Новости. Сергей Мусеев: «От государства мы ничего не ждем»

Газета "Вечірній Харків", 02.07.2009.

Сегодня сторонников приема Харьковского метрополитена в муниципальные «руки» становится все больше. Большинство чиновников и экспертов уверено — создав единую транспортную систему, город только выиграет. Скептики же, в свою очередь, утверждают, что содержать такой подземный гигант местной казне будет не под силу…

О плюсах перехода Харьковского метрополитена в коммунальную собственность корреспондент «ВХ» поговорил с начальником предприятия Сергеем Мусеевым.

— Здесь есть и прямые экономические выгоды, и косвенные. Сейчас все вырученные деньги от рекламы и аренды вначале направляются в Киев, а потом только около 30% их возвращается к нам. Более того, взимание и регулирование стоимости арендной платы — это прерогатива государства в лице Харьковского регионального фонда госимущества. Если же мы перейдем под юрисдикцию города, то метрополитен будет собственностью харьковчан, и все получаемые доходы останутся здесь.

Кроме того, мы сможем рационально распределить маршруты и ввести единый проездной билет на все виды транспорта. Сегодня наши специалисты совместно с Департаментом транспорта и связи и «Горэлектротрансом» разрабатывают данный проект, чтобы потом быстро приступить к исполнению. Задержка только за подписью премьер-министра.

— Государство задолжало вам немалые суммы, в том числе и за перевозку льготного контингента, как будет урегулирован этот вопрос в связи с переходом в коммунальную собственность?

— Если честно, то мы ничего не ждем…

— А тариф в размере 1,5 грн. на сегодняшний день еще покрывает ваши затраты?

— Когда мы рассчитывали тариф в последний раз, то учитывали, что за перевозку льготников получим компенсацию из госбюджета. Сегодня себестоимость перевозки одного пассажира составляет около двух гривен. Что сюда входит? Зарплата, электроэнергия, замена тормозных колодок, масла, то есть весь необходимый минимум.

Но выходит, что часть населения едет бесплатно, и в среднем мы получаем около гривны за одного перевезенного человека. Сегодня же предприятию требуется раза в два больше средств, то есть где-то 300 миллионов. Кстати, по сводкам международной ассоциации метро, мы стоим на последнем месте по затратам на перевозку одного пассажира. Чем оборачивается эта экономия? Нет надлежащей чистоты, технического оснащения и необходимого качества перевозки из-за отсутствия средств!

— Означает ли это, что после перехода в коммунальную собственность снова будет необходимо пересматривать цену на жетон?

— Расчет и утверждение тарифа — очень деликатный вопрос, при его пересмотре необходимо учитывать несколько факторов: и платежеспособность населения, и то, что метрополитен работает на грани выживания.

При тарифе в 1,5 грн. страдает и развитие предприятия, и качество обслуживания. Многие ругаются, что в метро увеличились интервалы между поездами. А как мы их можем снизить? Необходимо добавить поездов, а их нет, итак все на линии. Покупка же двух составов обойдется предприятию в 50 млн грн.

Сегодня весь персонал работает только четыре дня в неделю. Более 500 человек сокращено. А средняя зарплата на предприятии в среднем составляет 1200 гривен. Мы сняли все социальные выплаты, премии и существенно пересмотрели коллективный договор, где говорится о доплатах за работу под землей и в ночное время. К тому же сегодня примерно на 30% снизился пассажиропоток и, следовательно, доходы. Но говорить о перспективах изменения тарифа в ту или иную сторону в данный момент очень сложно. Основная задача перед метрополитеном — не работа с рентабельностью или с прибылью, а оказание социально значимой услуги — перевозки пассажиров — как можно дешевле.

— По вашему мнению, метрополитен всегда будет дотационным?

— Конечно. Рекламные и арендные деньги — это копейки. Город тоже будет вкладывать средства для содержания и развития метрополитена, но он же это будет делать для себя, вернее — для харьковчан.

Из истории вопроса

В 2002 г. рабочая группа, созданная согласно распоряжению городского головы, рассмотрев результаты производственно-хозяйственной деятельности Харьковского метрополитена за последние пять лет и текущее состояние сооружений и подвижного состава, посчитала преждевременным рассмотрение вопроса о передаче предприятия в коммунальную собственность территориальной громады в связи с отсутствием необходимых средств в местном бюджете и неопределенностью бюджетов на 2003-2004 гг.

В сентябре 2005 г. специалисты ГУ промышленности, транспорта и связи облгосадминистрации признали передачу Харьковского метрополитена в коммунальную собственность нецелесообразной. Комиссия посчитала, что в городском бюджете нет денег, чтобы финансировать метрополитен, в том числе компенсировать перевозки граждан льготных категорий.

24 июня сессия городского совета дала согласие на принятие целостного имущественного комплекса ГП «Харьковский метрополитен» в коммунальную собственность территориальной громады Харькова без права отчуждать вышеуказанный имущественный комплекс.

Мнения в тему

Подземка останется без средств к существованию?

Мэр Михаил Добкин в одном из интервью СМИ заявил:

— Кроме как харьковчанам, это метро никому не нужно, государство на него уже давно махнуло рукой. Позиция министра очень жесткая: заберите у нас метро и содержите его сами. Государственную поддержку при этом они обязываются оказывать.

Директор Департамента бюджета и финансов Татьяна Таукешева: — Пусть сначала это предприятие будет принято в коммунальную собственность, а потом и будем конкретно говорить о дотациях, которые потребуются от города, пока же это преждевременный вопрос. Что касается текущего содержания метрополитена, я вам не готова ответить, да и никто вам не ответит. Этот вопрос не рассматривался и не может рассматриваться.

Экс-мэр Владимир Шумилкин:

— Управлять метрополитеном из города намного удобнее, чем из столицы. В свое время нас пугала только убыточность данного предприятия, если же сегодня тариф в метро соответствует затратам, то это — правильный шаг, который бы позволил усовершенствовать транспортную развязку города.

Заслуженный экономист Леонид Рубаненко:

— Давно уже нужно было это сделать. Вам бы понравилось, если бы ванная комната в вашей квартире сдавалась чужим людям? Та же ситуация в городе и с метро. Кстати, об этом говорили еще в 1992-1993 гг., когда мэром был Евгений Кушнарев. Тогда эту идею не поддержали областные власти.

Профессор градостроительства кафедры урбанистики ХГТУСА Валерий Гук:

— Я категорически против такого шага, так как считаю, что подземка останется совсем без средств к существованию, как, к примеру, «Горэлектротранс». Для содержания этого стратегического предприятия нужны немалые дотации. Мне кажется, что для города эта ноша может оказаться неподъемной. В итоге в метрополитене начнут на всем экономить, что обязательно скажется на качестве перевозок.

Надежда Шостак

Разделы по теме:
Рубрики:   Метро

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.