Новости. Метрополитен собирается выйти из-под земли и возить льготников по карточкам

Газета "Время", 02.07.2009.

Строительство метрополитена, бесспорно, относится к проектам, которые более всего интересуют харьковчан. В то же время, сегодня его перспективы выглядят если не безнадежно, то весьма туманно. Причина известна — на эти цели нет средств.

Еще весной Юлия Тимошенко обещала, что Кабинет министров выделит 75 миллионов гривен на развитие харьковского метро. Называя эту сумму, Юлия Владимировна исходила из того, что для окончания строительства станций «Алексеевская» и «Проспект Победы» нужно 150 миллионов гривен (по информации харьковского городского головы Михаила Добкина, для этого требуется на 100 миллионов гривен больше). Премьер-министр предложила, чтобы работы были профинансированы пополам — за счет средств госбюджета и органов местной власти. В свою очередь, председатель Харьковского областного совета Сергей Чернов отмечает, что возможности местных властей здесь ограничены, без поддержки государства строить метро будет невозможно. Пока что участие Киева в этом процессе сводится к согласованию вопроса о передаче Харьковского метрополитена в коммунальную собственность областного центра, но и с этим пока что ничего не ясно.

— Сегодня мы де-факто в подчинении городских властей, де-юре — Министерства транспорта и связи, — говорит начальник госпредприятия «Харьковский метрополитен» Сергей Мусеев. — Но в чьей бы собственности ни был наш метрополитен, строить его надо. И во всем мире такие транспортные системы развиваются за счет государства.

— Сергей Зинятович, в свое время планировалось, что станция «Алексеевская» («Интернациональная») будет введена в эксплуатацию в 2007 году, а «Проспект Победы» — в 2009-м…

— Не знаю, как в свое время определяли приоритеты развития харьковского метро. Правда, возможно, что за минувшие годы существенно изменилась инфраструктура города. Но, с моей точки зрения, как начальника метрополитена, продолжение Алексеевской линии — неэффективное использование денег. Можно сказать, их закопали в землю. С вводом новых двух станций здесь пассажиропоток практически не увеличится. Зато содержание станций потребует заметных дополнительных расходов…

— А какие транспортные проблемы можно считать наиболее насущными?

— Проблемой сегодня стала Северная Салтовка. Для ее решения требуется создание в районе станции «Героев труда» хотя бы небольшого транспортного узла, куда будут подвозить харьковчан в наземных видах транспорта. В идеале должна быть построена единая городская транспортная система. Но если у каждого вида транспорта будут разные собственники, это невозможно. Если один — можно будет гибко координировать пассажирские потоки. А дальнейшее развитие метрополитена должно происходить в направлении аэропорта.

— Об этом давно идут разговоры…

— Пора, как минимум, принимать концепцию решения. Мы, например, предлагаем не прокладывать «дедовским способом» туннель под проспектом Гагарина, а выйти на поверхность земли и проложить метро по эстакаде над дорогой. Такой способ давно известен и широко используется. И строительство в этом случае станет дешевле в пять раз. Денег нет? Кризис? Мы сейчас говорим не о кризисе, а о том, как будем жить после него.

— Но в этом году, скорее всего, уже ничего не будет. Если в будущем году появятся деньги...

— …Они будут потрачены на Алексеевскую линию. И одновременно должна идти разработка проекта линии на аэропорт. Нужно учесть, что рядом в том же направлении проходит железная дорога, на которой имеются станции Левада и Жихарь. Вполне можно было бы веткой соединить метро и железную дорогу, построить терминалы… Решение нужно принимать в ближайшее время. И средства для его реализации предусмотреть.

— О целесообразности соединения аэропорта с «Левадой» линией наземного метро говорил и начальник ЮЖД Виктор Остапчук. Виктор Николаевич еще несколько лет назад обсуждал такое предложение в Министерстве транспорта и связи, а также с харьковскими городскими властями. К этой идее тогда отнеслись прохладно. Сейчас, имея в виду Евро-2012, ситуация выглядит несколько иначе. Как бы то ни было, глава Харьковской облгосадминистрации Арсен Аваков уверен, что строительство наземной линии Харьковского метрополитена в сторону аэропорта начнется не раньше, чем завершится строительство станций метро на Алексеевке.

— Предложения руководителей ЮЖД несколько отличаются от наших. Но в данном случае дело не в этом. Время не ждет…

— Тем не менее, создается впечатление, что после повышения стоимости проезда в метро вы находитесь в режиме ожидания.

— Это неправильное впечатление. Мы не ждем, а работаем. Ближайшие нововведения произойдут в октябре, когда метрополитен начнет процесс реорганизации работы касс, кассиров и контролеров. Точнее говоря, мы собираемся их упразднить.

— Отмените жетоны?

— Нет. Хотя это не лучший способ оплаты проезда. Мало кому известно, что каждый год наш метрополитен докупает более миллиона жетонов на сумму почти в миллион гривен. Дело в том, что жетоны теряются, ломаются, жетоносчетная машина их разбивает…

— Рассказывают, что в метрополитене в Дубае (ОАЭ), первая линия которого откроется 9 сентября, будут использоваться только карточки — на одну поездку, на один день, на неделю, на месяц или на сезон. В московском метро уже можно оплатить проезд со счета на мобильном телефоне или кредитной карточкой. Оплатить кредиткой проезд в метро также можно в Сингапуре, Дели, Нью-Йорке и Вашингтоне. В токийском метро, которое является третьим по величине в мире, используются магнитные билетики на входе и выходе или те же мобильные телефоны. В Праге билеты в метро продаются на определенный срок — почасово или, скажем, на сутки. Там пассажир оплачивает проезд на любой станции в одной из автоматических касс, один раз компостирует билет и ездит отведенное ему время. Ни турникетов, ни контролеров там нет. Зато большие штрафы за безбилетный проезд… Какая система будет у нас?

— На данном этапе — прежняя. И жетоны останутся. Что касается бесконтактных карт, пока их использует около 20 проц. харьковчан. В будущем году их число резко увеличится. Дело в том, что до 1 января 2010 года карточки получат все льготники. Выдавать их будут в кассах метрополитена по предъявлению паспорта и документа, дающего право на льготу. Обычные пассажиры смогут пополнять свои карточки в автоматах. После ввода этой системы «оборот» жетонов максимально упростится — опечатанные боксы будут просто переставляться из автоматических контрольно-пропускных пунктов в автоматы для продажи жетонов. Экономия от этих реформ ожидается в размере около 15 миллионов гривен в год.

Аркадий Генкин

Разделы по теме:
Рубрики:   Метро

Комментарии

pp22
08.07.2009 21:00
А как эта надземная линия будет пересекать ЖД мост над проспектом Гагарина?

Murcielago
08.07.2009 21:15
Цитата(pp22 @ 8.7.2009, 21:00) *
А как эта надземная линия будет пересекать ЖД мост над проспектом Гагарина?

1) тоннель
2) эстакада
3) перестройка ж/д путепровода
4) еще варианты придумывать? smile.gif)

pp22
08.07.2009 21:26
От тоннелей отказываются; эстакада-не думаю, что это разумно-большой перепад высот выйдет; перестройка путепровода-дорого, а свой вариант у меня появился, но придется пожертвовать двумя полосами (по одной в каждую сторону) автомобильной дороги

Murcielago
08.07.2009 21:31
Там и так мало полос, жертвовать нечем.

pp22
08.07.2009 21:48
Цитата(Murcielago @ 8.7.2009, 20:31) *
Там и так мало полос, жертвовать нечем.

В том то и дело, что ветку придется делать подземной аж до этого места, вместе со станцией "Державинская"

Murcielago
08.07.2009 22:06
так вот кто разрабатывал проект taunt.gif

pp22
09.07.2009 09:30
Цитата(Murcielago @ 8.7.2009, 22:06) *
так вот кто разрабатывал проект taunt.gif

Если бы разрабатывал я, его отклонили бы даже не рассматривая, т. к. я не архитектор, а биохимик
biggrin.gif rolleyes.gif angel.gif haha.gif rofl.gif

Просмотреть соответствующую тему на форуме.

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.