на Московский проспект. И, конечно же, надо работать над тем, чтобы ограничить въезд транспорта в центральную часть, для чего должны быть построены подземные многоэтажные парковочные места. Кстати, схему расположения многоэтажных парковок мы вместе с харьковским проектным институтом уже разработали».

Что ж, теперь еще нам осталось разработать новые правила застройки, программы по предотвращению подтоплений (как-никак, а подтоплена треть территории Харькова), по использованию земельных ресурсов и развитию зеленых массивов, опять же надо срочно определить границы города... Принятый генеральный план — это, оказывается, только стратегия, общая методика, оболочка. Это означает, что ее с успехом можно использовать для решения проблем любого города в Украине. Но вот что странно, речь-то изначально шла о разработке руководства к действию именно на харьковской территории, и название работы вроде звучит не иначе как «генеральный план города Харькова», а не Украины. Соответственно выделялись и средства на его разработку: отнюдь не из центрального бюджета.

В то же время теперь говорят, что ни одно градостроительное решение не может быть принято в нарушение положений нового генплана. В нарушение чего? Стратегии? Оболочки? Методики? Такое ощущение, что мы просто сознательно обманываем себя. То есть понимаем, что менее чем за год нельзя получить полноценное и глубокое исследование с конкретными рекомендациями по такой серьезной проблеме, как застройка и развитие города на ближайшие двадцать лет, видим, что это не получилось, и все-таки делаем вид, что все совсем не так.

Как те зрители, которые отдали деньги за билет, не поняли содержания спектакля, но при этом изо всех сил пытаются убедить знакомых в обратном.

Автор: Юлия АТОЯН

Разделы по теме:
Рубрики:   Город и область

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.