Автобус. Подвижной состав. Богдан-А069

ОписаниеГородские маршрутыПригородные маршрутыФотогалерея (127)Новости по теме (1)

Работает на городских маршрутах: 61е, 277е. [ Подробный перечень... ]
Работает на пригородных маршрутах: 1607, 1610. [ Подробный перечень... ]
Обслуживаемых перевозчиками: ТОВ "Експрес", ФОП Чорний В.О.

История модели

Автобус малого класса А069 был создан корпорацией "Богдан" в 2006 году. Основой для него послужило шасси корейского автобуса Hyundai County, кузов же был разработан украинскими конструкторами. Первые машины были выпущены в середине 2006 года, всего же до конца 2006 года было выпущено около 40 автобусов модели А069. Производство этих автобусов было организовано на Луцком автомобильном заводе, входящем в состав корпорации "Богдан".

Изначально в линейку моделей входили лишь две модификации - для городских и пригородных перевозок. В 2008 году к ним добавился школьный автобус; в том же 2008 году 14 автобусов Богдан-А069 по заказу Международного благотворительного фонда «Международный Альянс по ВИЧ/СПИД в Украине» были переоборудованы в мобильные амбулатории по работе с уязвимыми группами к ВИЧ-инфекции. В течение 2007-2008 гг. было выпущено более 500 автобусов Богдан-А069, преимущественно городской модификации A06921. Однако после экономического кризиса 2008 года объемы производства резко упали: в 2009-2012 гг. Луцкий автозавод произвел не более 200 автобусов Богдан-А069, большинство из которых были школьными автобусами, собранными по заказу Министерства образования.

Несмотря на снижение спроса, "Богдан" расширил линейку модификаций модели А069. С 2010 года началось производство автобусов Богдан-А069 с двигателями Hyundai D4DB (Евро-2; А06901, А06905, А06924) и Hyundai D4DD (Евро-3; А06902, А06906, А06922). Впрочем, автобусы этих модификаций не стали массовыми.

Одновременно с введением в Украине нормативов экологической безопасности Евро-3 с 1 января 2013 года "Богдан" представил новую линейку автобусов А069 с двигателем : школьный А06907 с увеличенной колесной базой, пригородный и междугородный А06908 и городской А06909. В городской модификации Богдан А06909 были предусмотрены различные варианты компоновки салона (18 или 20 мест для сидения). В автобусе Богдан А06908 было предусмотрено два варианта исполнения - пригородный и междугородный. Оба варианта предусматривали различные комплектации: пассажирские сиденья от мягких нерегулируемых до мягких с подлокотниками и регулировками сидений, все сиденья оборудованы ремнями безопасности; багажные полки как в исполнении "эконом", так и с блоками индивидуальной подсветки и индивидуальными динамиками; предусматривалась возможность установки аудио-видеосистемы и охладителей испарительного типа.

Новая линейка автобусов Богдан-А069 с двигателями Евро-3 также не нашла спроса среди покупателей. В 2013 году "Богдан" выпустил лишь 60 школьных автобусов А06907 по заказу Министерства образования. Поэтому корпорация не стала адаптировать модель А069 под новые нормативы Евро-4, введенные в Украине с 1 января 2014 года. Тем не менее, модификации автобуса Богдан А069 с двигателем Евро-3 до сих пор присутствуют в линейке продукции на официальном сайте корпорации "Богдан" (по состоянию на март 2019 года).

Техническое описание

Автобус Богдан-А069 - автобус малого класса с кузовом рамной конструкции вагонной компоновки, созданный на шасси Hyundai County. Автобус оснащен дизельным двигателем Hyundai с турбонаддувом и интеркулером, Расположение двигателя переднее, продольное. Гарантийный ресурс двигателя - 1 млн. км. пробега. Коробка передач - механическая, пятиступенчатая с синхронизатором включения всех передач. Рулевое управление оснащено гидроусилителем. Система электрооборудования автобуса питается непосредственно от генератора (основной режим работы) или от аккумуляторных батарей. Номинальное напряжение бортовой электросети - 24 В.

Богдан-А069 оборудован жидкостной системой отопления, в которой используется тепло системы охлаждения двигателя и автономного жидкостного подогревателя проточного типа модели WEBASTO DBW 2010.90. Отопительные приборы расположены в кабине водителя под лобовым стеклом и под сдвоенными сидениями пассажирского салона. Вентиляция салона осуществляется посредством вентиляционного люка, форточек, а также вентилятора отопителя на рабочем месте водителя. Автобус имеет широкое панорамное лобовое стекло и высокие стекла в пассажирском салоне, что создает хороший обзор как для водителя, так и для пассажиров.

Модификации

В связи с изменениями устанавливаемых силовых агрегатов серийные модификации меняли обозначения на протяжении выпуска. В приведенном перечне первым указывается индекс модификации с двигателем Hyundai D4AL, (Евро-2; 2006-2011), вторым – с двигателем Hyundai D4DB (Евро-2; 2011-2012 г.в.), третьим - с двигателем Hyundai D4DD (Евро-3; 2010-2013 г.в).

Богдан-А069.00, А069.01, А069.02 (А069.08) - пригородная модификация, имеющая автоматическую переднюю дверь и заднюю аварийную дверь с ручным открыванием, а также сидения с подголовниками. Количество мест для сидения в автобусах пригородной модификации - 19.

Богдан-А069.04, А069.05, А069.06 - автобус, предназначенный для перевозки школьников. Оборудован сиденьями с подголовниками и ремнями безопасности, специальными багажниками для школьных портфелей, увеличено количество наружных и внутренних зеркал заднего вида. Всего в автобусе 21 место, из которых одно предназначено для сопровождающего детей лица. Снаружи автобус имеет проблесковые маячки на крыше; на бортах нанесена надпись "Школьный автобус"

Богдан-А069.07 - школьный автобус с колесной базой, увеличенной до 4550 мм и 27 местами для сидения.

Богдан-А069.21, А069.24, А069.22 (А069.09) - городская модификация, имеющая две автоматические двери, непосредственно за передней осью и в заднем свесе, и 16 мест для сидения в салоне.

Богдан-А069 в Харькове

В конце 2006 года 7 автобусов Богдан-А069.21 были приобретены харьковским перевозчиком ООО "Экспресс" по лизинговой схеме киевского банка "Діамантбанк". Согласно лизинговому договору, до окончательной выплаты перевозчиком стоимости автобуса он принадлежит банку, поэтому машины изначально имели киевские госномера. В последние дни декабря 2006 года автобусы вышли на маршруты 227т и 228т.

Шесть из семи автобусов были заменены по рекламации весной 2008 года на новые машины. Тогда же эти автобусы стали обслуживать маршруты 12, 125э (ныне - 61э) и 140э (ныне - 64э). Богдан-А069.21 гос.н. АА1659СВ проездил с киевским номером до 2010 года, после чего получил номерной знак Харьковской области. По мере обновления подвижного состава ООО "Экспресс" более вместительными машинами, автобусы особо малого класса А069 были переведены на менее напряженные маршруты. С 2012 года эти машины стали работать на маршрутах 277 и 299, а позже перешли на маршруты 221, 254 и 258. С 2018 года автобусы Богдан-А069 ООО "Экспресс" работают также на пригородном маршруте 1607 (Харьков - Песочин).

В 2007 году три автобуса модификации А069.00 приобрел перевозчик ФЛП Кислая. Эти машины до 2010 года работали на 154-ом пригородном маршруте. Еще один автобус, Богдан-А069.21 гос.н. АХ6115АТ, был куплен одним из коммерческих перевозчиков в 2007 году. Эта машина эксплуатировалась преимущественно на маршрутах 218э, 230э, 297э. В 2018-2019 гг. на городских и пригородных маршрутах также периодически появляются автобусы Богдан-А069 из других регионов.

В рамках реализации проекта «Профилактика ВИЧ/ИППП среди уязвимых групп г. Харькова» в ноябре 2008 г. благотворительный фонд «Благо», при финансовой поддержке Международного благотворительного фонда «Международный Альянс по ВИЧ/СПИД в Украине», получил в пользование Мобильно-консультативную амбулаторию на базе автобуса Богдан-А069.00.

С 2013 года в Харьковской области также работает несколько школьных автобусов Богдан-А06907.

© Андрей Бутковский, 2019

Автор благодарит руководство ООО "Экспресс" и лично директора Степко А.В. за предоставленную информацию.

Источники:

  1. "Настанова щодо експлуатування автобусу Богдан А069";
  2. БОГДАН: А 069 – Hyundai County по-украински// autocentre.ua, 01.10.2007;
  3. В Украине представили обновленную линейку автобусов Богдан 2013 модельного года// autoconsulting.ua, 03.10.2012;
  4. «Богдан» выводит на рынок новые модели автобусов семейства Богдан А069// autoconsulting.ua, 30.01.2013;
  5. Харьковский городской благотворительный фонд "Благо". Мобильная амбулатория;
  6. Богдан А069 на сайте "Автобусный транспорт" // fotobus.msk.ru;
  7. Информация, предоставленная руководством ООО "Экспресс".

Техническая характеристика автобусов Богдан-А069:

Кузов рамный, с передним размещением двигателя
Шасси Hyundai County NBA35AX2
Габаритные размеры
  А069.00…A069.24
(кроме A069.07)
А069.07
Длина, мм 66908110
Ширина, мм 21502150
Высота, мм 28802880
Колесная база, мм 30504550
Передняя колея, мм 1705
Задняя колея, мм 1495
Передний свес, мм 1230
Задний свес, мм 2150
Дорожный просвет, мм 320
Ширина дверных проемов, мм 810
Масса и наполняемость автобуса
  А069.00, A069.01
A069.02, A069.08
А069.04, A069.05
A069.06
А069.21, A069.22
A069.24, A069.09
А069.07
Масса снаряженного автобуса, кг 4090440042905100
Полная масса автобуса, кг 6700560568256500
Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг 260020752345 
Допустимая нагрузка на задний мост, кг 410035304480 
Количество мест для сидения 1920+1 16 27+1
Общее количество мест 33 20+1 33 27+1
Двигатель и КПП
  А069.00, A069.04
A069.21
А069.01, A069.05
A069.24
А069.02, A069.06, A069.07
A069.08, A069.09, A069.24
Марка двигателя Hyundai D4ALHyundai D4DBHyundai D4DD
Тип дизельный дизельный дизельный
Соответствие нормативам экологической безопасности Евро-2 Евро-2 Евро-3
Рабочий объем, л 3,298 3,907 3,907
Максимальная мощность, кВт (л.с.) 85 (116) 95 (130) 103 (140)
Максимальный крутящий момент, Нм 294 362,8 372,8
 
Марка КПП Hyundai M3S5
Тип КПП механическая
Количество ступеней КПП 5
 
Рулевое управление с гидроусилителем интегрального типа
Подвеска колес зависимая, рессорная с стабилизатором поперечной устойчивости
Тормозная система
Рабочая тормозная система гидравлическая, двухконтурная, с АБС
Стояночная тормозная система трансмиссионная, механическая
Вспомогательная тормозная система моторный тормоз
Запасная тормозная система один из контуров рабочей системы
 
Максимальная скорость движения, км/ч 95
Расход топлива при скорости 60 км/час, л/100 км 15 – 17,5
Разгон 0-100 км/ч, с 23,4 – 25
Система отопления жидкостная
Колеса 5,5F x 16/7.00 x16-12PR