Новости. Метрополитен — единственное транспортное предприятие города Харькова, которое сохранило студенческую льготу

Офіційний сайт КП "Харківський метрополітен", 05.09.2008.

Сегодня студентом быть нелегко. Сколько ни повышают стипендию — на жизнь ее все равно не хватает, да еще и льготу на проезд в наземном городском транспорте у студентов в этом году отобрали. Единственное предприятие, которое по-доброму отнеслось к студенческой молодежи — ГП «Харьковский метрополитен».

Подземка является государственным предприятием, и потому подходит к студенчеству по-государственному: всячески содействует учебе и отдыху молодежи. Проявляется это во всем: сотни молодых людей ежегодно проходят стажировку на объектах метрополитена, сотни сотрудников подземки одновременно являются студентами, совмещая работу и учебу. Терпя колоссальные убытки (до 9 миллионов в год) подземка уже 8 лет обеспечивает льготу на проезд студентов в метрополитене, причем убытки эти предприятию никто ни разу не компенсировал.

История этого вопроса очень показательна: до 1999 года студенты не имели никаких льгот на проезд в метрополитене. А 5 апреля 1999 года вышло Постановление Кабинета Министров Украины №541, согласно которому в период учебы (с 28 августа по 28 июня) учащейся молодежи давалось право ездить за полцены. Однако как организовать эту льготу нигде не разъяснялось. Харьковский метрополитен пошел навстречу молодежи, на станциях были выставлены копилки, в которые молодые люди должны были опускать монеты. Увы, за 3 месяца существования такого порядка прохода в копилках кроме реальных денег оказалось 190 килограммов… металлического лома. Что только не обнаружили инкассаторы в этих емкостях: пуговицы и советские монеты, копейки Российской Федерации и просто металлические кругляшки. С 1 августа 99-2000 учебного года метрополитену пришлось вводить новое средство оплаты — контактную электронную карту. Изначально у этой карты был определен лимит в 60 поездок, о чем предупреждал логотип на ее аверсе. Студенты приобретали эту карту за половину стоимости. Как показал анализ, в те годы на одну карточку в среднем приходилось по 53-54 поездки, то есть большая часть студентов «лимит» за месяц исчерпать не успевали.

Но контактные карточки оказались чрезвычайно ненадежными. Они часто давали сбои, ломались, неправильно срабатывали. Кроме того, их ежемесячно приходилось заменять на новые, что требовало от метрополитена все новых и новых затрат (которые, напомним, никем не компенсировались). В 2007 году на смену карточкам контактным пришли бесконтактные. Это средство оплаты проезда оказалось очень надежным, больше того, оно позволило сделать детальный анализ поездок пассажиров, так как каждая карта обладает уникальным номером, а система картоприемников объединена единой компьютерной сетью. 2007 год стал периодом внедрения новой карты и на это время ограничений по количеству поездок не существовало. Собранные данные анализа позволили увидеть, как пользуются льготным проездом студенты. За 8 лет учащаяся молодежь стала ездить гораздо меньше. Это и понятно: в городе выросла инфраструктура торговли, услуг, рядом со студенческими общежитиями появились и магазины, и клубы, и аптеки, теперь молодым людям не нужно ездить за продуктами или в парикмахерскую. Теперь в среднем на одну карточку приходится 42 поездки. Лишь 3,5% студентов ездят сейчас больше 70 раз. Причем анализ показывает, что эти молодые люди используют льготу не по назначению: не для поездок на занятия. К примеру, несколько сотен карт фиксируются турникетами станций с интервалом в 1-1,5 часа в течение целого дня. То есть человек не учится, а, скорее всего, занимается доставкой товара в киоски, инкассацией или курьерской доставкой. Несколько сотен карт фиксируются турникетами одной и той же станции по несколько раз в течение одного часа. Возможно, их обладатели «сшибают на пиво», проводя пассажиров.

Поэтому после года, ушедшего на апробацию и внедрение нового средства оплаты, совет ректоров вузов, Харьковская облгосадминистрация, студенческие организации поддержали решение о возврате лимита количества поездок по одной карточке. Только на этот раз решили добавить студентам 10 поездок, и установили ограничение не в 60, как было изначально, а в 70 раз.

Удивительно, что именно это обстоятельство впервые ввело в диалог по поводу проезда студентов Харьковскую областную организацию профсоюза работников образования и науки. Эта организация ни разу не посодействовала выделению средств на обеспечение данной льготы, хотя ее бюджет, состоящий из взносов тысяч работников системы образования, студентов и аспирантов, позволил бы поучаствовать в финансовом обеспечении студенческого проезда. Эта организация ни разу не выступила в защиту сохранения льгот на проезд в наземном транспорте (а после их отмены в метрополитен хлынули дополнительные потоки студентов, что еще больше усугубило финансовую ситуацию). Не проконсультировались профсоюзные функционеры и с членами Объединенной профсоюзной организации Харьковского метрополитена, которые рассказали бы о том, как предприятие выживает в условиях постоянного финансового дефицита, как, отказываясь порой от самого необходимого, работники подземки сохраняют студенческую льготу, так как думают о будущем нашей страны.

Для сравнения, приведем два примера. В Днепропетровске от 50-процентного проезда студентов метрополитен отказался. Там сочли, что помощь молодежи подземке не по карману. А вот в Киеве у молодых людей — безлимитные постоянные билеты. Причем их появление обусловлено тройственным договором между метрополитеном, студенческим профсоюзом и городской администрацией, все затраты на льготу тамошней подземе стопроцентно компенсируются, так что об убытках речь не идет. Увы, в Харькове профсоюз показал свою незаинтересованность в конструктивном сотрудничестве с метрополитеном, а лишь склонность к дешевому пиару и обману студентов.

ГП «Харьковский метрополитен» фактически увеличил количество поездок для одного студента с 60 до 70. Призывы к студентам выходить на акции протеста и митинги являются не более, чем политической провокацией и обманом. Также обманом являются попытки показать, что лимитирование проезда ограничивает права малоимущих. Студенты-сироты, студенты-инвалиды, чернобыльцы и малоимущие пользуются совершенно другими льготами, на которые никаких лимитов не существует. Больше того, вузы, в которых для обеспечения учебного процесса необходим переезд студентов в метрополитене из корпуса в корпус, получают по ходатайству ректоратов совсем другой лимит количества поездок, то есть и в этом случае не возникает никаких проблем.

Да, студенты должны иметь возможность зарабатывать себе на жизнь. Но не за счет крупнейшего транспортного предприятия города, которое и так еле-еле сводит концы с концами. И не путем махинаций со льготами, которые предоставляются за счет многотысячного коллектива ГП «Харьковский метрополитен»! Метрополитен из своих скудных средств, в ущерб собственному развитию и реализации программ по социальной защите сотрудников и ветеранов, находит 9 миллионов гривень ежегодно, чтобы студенты имели льготу. А что в это время делает Областной профсоюз работников образования и науки и его председатель Л.Дулуб? Сколько средств из своего многомиллионного бюджета выделяет на студентов эта организация? В чем ее реальная помощь молодым людям? Увы, эти вопросы так и остаются без ответа. Похоже, студенты для госпожи Дулуб являются лишь объектом собственного политического пиара, так как их реально существующие проблемы ее не волнуют, иначе она бы давно обратилась к однопартийцам в городской власти и потребовала бы сохранить льготу на проезд в трамваях и троллейбусах!

Разделы по теме:
Рубрики:   Метро

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.