Новости. Трамвай 1928 года будет возить экскурсии по Харькову
Газета "Комсомольская правда в Украине", 13.09.2005.
Первый электрический трамвай в Харькове вышел на маршрут в 1906 году постепенно заменил конку. К 100-летнему юбилею в «Горэлектротрансе» готовят подарок себе и харьковчанам – первый экскурсионный трамвай.
Хлам продали за золото
Городская управа купила 12 вагонов у немецких капиталистов, уплатив за каждый 7333 рубля золотом! Неслыханные деньги по тем временам, когда доехать в один конец «на Ваньке» можно было за 15 копеек (весьма дорого), а на конке - за пять. Заработок подсобного рабочего на заводе тогда составлял 20-30 копеек в день за 12 часов работы. Позже выяснилось, что под слоем краски оказались ржавые старые вагоны. Но именно с этого времени начинается электрический век харьковского городского транспорта. Протяженность маршрута тогда составляла 12 км. Сегодня - более 200 км. Одна лишь «двойка» охватывает 47,7 км (самый длинный маршрут). А вот самым доходным признан на сегодняшний день шестой маршрут. К слову, теперь вагон немецкого производства стоит около 2 млн евро, наш отечественный (Луганского завода) - миллион гривен. Первыми вагоновожатыми были мужчины, которые поразили иностранных учителей «умом и сообразительностью», быстро освоив рельсовую машину. До 1927 года управление трамваями доверяли исключительно сильному полу. И лишь спустя 20 лет после пуска электрического трамвая эту профессию освоила первая женщина. Теперь в «Горэлектротрансе» работают 53 дам, они в основном управляют трамваями, а вот мужчин больше за рулем троллейбусов. Кстати, первый троллейбус появился в Харькове в 1939 году.
Из металлолома сделают «сказку»
Сейчас будущий єкскурсионный трамвай больше похож на груду металла. Ни окон, ни дверей, ни обшивки - один железный корпус. - По разработке харьковских специалистов в 1928 году Мытищинским заводом был выпущен вагончик серии Х (харьковского типа), к реставрации которого мы приступили, - рассказывает Валентина Пафик, директор народного музея истории КП «Горэлектротранс». - Наш вагон был утвержден комиссией как стандартный для всех городов страны, за исключением Москвы и Ленинграда. Харькову передали почти две сотни таких вагонов. Сегодня каждое трамвайное депо, по словам Василия Витченко, главного инженера предприятия, получило задание на изготовление определенной запчасти для будущего рельсового гида. За год обещают из металлолома сделать «сказку».
Будет уход, будет и ход
- У 348 единиц из 372, или 93,5% подвижного состава, закончился срок амортизации, - говорит Василий Витченко, - а вот срок эксплуатации… В советские времена он составлял 16 лет. - Улыбаясь, Василий Иванович добавил: - Это как с «Жигулями» - эксплуатировать можно и больше, все зависит от технического состояния.
- Для того, чтобы вагонам продлить жизнь, - продолжает главный инженер, - мы в течение двух с половиной последних лет создавали ремонтную базу в Коминтерновском депо. - Сначала ввели в эксплуатацию участок по ремонту колесных пар, потом ходовой тележки, и в этом году выпустили первый трамвай после капитального ремонта. Парк электротранспорта не обновлялся с 1992 года. Сегодня в городе можно встретить только чешские вагоны, более новенькие Т3-М - на пятом маршруте, а все остальные - старые Т3. Троллейбусов стало на 8 единиц больше три года назад.
Кадры решают все!
В народном музее истории «Горэлектротранса» хранят память о знаменитых сотрудниках. Как выяснилось, известный поэт Борис Чичибабин трудился в отделе материально-технического обеспечения этого предприятия. Генерал-полковник Михаил Потапов, единственный советский офицер, который лично беседовал с Гитлером, - до войны работал мостовщиком в Ленинском депо. Еще одна знаменитость - водитель трамвая Иван Пасмуров, который после освобождения Харькова в 1943 году продал все свое имущество и, собрав 50 тысяч рублей, направил их в фонд Красной Армии. На эти деньги был построен самолет. Но не только сотрудниками гордятся здесь. Как выяснилось, даже транспортное средство может быть знаменитым: в 1986 году харьковский трамвай участвовал в съемках фильма «Одинокая женщина желает познакомиться» (в главных ролях - Ирина Купченко и Александр Збруев). Эпизод снимался на улице Молодой Гвардии, где находится депо и административный корпус предприятия.
Кстати
Обязан ли кондуктор вернуть пассажиру деньги за проезд в случае поломки электротранспорта, корреспонденту «КП» объяснила Светлана Степаненко, заместитель директора по экономике КП «Горэлектротранс». - По правилам пользования наземным транспортом, перевозчик не обязан возвращать деньги. Вместо возврата предусмотрена пересадка пассажира в другой трамвай или троллейбус, следующий по этому маршруту.
В тему
Чтобы стать водителем электротранспорта, нужно закончить шестимесячные курсы. Но, как говорят на предприятии, чтобы быть настоящим водителем, надо иметь врожденный дар и опыт. 75 водителей – ветераны предприятия. Молодежь не хочет осваивать эту профессию. Заработная плата водителя трамвая составляет 840 гривен, троллейбуса - 1000.
Наталья Клевцова
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Трамвай |
Модели ПС: | Тип "Х" |
Единицы ПС: | Вагон типа "Х" #100 |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.