Новости. Музей железнодорожной славы

Еженедельник "Пятница", 01.04.2009.

На Южной железной дороге всегда старались сохранить память о прошлом. Для этого во многих ее структурных подразделениях существуют свои музеи, комнаты славы и мемориальные уголки, в которых на протяжении десятилетий по крупицам собиралась история. Но основным местом концентрации железнодорожной летописи является музей ЮЖД, расположенный в здании бывшего ДК «Железнодорожник», а ныне — Центральном доме науки и техники.

Он был создан более 40 лет назад, и за это время его посетителями стали представители не одного поколения железнодорожников, а значит — десятки тысяч не безразличных к прошлому своей магистрали людей. В музее собраны исторические материалы со всех уголков Южной дороги, касающиеся различных периодов ее деятельности. Сегодня здесь насчитывается свыше двух тысяч экспонатов, многие из которых имеют не только историческую, но познавательную ценность.

Буквально с порога посетителей встречает настенный телефон «Эрикссон», изготовленный в конце XIX века, в деревянном корпусе. Именно такими аппаратами пользовались железнодорожники еще сто лет назад. Чуть дальше видны ручная тачка, замысловатые инструменты и другие орудия труда, с помощью которых в позапрошлом веке строилась железная дорога на Слобожанщине. Первая экспозиция возвращает нас в далекий 1869 год, когда для движения поездов и была открыта Курско-Харьково-Азовская, а ныне Южная железная дорога. Большая экспозиция раритетов передает дух всех последующих за этим событием эпох — разнообразные документы, именные часы машиниста паровоза, электромеханические приборы, контролирующие движение поездов, а также диорама, посвященная временам гражданской и Великой Отечественной войн…

Причем каждый экспонат может поведать много интересного. Скажем, огромный макет паровоза серии СО, который в свое время выпускал Харьковский завод им. Малышева, имеет довольно любопытную историю. Дело в том, что в 1990-е годы в музей обратилось руководство этого предприятия с просьбой восстановить один из первых выпущенных «малышевцами» локомотивов, который «дожил» до наших дней. Заводчане намеревались установить свою находку на территории завода на пьедестале, однако после реставрации у них возник закономерный вопрос: как правильно паровоз раскрасить? На уцелевших черно-белых фотоснимках нельзя разобрать цветовую гамму, в которую он был выкрашен. Вот тогда кто-то и вспомнил о макете из железнодорожного музея, созданном во времена, когда эти паровозы еще можно было увидеть «живьем»…

В преддверии празднования 140-летия Южной дороги в музее готовится много интересных сюрпризов. К примеру, один из его залов вскоре должен преобразиться полностью, и его экспозиция будет посвящена современной жизни ЮЖД, то есть годам независимой Украины. В частности, о каждой из ее четырех дирекций железнодорожных перевозок — Харьковской, Купянской, Полтавской и Сумской — расскажет отдельный стенд. А под ними будут расположены макеты железнодорожной техники — точные копии вагонов и локомотивов. Но одной из главных «изюминок» нововведений станет рельефная схема Южной дороги с подробным воссозданием не только железнодорожной магистрали, но и окружающего ее ландшафта. А это ни много ни мало — около половины территории Восточной Украины.

Немало интересных минут подарит посетителям музея и знакомство с макетом маршрута «Столичного экспресса» сообщением Киев—Харьков. На нем планируется установить уменьшенные копии четырех вокзалов Харькова, Полтавы, Миргорода и Киева. Между этими архитектурными красавцами и будет следовать маленькая точная копия самого поезда — он будет подаваться на платформы с привычными громогласными объявлениями дикторов, делать остановки в Полтаве и Миргороде, а после условной высадки-посадки пассажиров разворачиваться на станции Киев-Пассажирский и снова возвращаться в родной Харьков. В пути следования состав преодолеет железнодорожные переезды, ему будут подмигивать «зеленым» светом маленькие светофоры. А на одном из запасных путей экспресс будет ожидать суперсовременный состав пассажирского скоростного поезда TGV, который на украинских стальных магистралях появится в не столь отдаленном будущем.

Автор данного проекта — Александр Плескач, посвятивший железной дороге практически всю свою жизнь и с молодых лет интересующийся железнодорожным моделированием. Идею создания макета со «Столичным экспрессом» он вынашивал не один год, но только благодаря вниманию руководства Южной дороги и лично ее начальника Виктора Остапчука она уже в течение ближайшего времени станет реальностью. Сегодня Александр Плескач, несмотря на солидный возраст, является руководителем творческой группы по восстановлению музея ЮЖД, активно помогает его молодому директору Андрею Прохорову в создании новой экспозиции, которая постоянно пополняется.

— Недавно один знакомый пенсионер-железнодорожник пообещал передать музею старинный фонарь проводника вагона, который использовали еще до Великой Отечественной войны, — поделился со мной Александр Иванович. — Именно так, во многом благодаря ветеранам, появляются в музее оригинальные и раритетные экспонаты.

…Покидая музей, мы, как правило, в душе ощущаем какую-то грусть, словно выходим из «машины времени», с помощью которой переместились в далекое прошлое. А вот после посещения музея истории Южной железной дороги чувствуешь себя совсем по-иному, ибо в нем настоящее здесь постигаешь, опираясь на прошлое и заглядывая в будущее.

Василий МЕЛЬНИК, для «Пятницы»

Разделы по теме:
Рубрики:   ЖД транспорт

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.