Новости. У харьковского экскурсионного трамвая большое киношное будущее
Газета "Время", 17.08.2006.
К такому выводу единодушно пришли сотрудники «Мосфильма» и Одесской киностудии после съёмок реконструированного харьковского трамвая в многосерийном художественном фильме «Ликвидация».
Не успел экскурсионный вагон, спущенный на рельсы к 100-летию харьковского трамвая, толком освоить свои первые городские маршруты, как на него уже положили глаз российские киношники, которым для съёмок послевоенной Одессы позарез понадобился трамвай соответствующего периода.
О дебюте нашего трамвая в кино рассказал руководитель Харьковского технического клуба «СамоходЪ» Александр Осетров.
— Александр Павлович, неужели киношникам не удалось найти подходящий трамвай где-нибудь поближе к Одессе?
— Действительно, харьковский трамвай — не единственный старинный экспонат из имеющихся сегодня в Украине. Но так получилось, что только он оказался пригодным для киносъёмок. В Одессе, например, есть старый трамвай, который тоже работает как экскурсионный, но это кабриолет — без крыши, причём и внутри он оборудован сугубо как прогулочный — с мягкими сиденьями для удобства туристов. Так что для киносъёмок он явно не подходил.
В Киеве тоже есть старинный трамвай, даже старше нашего — кажется, ещё бельгийского производства. Но он стоит как памятник. На ходу имеется трамвай в Виннице, но он ходит по узкой метровой колее. Есть трамвай, ровесник харьковского, в Донецке, но он, как и в Одессе, оборудован для проведения экскурсий, тоже с мягкими сиденьями. В харьковском же трамвае восстановлены деревянные сиденья — такие, какими они были в 30-е годы.
Вообще, этот трамвай восстанавливался энтузиастами из ХТТУ под руководством настоящего фаната трамвайного дела Василия Ивановича Видченко очень тщательно и с большой любовью. Взять хотя бы тот факт, что его сохранили, не дали уничтожить ещё лет пятнадцать-двадцать назад, когда, казалось бы, он не представлял никакой ценности. В депо было два старых вагона-уборщика, которые чистили трамвайные пути от снега. Но их основание, ходовая часть идентична одному из первых советских трамваев, который был разработан в Харькове в 1932 году. В то время в первой столице Украины был проектный институт, который разрабатывал трамваи для всего Советского Союза.
Этот трамвай тогда получил индекс «Х» — Харьковский. Разработали его здесь, а производили в городе Мытищи до 50-х годов. И ездили эти трамваи по нашим дорогам ещё до начала 60-х годов. Потом несколько вагонов переоборудовали в снегоуборочные машины, которые и сохранились до наших дней, потому что они не очень часто используются. И вот на базе одной из этих машин было решено воссоздать трамвай 30-х годов.
Это было задумано ещё к 90-летию харьковского трамвая, но в 1996 году в стране был экономический кризис, и идею удалось осуществить только через десять лет. Сам процесс работы занял не меньше полугода.
Корпус трамвая сделали из металла, а внутри воссоздали весь интерьер тех лет. Вообще же первые советские трамваи делались из дерева и сверху обшивались железом.
— Как же его удалось перевезти?
— На съёмки и обратно трамвай доставляли, можно сказать, уникальным способом — на автомобиле. Таких случаев, насколько мне известно, ещё не было.
Обычно трамвайные вагоны перевозят железнодорожным транспортом, поскольку для автомобильных дорог у них слишком большие габариты. Например, высота нашего трамвая — 3,4 метра, плюс высота трейлера. Но мы всё-таки решили, что доставка автотрейлером будет надёжнее. Во-первых, груз эксклюзивный, с ним нужно обращаться очень осторожно, постоянно держать под присмотром. Во-вторых, перевозка железной дорогой заняла бы не меньше трёх-четырёх дней, а так мы управились за сутки. Для процесса киносъёмок, где дорога каждая минута, это очень важно. И, надо сказать, работники киностудий оценили такую оперативность по достоинству.
Для перевозки нам удалось найти очень низкий трейлер, сделали специальную траверсу. За счёт этого трамвай вошёл в габарит 4,3 м и его удалось провезти, заручившись разрешением в ГАИ, где нам выписали специальный маршрут.
В мэрии к необходимости такого путешествия трамвая тоже отнеслись с пониманием и постарались сделать так, чтобы с выездом из города у нашего кортежа было как можно меньше проблем. По территории Харькова нас провела линейная бригада, которая приподнимала провода там, где они висели низко. А вот, когда мы выехали за город и уже без сопровождения оказались в посёлке Староверовка, то буквально ужаснулись, увидев теплотрассу, висящую над дорогой, а на ней знак «3,5 метра», обозначающий максимальный габарит для проезжающего транспорта. У нас же почти 3,5 метра только высота самого трамвая! Каково же было наше удивление, когда трейлер легко проехал под этой трубой, где ещё оставался приличный зазор. То есть знак повесили с «поправкой» метра на полтора!
Нам разрешили проехать через Днепропетровск, а вот Красноград и Кировоград пришлось объезжать. Так что вместо 750 километров, которые составляют протяжённость пути по автомагистралям от Харькова до Одессы, мы преодолели 920 км.
В пути не обошлось и без курьёзов. Проезжая по сельской дороге между полей, засеянных подсолнечником, мы вдруг обнаружили за собой погоню в виде милицейской машины. Потом милиционеры рассказали нам, что просто глазам своим не поверили, увидев издалека, как среди подсолнухов мчится самый настоящий трамвай, ещё и обгоняет какую-то фуру! Трейлера-то им не видно было.
— Как с нашим трамваем обращались в Одессе?
— В Одессе нас встречали буквально как какой-нибудь литерный поезд. Заранее позаботились о том, чтобы проложить безопасный маршрут по городским улицам. Мы же, в свою очередь, за несколько часов подготовили трамвай к работе.
— Словом, в чужие руки трамвай не давали?
— Об этом не могло быть и речи, учитывая то, сколько труда было вложено харьковскими мастерами в его восстановление. В качестве экипажа трамвая от харьковского депо в Одессу приехали три человека: Геннадий Пулькив, руководитель бригады, которая восстанавливала вагон, электрик Евгений Нижник и вагоновожатый Василий Плохой (на самом деле он человек очень хороший, а в Харькове как раз и закреплён за экскурсионным трамваем). Они следили за работой трамвая, а моя задача заключалась в поддержании связей с общественностью. Кроме организации непосредственно перевозки, приходилось отвоёвывать трамвай от «покушений» киношников, которым то и дело требовалось, например, выбить в вагоне пять окон или изрешетить его пулями. Вместе придумывали, как выйти из ситуации, чтобы всё выглядело достоверно, но облик трамвая при этом не пострадал.
Вот, например, эпизод, когда раненый бандит вываливается на ходу из горящего грузовика и начинает стрелять по сторонам. Как раз в этот момент по мосту проходит трамвай, пули прошивают корпус, выбивают оконные стёкла… Так вот, наши стёкла мы бить не позволили. Просто вынули оконные рамы, сделали специально другие, с подрезанными стёклами. Во время съёмки «пассажиры» трамвая чуть-чуть поддевали их локтем, и со стороны создавалось впечатление, что стёкла разлетаются от пулевых выстрелов. Что касается следов от пуль, то вместо пулевых отверстий мы наложили на корпус трамвая специальные наклейки.
Вообще, в фильме «Ликвидация» харьковский трамвай присутствует в пяти эпизодах. И в основном, это перестрелки или убийства — словом, разные напряжённые моменты, отражающие жизнь Одессы 1946 года.
Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что в фильме харьковский вагон играет сразу несколько трамваев: в разных эпизодах он появляется под разными маршрутными номерами — их меняли в зависимости от того, в каком месте Одессы проходили съёмки.
Кстати, некоторые старые трамвайные маршруты там существуют до сих пор. Два-три раза в день трамвай ходит на Хаджибеевский лиман, там есть очень старый участок, который проходит среди камышей, а колёса в одном месте на повороте буквально скрываются под водой.
— Как долго вы были на съёмках?
— Трамвай снимали в течение пяти дней, по 12 часов в сутки. Съёмки же самого фильма будут продолжаться ещё около полугода. Надеюсь, его увидят не только в России, но и в Украине. Харьковчане узнают наш трамвай… В Одессе он всем понравился, по мнению представителей сразу нескольких киностудий, у него впереди большое киношное будущее.
Кстати, сейчас в Харькове восстанавливается ещё один, более поздний трамвай 1952 года выпуска. Он уже снимался в кино несколько лет назад, когда в Харькове проходили съёмки эпизодов фильма «Русское» — по мотивам харьковской трилогии Эдуарда Лимонова. Правда, тогда его можно было снимать только снаружи, а теперь, после восстановления внутреннего интерьера, тоже получился очень интересный трамвай.
Татьяна Буряковская.
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Трамвай |
Модели ПС: | Тип "Х" |
Единицы ПС: | Вагон типа "Х" #100 |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.