Новости. Локомотиву присвоили имя создателя танка

Газета "Вечірній Харків", 25.02.2009.

В День защитника Отечества, 23 февраля, из ворот Лозовского локомотивного депо отправился в первый рейс электровоз имени Николая Кучеренко — локомотиву присвоили имя одного из создателей легендарного танка Т-34.

В тот же день открыли и мемориальную доску на здании цеха депо, в котором в свое время он работал. Для участия в этом событии из Москвы приехали дочь Николая Кучеренко — известная писательница Лариса Васильева, ее сын Георгий и директор музея «История танка Т-34» Галина Чикова.

«Тридцатьчетверка» была признана (в том числе и немцами) лучшим танком столетия. Когда у британского премьер-министра Черчилля в 1945 году спросили, какое оружие второй мировой войны он считает лучшим, он ответил: «Английская линейная пушка, немецкий самолет «Мессершмитт» и советский танк Т-34. Но если о первых двух мне известно все, то я никак не могу понять, кто и как создал чудо-танк».

А создали Т-34 на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна, и один из «родителей» оружия Великой Победы — наш земляк, бывший железнодорожник Николай Алексеевич Кучеренко. Его отец Алексей Маркович работал машинистом в паровозном депо Лозовая. Николай после школы поступил в Харьковский железнодорожный техникум, на базе которого в 1930-м был создан ХИИТ. Двухгодичную производственную практику Николай Алексеевич отработал в Лозовском паровозном депо: столяром, литейщиком, кузнецом, токарем, кочегаром, помощником машиниста паровоза. А 1 марта 1931 г. выпускник железнодорожного вуза поступил на работу чертежником-конструктором на Харьковский паровозостроительный. Молодой талантливый инженер мог бы разработать не один новый локомотив, но судьба распорядились по-иному: в 1931-м Кучеренко переводят на работу в засекреченную танковую конструкторскую группу завода, в 1934-м он становится замначальника конструкторского бюро, в 1938-м — начальником…

— В начале этого года ко мне обратились председатели ветеранских советов Лозовой, Лозовского района и Лозовского локомотивного депо с просьбой присвоить одному из электровозов имя Николая Кучеренко, — рассказывает начальник Южной железной дороги Виктор Остапчук. — Пуск «именного» электровоза было решено приурочить ко Дню защитника Отечества, ведь бывший «южанин» Николай Кучеренко вместе с Михаилом Кошкиным и Александром Морозовым сделал для защиты Отечества немало. Созданная ими боевая машина стала памятником Великой Победе и ее символом в сотнях городах и поселках многих стран. А наш электровоз — своеобразный памятник одному из этих великих конструкторов, нашему выдающемуся земляку и коллеге…

Лилия Двоскина

Справка

Н.А. Кучеренко (1907 г., Лозовая Харьковской обл. — 1976 г., Москва). Инженер-полковник (1946), лауреат трех Госпремий СССР (1942, 1946, 1948), кавалер ордена Ленина, Отечественной войны 1-й степени, двух орденов Трудового Красного Знамени, двух орденов Красной Звезды. Участвовал в создании опытных танков А-20, А-32 и Т-34, принятого на вооружение 19 декабря 1939 г.

Разделы по теме:
Рубрики:   ЖД транспорт
Единицы ПС:   ВЛ11.8-727

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.