Новости. Водитель уволен, машина на ремонте. Но кто же вез пассажиров по маршруту?
Газета "Время", 10.03.2005.
«Обращается к вам группа работников и предпринимателей Барабашовского рынка, живущих на Роганском массиве. На работу мы ездим маршрутом №121 от ул. Зубарева до рынка. Цена проезда установлена в одну гривню, водитель берет по две, билеты не выдаются.
При этом очень часто машины едут только до станции метро «Пролетарская», поэтому мы вынуждены ехать до метро на другом транспорте, оплачивая проезд, и только затем садиться в маршрутку по 121 маршруту. Таким образом проезд нам обходится в 2,5 — 3 грн. Если же на маршруте проводится проверка, то и того хуже — пассажиров возят две-три машины, остальные где-то прячутся. Добавлю, что в машинах установлено по 15 — 17 сидений вместо положенных 13, что создает угрозу безопасности пассажиров.
От имени и по поручению пассажиров С. Волина».
Жалобу проверили специалисты областного управления по делам защиты прав потребителей и убедились в том, что пассажиры, в основном, правы, — и цена проезда, мягко говоря, невразумительно высока, и билеты водитель во время «контрольной поездки» не выдавал, и пассажиров в салоне оказалось немного больше, чем установлено правилами пассажирских перевозок, и аварийные выходы загромождены. Словом, с любой точки зрения перевозчики нарушают и Закон о защите прав потребителей, и постановления Кабинета министров, касающиеся пассажирских перевозок, и другие действующие нормы законодательства Украины.
Составляя акт о нарушениях, проверяющие вспомнили, что нечто похожее в отношении того же ОАТ «АТП 16331» писать им уже приходилось — и не далее как в ноябре прошлого года. Упоминалась там и невыдача билетов, и то, что автобус почему-то пошел не по маршруту, а как Бог на душу положит водителю, и еще много чего. И «припис» с требованием устранить нарушения в АТП направляли. А в ответ получили весьма любопытное объяснение председателя правления ОАТ г-на Гурова о том, что во всем, дескать, виноват водитель, который «до сих пор нарушений финансовой и транспортной дисциплины не допускал», а тут вдруг «по неизвестным причинам» допустил, правда, только в течение двух рейсов. За что и уволен буквально на следующий день после проверки. Ну, не повезло АТП с водителем, что тут поделать…
Как выяснилось — не с ним одним. Январская проверка жалобы (читай выше) выявила абсолютно те же нарушения, и… принесла абсолютно те же результаты, только водитель, виноватый во всех грехах, оказался уволенным еще быстрее. Как сообщил управлению по защите прав потребителей тот же А. Гуров, 18 января, когда проводилась проверка, водитель автобуса ГАЗ 32-21 на АТП уже не работал, ибо договор с ним был расторгнут накануне, 17 января. Еще интереснее то, что водитель, как можно понять из его объяснительной записки, вовсе не считал себя уволенным. В этот день, по его словам, он ремонтировал машину, ездил за запчастями на рынок и на обратном пути (находясь на ремонте) взял пассажиров.
Кто из действующих лиц сего спектакля соврал, а кто сказал правду — непонятно. Можно предположить, слегка лукавили и водитель, и руководитель. Но главное не в этом.
Проблема безопасности пассажиров при автопассажирских перевозках стоит весьма остро: на дорогах Украины ежегодно гибнет людей, как на небольшой войне. Кабинет министров даже отдельное постановление этой теме посвятил, где «расписал», кто, как и в каких условиях может перевозить пассажиров и кто за что отвечает. Но это в теории, на практике же — никто и ни за что. Садясь 18 января в тот самый ГАЗ 32-31, пассажиры, естественно, не знали ни о том, что водитель «накануне уволен», ни о том, что машина «находится в ремонте». И если бы, упаси Господи, во время поездки случилось дорожно-транспортное происшествие, доказать, что они ехали в этом автобусе, и потребовать какую-то компенсацию пассажирам было бы крайне сложно.
Между тем по минимуму обезопасить себя могут и сами пассажиры маршруток. Для этого надо лишь «занимать места согласно купленным билетам», то есть не ездить в маршрутке стоя, — это довольно опасно, что подтверждают в минуты откровенности и сами водители (но пассажиров сверх нормы все равно берут). Садиться в маршрутках только на «стационарные» сиденья, игнорируя «приспособленные». Требовать у водителя билет — при необходимости он послужит доказательством того, что вы были пассажиром этого автобуса и имеете право на возмещение ущерба, если во время поездки что-нибудь случится. Да и вообще, помнить о том, что транспорт создан для нас, пассажиров, а не наоборот.
И еще одна подробность, о которой рассказали в областном управлении по делам защиты прав потребителей. В Законе Украины об автомобильном транспорте упомянуты три режима перевозки пассажиров на автобусных маршрутах: обычный, экспрессный и режим маршрутного такси, у каждого из них свои особенности, свои условия перевозки, свои цены, наконец. Различить их, в принципе, несложно. Если, к примеру, возле названия маршрута стоит буква «Т», то это маршрутное такси, которое, в числе прочего, должно останавливаться по требованию пассажира в любом разрешенном для остановки месте. Если стоит буква «Э» — то это экспресс. Но в алфавите, как известно, букв несколько больше. На харьковских улицах появились машины с буквой «П» после указания маршрута. Что это означает, никто в учреждениях, курирующих городской транспорт, объяснить не смог. Предположительно — «П» расшифровывается как «приватный», то есть частный. Какие дополнительные права даны или обязанности вменены «приватным» маршрутам, понять невозможно. А если никаких, то зачем эта самая «П»? Но коль в законе этот режим не упомянут, то получается, что и закон для него не писан. Вот и позволяют себе владельцы и водители «П-маршрутов» различные маршрутные вольности. С особенностями «П-маршрутов» защитники прав потребителей попросили разобраться прокуратуру. Но пока суд да дело, эта «незаконная буква» тихой сапой «прописалась» в разрешениях на право перевозки пассажиров, выдаваемых перевозчикам горисполкомом. И стала как бы законной, хотя и не стала более понятной.
Наталья Петрова.
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Автобус |
Модели ПС: | ГАЗ-3221 |
Городские маршруты: | Аб121е |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.